Как писать эссе на олимпиаде по истории: темы, клише, примеры

Как писать эссе на олимпиаде по истории: темы, клише, примеры

Олимпиады — хороший шанс ещё в школе углубить свои знания по предмету, а также заработать дополнительные баллы для поступления в вуз. Мы писали о том, в каких соревнованиях школьники могут принять участие, а сегодня подробно расскажем, как писать историческое эссе на олимпиаде, чтобы получить максимум баллов за это задание.

Лайфхаки для успешной учёбы и поступления вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в специальной группе мы собрали для подписчиков скидки и выгодные предложения.

Что такое историческое эссе и как его писать на олимпиаде

Основная цель написания исторического эссе на олимпиаде — сформулировать отношение ученика к важной исторической проблеме, доказать свою позицию по противоречивому вопросу и при этом использовать убедительные аргументы.

Как писать эссе по истории на олимпиаде, чтобы получить высокий балл? Проследите, чтобы в тексте вашего сочинения были:

  • личностный характер восприятия конкретной темы;
  • внутреннее смысловое единство и логическое изложение;
  • чёткая структура.

Темы для эссе по истории на олимпиаде

Темы эссе на олимпиаде по истории обычно представлены в виде высказываний исторических или современных общественных деятелей, политиков, учёных и т. д. Эти цитаты относятся к разным историческим эпохам и обычно носят полемический характер.

Приведём несколько тем-примеров для олимпиадного эссе по истории:

  1. «Политические успехи народов, вошедших в состав Древнерусского государства… стали возможны только при известных условиях внутреннего их развития. Было бы наивным думать, что объединение восточного славянства и неславянских народов под властью Киева есть результат какого-либо внешнего вмешательства» (Б. Д. Греков).
  2. «Во всех действиях Святослава мы видим руку полководца и государственного деятеля, заинтересованного возвышении Руси и упрочении её международного положения. Серия походов Святослава была мудро задумана и блестяще осуществлена» (Б. А. Рыбаков).
  3. «Наименование Русского государства империей, а Петра императором всероссийским отразило глубокие изменения во внутреннем и международном положении страны. Государство, участие которого в международных делах ограничивалось отношениями с соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы, теперь прочно вошло в круг европейских держав» (Н. И. Павленко).
  4. «Екатерину можно назвать виновницей крепостного права не в том смысле, что она создала его, а в том, что это право при ней из колеблющегося факта, оправдываемого временными нуждами государства, превратилось в признанное законом право, ничем не оправдываемое» (В.О. Ключевский).
  5. «Хотя многие русские, особенно при дворе и в армии, имели все основания забыть о Павле, фактически то, что Павел совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX в.» (Родерик Мак-Грю, американский историк).
  6. «Политика выжидания и лавирования между различными дворянскими группировками особенно характерна для первого периода царствования Александра I. Но по мере того, как он укреплялся на престоле, его политика приобретала все более определенный характер. Он, как и его предшественники, добивался упрочения самодержавия» (А. П. Бажова).
  7. «Война, вероятно, отодвинула взрыв буржуазно-демократической революции, но приблизила революцию социалистическую» (П.В. Волобуев)
  8. «Начиная войну, руководство Германии исходило из того, что советское многонациональное государство распадется на враждующие национальные группировки. Однако этот расчет не оправдался» (О. А. Ржешевский).
  9. «Победа в Великой Отечественной войне была достигнута не столько благодаря Сталину, сколько, несмотря на него, вопреки его тяжким ошибкам и преступлениям, так дорого обошедшимся нашему народу» (Г. Я. Рудой).
  10. «Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь констатировали его фактический к тому моменту распад» (Б. Н. Ельцин).
Отметим, что темы эссе можно условно разделить на четыре группы: о людях; о событиях; о процессах и закономерностях; темы на сопоставление (людей, событий, процессов и т.д.).

План эссе по истории на олимпиаде

Мы предложим вам структуру эссе для Всероссийской олимпиады школьников по истории. Обратите внимание, что на региональных олимпиадах на разных этапах к этой работе могут быть представлены другие требования.

Введение

За вступление к эссе можно получить до 10 баллов:

  • обоснование выбора темы (до 5 баллов);
  • формулировка проблем и постановка задач (до 5 баллов).

Таким образом, школьник должен сформулировать оригинальное разноплановое объяснение выбора темы (мало просто написать, что она ему интересна, нужно объяснить чем), сформулировать проблемы и предложить задачи, которые он будет решать в дальнейшем тексте.

В идеале ученик должен сформулировать 4 проблемы и, соответственно, поставить перед собой 4 задачи.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Эссе по истории для олимпиады
Обратите внимание: примеры эссе по истории для олимпиады в 11-ом классе будут отличаться от образцов исторических сочинений для ЕГЭ

Основная часть

За основной раздел работы учащийся может получить до 35 баллов. В этой части автору необходимо последовательно раскрыть и доказать собственную позицию по тем проблемам, которые он обозначил во вступлении. При этом если в эссе по литературе или обществознанию допустимо использовать аргументы из произведений искусства или личного опыта, в работе по истории доказательствами могут быть только конкретные исторические факты или цитаты авторитетных учёных.

