Методы творческого проекта в обучении

Наташа Наташа 12 Март 2019 368 Время чтения: 10 минут
Содержание
Содержание

    Выбор методов, которые преподаватели используют в обучении, оказывает влияние на то, как учащийся будет воспринимать и усваивать материал.

    На нашем телеграм-канале уже описаны некоторые педагогические методы: наглядные, практические, словесные и другие.

    Сегодня наша тема – метод творческих проектов в обучении технологии и другим предметам, его отличия от других методов, основные требования к его использованию и виды деятельности в рамках метода.

    Что такое метод проектов

    Прежде чем изучать, что такое метод проектов на уроках технологии, давайте разберем, что такое метод проектов в целом.

    Метод проектов – это педагогическая технология, направленная на практическое применение знаний, а не на донесение фактических знаний до учащихся.

    Учебно-познавательным проектом называют целенаправленное изменение системы знаний согласно четким требованиям. Причем проект делают в период от нескольких уроков до нескольких месяцев. Учащийся должен самостоятельно решить задачу познавательного, конструктивного, исследовательского или иного характера.

    Творческий проект как коллективная деятельность

    В последнее время преподаватели стали использовать этот способ донесения и закрепления знаний для коллективной деятельности. И этому есть свои причины.

    Главная проблема – межличностные проблемы, которые испытывают подростки. Особенно в последнее время, когда коммуникацию им заменили разные гаджеты. И тут метод проектов помогает не только развить творческие способности, но и наладить коммуникацию со сверстниками.

    Проблема «публичного одиночества» сегодня очень распространена среди школьников и абитуриентов. В присутствии других они чувствуют себя одинокими, изолированными от общества. Причин тому может быть много:

    • семейные неурядицы;
    • материальное неравенство;
    • социальный дискомфорт и пр.

    Из-за этого у молодежи развивается недоверие, замешательство, бессилие. И бороться с этими проблемами помогает творчество.

    Если использовать в борьбе метод проектов как условие развития творческой личности, это поможет рушить барьеры между людьми. Благодаря специально созданным условиям работа в группе становится своего рода терапией и помогает решить внутренние проблемы.

    Роль учителя тут – создать поддерживающую и контролирующую обстановку, где студент сможет не только приобретать новые умения и знания, но и экспериментировать с межличностными взаимоотношениями.

    Групповое обучение – единственно возможная эффективная форма работы с детьми в будущем, так как объединение детей для обучения всегда будет намного выигрышней, чем любая даже проверенная годами индивидуальная работа
     

    В чем секрет? Успех приходит потому, что студент всегда ставит собственные интересы выше групповых. Парадокс в том, что именно высокие индивидуальные результаты помогают группе стать успешней в достижении собственной цели.

    Успех внутри группы будет быстрее еще и потому, что разные люди внутри группы используют разные пути решения общей задачи.

    А работа учителя – стоять в сторонке и не вмешиваться, незаметно направляя группу и регулируя межличностные отношения внутри, поощряя благоприятное общение для совместного сотрудничества.

    Организация обучения

    Для развития творческих способностей и улучшения взаимоотношений внутри группы методом проектов нужно хорошенько продумать рабочие места участников. Важно, чтобы они видели друг друга и могли беспрепятственно общаться.

    Как только это будет сделано, приступайте к решению других важных моментов:

    • подберите подходящие для групповых занятий задания;
    • заранее разбейте учеников на группы и распределите функции;
    • наметьте представителя группы;
    • если планируются доклады, заранее наметьте ответственного.
    Педагогам и преподавателям рекомендуют как можно чаще использовать групповую работу даже на стандартных уроках.

    Работа в малых группах приносит больше пользы, чем сотрудничество в других формах групповой работы. Вот ее преимущества:

    1. Тесная взаимосвязь членов группы.
    2. Каждый участник несет личную ответственность за результат всей группы.
    3. Выше шансы получить хорошую оценку, которая складывается из общих достижений и личных результатов каждого.

    Стадии работы

    Творческая проектная деятельность разделена на следующие этапы:

    1. Выбор темы/проблемы с обоснованием ее значимости.
    2. Выявление цели и промежуточных задач.
    3. Выбор методов достижения цели, определение сроков работы.
    4. Составление гипотезы проекта.
    5. Распределение обязанностей между членами команды.
    6. Презентация проекта.

