Система высшего образования день ото дня становится более гибкой и ориентированной на практику. Ведущие вузы понимают, что сегодня студенты учатся не только ради получения диплома, но, в первую очередь, чтобы получить те знания, навыки и умения, которые будут востребованы в практической деятельности.
В прошлом остался дефицит дипломированных специалистов, и теперь работодатели смотрят не на оценки в дипломе, а на то, что выпускник вуза умеет делать. Поэтому в университетах и институтах активно внедряются инновационные формы учебы. Главная цель этого — сократить разрыв между сухой теорией и полезными практическими навыками, которые ценятся на рынке труда.
В этой статье мы расскажем о двух перспективных технологиях обучения: дуальной и проектной, а также подскажем, в каких отечественных вузах они реализуются. Хотите получить больше полезной информации — подписывайтесь на наш телеграм-канал. А если еще и сэкономить, то вам в группу.
Дуальная система обучения
Подобный подход к образованию зародился в профессиональных училищах Германии, после чего дуальную систему также стали применять в Канаде, Австрии, Швейцарии и других странах.Дуальное обучение — это когда студенты не только слушают лекции и обсуждают полученные знания на семинарах, но и выполняют практические задания на профильных предприятиях или фирмах. При такой форме учебы количество лекций уменьшается: студенты учатся или на 1-2-х парах, или 2-3 дня в неделю. Все остальное время они работают в организациях-партнерах вузов и даже получают зарплату. Если им нужно больше заданий, преподаватели проводят дополнительные консультации.
Важным преимуществом дуального подхода в колледже/СПО/вузе является то, что он решает проблему трудоустройства выпускников: чаще всего, студент остается работать в той фирме, где уже практиковался во время учебы. Кроме того, у дуальной системы образования есть и другие плюсы.
Достоинства дуального подхода
Внедрение дуального подхода позволяет достигнуть следующих результатов:
- улучшить практическую подготовку;
- адаптировать профессиональные знания и умения к реальным условиям рынка труда;
- ускорить процесс трудоустройства выпускника и его адаптации на рабочем месте.
Где получить дуальное образование в России?
Такая система уже действует в колледжах (преимущественно в Калужской, Ульяновской, Ярославской области и Пермском крае). Однако педагоги говорят, что дуальная форма обучения — это будущее вузов, где она также будет воплощена в ближайшее время.
Технология проектного обучения
Суть проектного обучения в вузе состоит в уходе от «чистой» теории. Проектный подход в образовании построен на активных и интерактивных методах обучения (тренинги, мастер-классы, творческие мастерские, деловые игры, решение кейсов). Благодаря этому студенты учатся организовывать свою деятельность и взаимодействовать, приобретают навыки командной работы и тайм-менеджмента.
Проектные технологии в образовании возникли в США в конце 19-го столетия. Основатель проектной системы обучения — американский педагог Джон Дьюи, автор концепции прагматической педагогики. В России проектное обучение первым реализовал С.Т. Шацкий.Особенность такой учебы состоит в том, что вместо обычных лабораторных или домашних работ студенты работают над проектами в выбранной отрасли. Будущие юристы участвуют в ведении реальных дел, журналисты работают над выпуском телепрограммы, врачи ставят диагнозы, педагоги проводят уроки.
От дуального обучения эта технология отличается тем, что над проектом студенты работают не в одиночку, а небольшими группами.Проектное обучение: достоинства и недостатки
Внедрение модели проектного обучения дает учащимся возможность:
- лучше ориентироваться в информационном пространстве;
- самостоятельно принимать решения и нести ответственность;
- приобретать практические навыки, необходимые для работы в выбранной отрасли.
Недостаток тут лишь один: недостаточная распространенность и редкое внедрение принципов проектного обучения на практике.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Работает ли этот способ обучения в России?
В отличие от дуального подхода к образованию, технология проектного метода обучения применяется во многих отечественных вузах. Студенты НИУ «Высшая школа экономики» осваивают данную технологию уже с 2014 года, а Южно-Уральский государственный университет в этом учебном году предложил учащимся выполнение проектов с дальнейшим трудоустройством на выбранных предприятиях.
Кроме того, такой подход реализуется в Московском политехническом университете, Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского и Дальневосточном федеральном университете.
Ну а если эти технологии оказались настолько действенными, что вы увлеклись практикой и забыли о реферате или контрольной — на помощь придет студенческий сервис. Его специалисты помогут решить текущие вопросы качественно и оперативно.