«Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»
Эта цитата из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» отлично объясняет, почему модель непрерывного самообучения (self-learning) становится насущной необходимостью для человека, который хочет поддерживать высокий уровень компетентности и профессионализма. Ведь в современном мире технологии и знания обновляются каждые два-три года.
Учёные США даже придумали специальный термин, который описывает скорость устаревания знаний. Это «период полураспада компетентности».Но как быстро обучаться, эффективно поглощать большие объёмы знаний и надолго удерживать их в памяти? Для этого можно освоить и применять различные приёмы и методы самостоятельного обучения. О них вы узнаете из статьи.
Получайте свежие новости из мира образования первыми — подписывайтесь на наш информационный ресурс в Telegram. И не забывайте пользоваться актуальными скидками и акциями компании!
Основа основ самообучения
Прежде чем выбирать методики самообучения, стоит определить главное — цель и круг навыков, которые необходимо развивать. Без этого мотивации надолго не хватит.
Выбирая цель для самообучения, важно помнить, что она должна быть конкретной, измеримой во времени, реальной и практичной. То есть, формулировка «выучить английский язык за два месяца» скорее всего не сработает. Подумайте, зачем вам нужен новый навык? Например:
Я хочу выучить английский язык к 20 мая этого года, чтобы:
- поступить в магистратуру;
- устроиться на престижную работу;
- пройти собеседование в конкретную компанию;
- сразу получать бОльшую зарплату;
- читать профессиональную литературу в оригинале.
Такая чёткая цель будет постоянно поддерживать вас на пути к успеху, сузит фокус в выборе способов обучения, поможет составить план по её достижению и с умом организовать учебный процесс.
Классификация методик самостоятельного обучения
В педагогике существует масса классификаций обучения: по характеру восприятия информации, учебным задачам, источникам приобретения знаний, типам и так далее. При самостоятельном обучении все методы и приёмы условно можно разделить на несколько групп:
- Вербальные.
- Наглядные и образно-графические.
- Ассоциативные.
- Практические.
Давайте подробнее разберём какие конкретно методы самообучения входят в каждую группу и как их можно применять.
Вербальные методы
Это методы самостоятельного обучения, в процессе которых получение новой информации происходит через активное слушание или чтение материала. Эффективность такого способа составляет 5-10%. Поэтому преподавание только в виде лекций постепенно уходит в прошлое. Теперь в колледжах и вузах приоритет отдают самостоятельным формам обучения.
Наглядные и образно-графические методы
Методы обучения, предполагающие самостоятельное изучение темы, это не только скучное чтение книг. Процесс можно разнообразить, если применять наглядные и образно-графические приёмы.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Просмотр медиакурсов
Coursera, Udemy и другие образовательные ресурсы предлагают практически бесплатно огромное количество курсов. Демонстрация опытов, яркие презентации по теме — всё это позволяет повысить эффективность самообучения. А если вы выбрали платный вариант участия и выполняете практические задания, то знания, полученные на образовательных площадках, останутся надолго.
По статистике только 7% людей, проходящих онлайн-курсы, доходит до конца. Как попасть в эти 7%? Не забыть поставить цели и задачи прежде, чем записаться на курс.Конспектирование
Самостоятельная работа учащихся будет проходить эффективнее, если использовать визуально-графические методы обучения. И конспектирование один из них.
Существует множество современных методов грамотного составления конспектов, которые повышают качество запоминания информации при самостоятельном обучении. Среди них составление ментальных карт, скетчбукинг и диаграммы Исикавы.
Ассоциативные методики
Для того чтобы легко запомнить большой объём информации, попробуйте применять ассоциативные методы, к которым относятся различные мнемотехники. Они отлично тренируют память и создают связи в мозге, которые даже через много лет позволят вспомнить нужную информацию. Вот некоторые из них.
Мнемотехника «Матрёшка»
Она применяется, если нужно запомнить большое количество терминов, которые соотносятся друг с другом. Для этого вы берёте два понятия и представляете, как в одно большое входит меньшее. Потом убираете большее, берёте меньшее и следующее, которое надо запомнить. Повторяете процесс. В итоге, у вас получается цепочка, в которой каждое понятие вызывает следующее за ним.
Например, при запоминании этапов в развитии психологии, можно использовать следующие связи:
Психология как наука о душе → Психология как наука о сознании → Психология как наука о поведении → Психология как наука о механизмах и закономерностях психики.
Метод символов
Для использования этого ассоциативного метода необходимо для цифр или букв придумать свои собственные символы. Этот приём позволяет запоминать длинные числа, исторические даты и сложные понятия.
Практические методы
К практическим методам самообучения можно отнести проектные, интерактивные и эвристические.
Проектный, или проблемный метод
Проектные методы эффективного самообучения предполагают активное решение проблемных ситуаций. В основе лежит самостоятельная поисковая и познавательная деятельность учащихся. Такой метод обучения помогает погрузиться в задачу, провести исследование, проанализировать полученные данные и описать результаты.
Интерактивные методы
Интерактивные методики — одни из самых современных методов самостоятельного обучения. Они предполагают активное взаимодействие и мозговые штурмы: ролевые игры, решение кейсов, групповые обсуждения.
Пример интерактивного метода обучения — участие в командной игре «Мозгобойня». Призовые места в ней занимают лишь те игроки, которые распределяют между собой темы и усиленно готовятся к участию, штудируя тонны информации.Эвристические методы
Это методы, направленные на раскрытие творческого потенциала и поиск нестандартных решений. Его отцом-основателем считают Сократа, который вопросами побуждал своих учеников думать и находить ответы самостоятельно. Как его применить в самообразовании? Постоянно задавать себе, приступая к задаче и в процессе обучения, пять сократовских вопросов:
- Что я хочу?
- Как я пойму, что у меня это есть?
- Что меня может остановить или, наоборот, продвинуть?
- Почему это важно?
- Как я буду этого достигать?
Подводя итог в обзоре эффективных методов и приёмов самообразования, стоит развеять самый губительный миф, который существует вокруг обучения. Благодаря книге «Гении и аутсайдеры» Малкольма Гладуэлла в обществе сложилось мнение, что для освоения новыго навыка необходимо 10 000 часов усердной практики. На секундочку, это 5 лет работы при полной занятости!
Сам автор подсмотрел свою теорию в исследованиях профессора Эриксона, который изучал деятельность суперпрофессионалов из разных областей. Поэтому его выводы относятся только к экспертному уровню.
На самом деле, чтобы выработать новый навык достаточно всего 20 часов регулярной практики. Так что не отказывайтесь от своих целей и развивайтесь, используя методы и приёмы эффективного самообучения.
А если будет нужна помощь в подготовке и написании контрольных, рефератов, курсовых, дипломных и других видов работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис.