Помимо лекций, зачётов и экзаменов студенты в университете проходят практику. И в данной статье мы расскажем, как выглядит такой формат учебной деятельности у филологов и литературоведов, какие виды практики бывают и как написать дневник и финальный отчёт по её итогам.
Подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram, чтобы получать свежие новости первыми. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками от компании.
Цели и задачи филологической практики
Периоды практики — это важная часть образовательного процесса. Они помогают студентам применить теоретические знания в жизни, понять, какие направления в филологии существуют и с чем конкретно придётся работать после учёбы.
По кредитной системе Болонского процесса, такой вид студенческой деятельности оценивают в 20 баллов, или кредитов.Цели филологической практики
Главные цели практики на филологическом факультете:
- овладеть профессиональными навыками, уметь применять их в жизни;
- сформировать общее представление о профессии, изучить разные направления;
- изучить правовые нормы и образовательные стандарты, которые регулируют работу данных специалистов;
- научиться придерживаться профессиональной этики и моральных норм;
- приобрести самостоятельный опыт в выбранной сфере деятельности.
Задачи филологической практики
Исходя из основных целей, перед студентами ставят следующие задачи на филологическую практику:
- научиться собирать, анализировать и систематизировать необходимую информацию;
- применять научный материал и знания для решения рабочих задач;
- использовать современные компьютерные и мультимедийные технологии для составления финального отчёта по практике;
- уверенно защищать полученные результаты исследования перед комиссией.
Виды практики на филологическом факультете
Обучаясь на филологическом факультете, студенты проходят четыре разные практики:
- учебно-ознакомительную;
- научно-исследовательскую;
- производственную;
- преддипломную.
Учебно-ознакомительная практика
Это первая практика, которая должна сформировать у студента общее представление о дальнейшей работе в сфере филологии, развивать навыки самообразования и самостоятельного решения поставленных задач. Она длится две недели и, как правило, проводится в следующих формах:
- обучающие мастер-классы;
- семинарские занятия;
- индивидуальные практические задания.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Научно-исследовательская практика
Второй вид практики — научно-исследовательская. Она формирует исследовательские компетенции у студентов. Они учатся собирать, обрабатывать и анализировать научный материал, делать выводы и оформлять их в письменной форме. Длится такая практика до трёх недель. Виды научно-исследовательской практики:
- диалектологическая: изучать и записывать оригинальные слова и выражения, встречающиеся в речи местных жителей;
- археографическая: изучать памятники письменности и участвовать в полевых экспедициях;
- фольклорная: собирать и систематизировать фольклорные данные.
Производственная практика
Производственная практика даёт опыт непосредственной работы на предприятии и помогает закрепить практические умения. Она позволяет не только перевести теоретические знания в реальную деятельность, но и развить дополнительные компетенции: находить решение в нестандартных ситуациях, применять приёмы психолингвистики, придерживаться этических стандартов в работе.
Длительность практики — четыре недели. Она проходит на территории работодателя и может отличаться в зависимости от образовательного профиля студента. Варианты производственной практики:
- учитель языка и литературы в школе;
- преподаватель иностранного языка;
- корректор или редактора в журнале;
- помощник редактора в различных СМИ;
- помощник работника общественной библиотеки.
Преддипломная практика
Преддипломная практика может проходить в учреждениях образования, издательствах, библиотеках или организациях, которые делают запрос на конкретного студента. Основная цель, которая стот перед учащимся — провести научное исследование по выбранной теме непосредственно на предприятии и использовать эти данные для отчёта и выпускной квалификационной работы.
В соответствии с программой филологического факультета она занимает четыре недели.
Научный руководитель всегда курирует преддипломную практику. Он помогает определиться с темой курсовой, сформировать цели и задачи и даёт задание на саму практику и диплом. Так что, если возникнут вопросы или непредвиденные трудности, не бойтесь обращаться к нему за советом.Как проходит практика у филологов и литературоведов
Какую бы филологическую практику вы ни проходили, они строятся по определённой структуре и имеют свои правила. Вот как выглядит общая схема практической работы в учреждениях высшего образования:
- студент получает задание на филологическую практику;
- преподаватель дополнительно проводит встречу, где подробно объясняет основные этапы и требования к практике и итоговому отчёту;
- студент выполняет указанные в задании пункты;
- ежедневно ведёт журнал практики;
- в конце оформляет финальный отчёт;
- сдаёт журнал и отчёт по практике на проверку;
- защищает перед комиссией полученные результаты и выводы по ним.