Задача школьника при подготовке этого раздела — аргументированно продемонстрировать своё согласие или несогласие (полное либо частичное) с автором высказывания, которое он выбрал в качестве темы.

При оценке этой части жюри использует такие критерии:

  1. Правильность использования исторических терминов и фактов.
  2. Убедительность авторской точки зрения (логичность и последовательность изложения аргументов).
  3. Знание различных мнений по выделенной проблеме.
  4. Творческий характер подачи информации.
Не забудьте, что после обоснования решения каждой выделенной проблемы нужно написать краткий вывод.

Выводы

За последний раздел можно получить до 5 баллов. В заключении должны быть представлены конкретные выводы, к которым ученик пришёл после рассмотрения всех выделенных проблем и, конечно, они не должны противоречить тому, что он изложил в основной части.

Старайтесь не писать заключение слишком обобщённо: за это могут снизить баллы.

Как написать эссе по истории для олимпиады

Дадим несколько советов, которые помогут справиться с эссе по истории на олимпиаде:

  1. Заранее подберите несколько периодов, в которых вы будете лучше всего ориентироваться, чтобы на олимпиаде выбрать высказывание, посвящённое одному из них. Изучайте соответствующую литературу и ключевые цитаты историков, которые изучали выбранную вами эпоху. Мнения историков для эссе по истории на олимпиаде могут стать важным аргументом, который докажет ваше мнение.
  2. Тренируйтесь писать эссе по разным цитатам, а потом вместе разбирайте их с учителем. Он укажет на допущенные ошибки, это поможет избежать их во время самой олимпиады.
  3. Внимательно прочитайте предложенные в качестве темы высказывания и выберите то, которое соответствует знакомому вам периоду и не содержит незнакомых понятий. Не додумывайте за автора и не искажайте смысл цитаты.
  4. Правильно организуйте время (обычно на эссе даётся 1,5 часа). Потратьте несколько минут на то, чтобы продумать структуру эссе, сразу выделите 4 проблемы и подберите соответствующие аргументы. Если понимаете, что не можете справиться с раскрытием темы, лучше выбрать другое высказывание, а не тратить время впустую.
  5. Не старайтесь написать слишком много. Один из ключевых признаков эссе — небольшой объём. Стандартным считается эссе на 2-3 страницы рукописного теста на листах формата А4.

Клише для исторического эссе на олимпиаде

В историческом эссе принято использовать следующие фразы и обороты:

  • «выбор данной темы продиктован следующими соображениями»;
  • «исходя из формулировки темы, мне предстоит ответить на следующие вопросы»;
  • «я должен буду определить следующие позиции»;
  • «рассмотрим несколько точек зрения по данной проблеме»;
  • «проиллюстрируем это приложение следующим фактом»;
  • «в исторической науке существует несколько подходов к данной проблеме»
  • «мне кажется, в данной ситуации уместно воспользоваться таким историческим термином»;
  • «вот почему я согласен с мнением»;
  • «именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания»;
  • «резюмируя сказанное, следует отметить».

Примеры исторического эссе для олимпиады

Приведём пример эссе по истории для олимпиады в 9-ом классе.

Примеры эссе по истории для олимпиад в других классах будут отличаться только периодами, которые будут затронуты в тематических высказываниях: структура и принципы аргументации останутся теми же.

Теперь у вас есть образцы эссе по истории для олимпиады, и вы сможете хорошо справиться с этим заданием. А справиться с подобной работой в школе или вузе поможет учебный сервис: оставляйте заявку на эссе по истории и будьте уверены в качественном результате.

Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
Смотреть все услуги
Наши социальные сети

Навигация по статьям

Наши разделы
Статьи по теме

Посмотрите примеры наших работ

  • Управление персоналом
    Управление персоналом

    Теоретические характеристики обеспечения эффективных социально-трудовых отношений в современных экономико-управленческих процессах управления персоналом

    • Вид работы:

      Дипломная работа

    • Время выполнения:

      7 дней

    • Стоимость заказа:

      9 000 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Психология личности
    Психология личности

    Упрямство

    • Вид работы:

      Самостоятельная работа

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      1 700 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Основы теории сварки и резки металлов
    Основы теории сварки и резки металлов

    Определение длины отвода и толщины пучинных подкладок

    • Вид работы:

      Чертёж

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      1 500 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Электротехника
    Электротехника

    Разрез холодильной установки

    • Вид работы:

      Чертёж

    • Время выполнения:

      3 дней

    • Стоимость заказа:

      1 550 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Теория организации
    Теория организации

    Вклад А. Смита в развитие организационной науки

    • Вид работы:

      Эссе

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      600 руб.

    Смотреть работу в PDF