В современных вузах на первых курсах ввели обязательный предмет изучения – экология. В ходе занятий преподаватель пытается донести до студентов основы экологии и рационального природопользования. Есть разные учебные пособия (Гурова, Хванта, например), но суть везде одна и та же. Давайте мы кратко опишем вам содержание всей дисциплины.
Общие сведения об экологии
В основе охраны природы, как и любой другой науки, лежит теория.
Экология и есть та самая теоретическая (научная) основа природопользования, охраны природы – системы государственных и общественных мер, которые направлены на обеспечение гармоничного взаимодействия природы и общества, что будет способствовать сохранению, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов и среды обитания.
Все, что мы делаем, так или иначе влияет на окружающую нас среду. Но так как мы не в силах просто взять и ничего не делать, следует просто разработать комплекс мер по более рациональному ведению деятельности. Поэтому ученые мужи ввели более корректный термин, нежели экология – рациональное природопользование.
Рациональное природопользование – это режим использования природных ресурсов, который позволяет человечеству получать максимальную пользу при минимальном причинении возможного ущерба природной среде.
В рамках этой дисциплины возникло понятие экологической безопасности – необходимость разработки целого комплекса мер для предупреждения экстремальных естественных или антропогенных (то есть причиненных человеческой рукой) ситуаций в природе.
Вообще заниматься проблематикой рационального природопользования стали еще такие философы-ученые, как Гаузе, Вернадский, Болотов и пр. Последний, кстати, разработал целую систему правил-законов сотрудничества с окружающей средой. Американец Коммонер последовал в том же направлении и сформулировал более четкие правила с теми же основными посылами. Итак, вот они…
Законы Барри Коммонера
Закон 1: все связано со всем
В биосфере существует сложнейшая сеть взаимодействий, которая должна предотвратить необдуманное воздействие на природу со стороны человека, так как это может привести к непоправимым и серьезнейшим последствиям.
С учетом современных реалий было бы разумно немного поправить это понятие до следующего вида: все связано со всем, однако эти связи могут быть в пределах от значительных до крайне незначительных (малых).
Закон 2: все куда-то девается
Немного напоминает современную формулировку закона о сохранении энергии, не так ли?
Но это правило включает в себя рассмотрение проблемы отходом материального производства. Мы извлекаем из недр земли одни вещества, затем преобразуем их в другие, которые потом рассеиваются обратно по окружающей среде. Но мы при этом совершенно не учитываем, что все это тоже куда-то девается.
Казалось бы, мы всего лишь вернули то, что взяли. Но на самом деле нет – большинство преобразованных нами веществ накапливается в тех местах, которые совершенно не предусмотрены природой.
Это интересно!
С точки зрения экологии грязь – это химические соединения не на своем месте.
Эта проблема сегодня особенно остро стоит сегодня, когда массово производятся одноразовые упаковки и изделия, которые придется куда-то девать, но никто не думает, куда.
Закон 3: природа лучше знает
Природные системы вырабатывались на протяжении миллионов лет, так что не нам нарушать выработанные порядки. Вмешавшись в биологическую эволюцию, мы можем навредить и скорее всего навредим, но прежде всего себе самим.
Закон 4: ничто не дается даром
Или иначе – за все придется платить. Природная среда – глобальная экосистема, представляющая собой единый механизм (или организм). И изымая из него что-то, мы обязаны вернуть это или возместить причиненный ущерб.
Мораль сей басни такова…
Все это к чему… К тому, что мы должны научиться максимально эффективно пользоваться предоставленными нам природой ресурсами. Решить вопрос разумного природопользования можно следующими способами:
- Более глубокое изучение условий пользования природными ресурсами;
- Разработка комплекса мер оптимальных норм пользования;
- Эффективное и щадящее территориальное расположение производства;
- Тщательное продумывание региональных систем хозяйствования;
- Прогнозирование и реальная оценка последствий хоз. деятельности человека и пр.
Это, пожалуй, самые основные моменты, которые вам придется узнать на уроках экологии и рационального природопользования. Ну а если преподаватель решит не только преподнести вам эти знания, но еще и устроить проверку усвоенного материала, вам вовсе не обязательно учить эти сведения. Обратитесь к нашим авторам, и они с радостью помогут написать доклад, реферат, контрольную или если вы захотите заказать отчет по практике!