Критерии оценки филологической практики
На какие моменты будут ориентироваться проверяющие, оценивая результаты практики? Вот несколько вопросов, на которые стоит ответить перед тем, как сдавать готовый отчёт:
- Удалось ли выполнить все задания и насколько полно?
- Удалось ли продемонстрировать высокий уровень профессиональных знаний и умений?
- Удалось ли применить оригинальный творческий подход при выполнении заданий?
- Удалось ли студенту качественно заполнить отчётные документы?
- Удалось ли сдать необходимую документацию в срок?
Если вы смогли максимально полно и качественно выполнить все требования по прохождению и оформлению филологической практики, высокий балл вам обеспечен.
Дневник практики студента филолога
Дневник филологической практики — это официальный документ, который студент заполняет ежедневно и сдаёт в конце. В него также входит финальный отчёт. Как правило, дневники заполняют во время производственных и преддипломных практик.
Из каких частей состоит дневник по практике:
- титульный лист;
- сведения об учреждении образования или организации, в которой студент проходит практику;
- сроки прохождения практики;
- информация о руководителе и координаторе практики;
- ежедневные записи студента о прохождении практики;
- отзыв руководителя по практике, который курировал студента;
- непосредственный отчёт по практике
- рабочий график проведения практики;
- индивидуальное задание на практику;
- подтверждение о прохождении инструктажа.
Скачать образец дневника по филологической практике в формате Word.
Отчёт по практике студента филолога
Как написать отчёт по филологической практике студенту филологу? Данный документ составляют по следующей схеме:
- ФИО студента, курс и номер группы;
- вид практики;
- информация о руководителе и координаторе практики;
- место прохождения практики;
- описание задач, которые выполнил студент;
- знания и навыки, приобретённые во время практики;
- характеристика организации, в которой учащийся проходил практику;
- проблемы, с которыми столкнулся студент;
- пожелания по проведению практики.
Скачать образец бланка отчёта по филологической практике в формате Word.
Отчёт по педагогической практике: пример
Отчёт о прохождении практики в школе:
Я проходил практику в период с 26.01.21 по 22.03.21 в средней школе №3 г. Москвы с целью проведения уроков английского языка в средних классах. За время практики мною было посещено более 10 уроков. Я провел 15 уроков английского языка с использованием различных средств наглядности, а также с применением технических средств обучения.
Знакомство с методической работой учителей школы принесло мне большую пользу. У учителя Кривко Анны Ивановны при проведении урока я заимствовал и использовал интересные методические приёмы в закреплении материала, а также элементы приветствия учеников в начале урока. При разработке материала для урока я советовался с учителем. При подготовке к уроку мною самостоятельно были изготовлены различные наглядные пособия: карточки со словами, иллюстрации, плакат, карточки для рефлексии, а также жетоны для поощрения достижений учеников на уроке.
При подготовке к урокам поначалу возникли некоторые трудности в написании плана конспекта. Однако они были преодолены с помощью учителя. Мне не всегда удавалось поддерживать быстрый темп ведения урока, но со временем я надеюсь выработать этот навык.
Интерес вызвала непосредственно работа с детьми, чувство обратной связи и желания учеников работать на уроке. В целом, мне удавалось поддерживать дисциплину и интерес к изучаемому материалу. На уроках я использовал разнообразные методы закрепления, проверки и оценки знаний. Наиболее удачно проходил заключительный урок-путешествие, поскольку здесь максимально были задействованы средства наглядности: красочные иллюстрации, карточки, жетоны, аудиозаписи на ноутбуке. Ученикам нравились элементы игры на уроках. Практика в школе оставила у меня хорошее впечатление.
Скачать пример отчёта в формате Word.
Надеемся, благодаря этой информации вы с лёгкостью пройдёте любую филологическую практику. А если понадобиться помощь в оформлении отчёта или в написании любого вида работ — смело обращайтесь в наш студенческий сервис.