    Все эти этапы входят в состав четырех больших стадий работы:

    • Проведение исследования: студенты без явного вмешательства педагога думают, где и каким способом они могут собрать информацию (во время бесед с учителями, в библиотеке, с помощью анкетирования других учеников, из разных исследований, в интернете и пр.);
    • Обработка информации: здесь студенты обобщают и осмысливают данные, используют их для продумывания общего выступления, подбирают тезисы, выдвигают гипотезы и определяют дальнейшие действия;
    • Трансформация тем/проблем: ученики должны продумать полученные данные и выбрать самое главное для решения поставленной проблемы (тут нужно быть готовым к появлению новых тем и отказу от старой темы, если новая окажется более актуальной);
    • Презентация: ученикам следует продумать, в какой форме они будут презентовать исследовательскую работу, подготовить рефераты и творческие номера.

    Требования к использованию метода творческого проекта

    Чтобы все смогли достичь намеченных целей, нужно соблюсти следующие требования:

    • наличие значимой (в творческом и исследовательском плане) проблемы, для решения которой придется организовать поиск;
    • итоговые результаты должны быть практически, теоретически и познавательно значимы;
    • учащиеся должны работать самостоятельно;
    • содержательная часть проекта должна быть хорошо структурирована.

    Польза творческих проектов

    Задача творческого проекта – организация учебного процесса таким образом, чтобы студенты смогли осуществлять следующие виды деятельности без его помощи:

    • выявление главных и промежуточных целей и задач;
    • поиск их решения, выбор оптимального пути;
    • аргументированный выбор;
    • дальновидность в определении последствий выбора;
    • самостоятельная работа без подсказок учителя;
    • сравнение итогового результата с начальными требованиями;
    • корректировка работы с учетом правок и промежуточных результатов;
    • объективная оценка процесса.

    Творческие проекты помогают также освоить умение коллективной работы, брать ответственность за принятые решения и действия, анализ результатов.

    Коллективные способы обучения

    Есть масса методик проведения групповых занятий в рамках творческого проекта. Но специфика предмета «технология» и некоторых других дисциплин не позволяет использовать их эффективно в полной мере. Поэтому остановимся на двух максимально полезных и универсальных способах организации творческой деятельности.

    Метод «Учимся вместе»

    Эту методику разработали ученые Университета штата Миннесота в 1987 году.

    Преподаватель разбивает класс на небольшие группы по 3-5 человек и каждой дает задание. Задание – это часть одной крупной проблемы/темы, над которой в итоге работает весь класс.

    Члены каждой группы самостоятельно распределяют роли внутри: мониторинг активности, контроль, культуру общения.

    Так группа выполняет сразу 2 задачи: академическую и социальную. Учитель же в это время контролирует характер общения между учащимися и способы оказания помощи друг другу.

    Такие методы способствуют формированию креативности и творческого мышления

    Метод исследовательской работы

    Эту методику разработал Шломо Шаран в Университете Телль-Авиве в 1976 году.

    В ее рамках ученики работают или сами по себе, или в группах по 6 человек. Группа может выбрать подтему большой темы и разбить ее на несколько мелких заданий, поручив каждому члену мини-сообщества.

    В итоге должен получиться общий доклад, который нужно презентовать перед остальными на уроке.

    Заключение

    Как видите, метод творческих проектов – не только полезная, но и весьма увлекательная деятельность как для преподавателя, так и для учащихся. В ее рамках студенты смогут найти единомышленников, реализовать себя в творческом плане, да еще и узнать много нового и интересного.

    Ну а чтобы не отвлекаться на написание глупых и сложных учебных работ (контрольных, курсовых, лабораторных), рядом всегда есть сервис студенческой помощи, который освободит вас для более увлекательных видов деятельности.

    Оцените материал
    368
    Узнать стоимость
    Примеры работ
    Посмотрите примеры наших работ
    Мы выполнили 602 171 работ
    Управление персоналом
    Тема: «Теоретические характеристики обеспечения эффективных социально-трудовых отношений в современных экономико-управленческих процессах управления персоналом»
    Время выполения: 7 дней
    Стоимость заказа: 9 000 руб.
    Смотреть работу
    Экономическая социология
    Тема: «Проблемы и перспективы развития социальной защиты безработных в РФ»
    Время выполения: 8 дней
    Стоимость заказа: 9 500 руб.
    Смотреть работу
    Медицина
    Тема: «Гормональная фаза деятельности организма: состав и структурная организация эндокринной системы»
    Время выполения: 3 дней
    Стоимость заказа: 700 руб.
    Смотреть работу
    Психология
    Тема: «Виды психологического консультирования и их специфика»
    Время выполения: 2 дней
    Стоимость заказа: 500 руб.
    Смотреть работу
    Психология личности
    Тема: «Теоретические аспекты изучения готовности к выбору профессии и склонности к риску у старшеклассников с различным типом характера»
    Время выполения: 5 дней
    Стоимость заказа: 2 300 руб.
    Смотреть работу
    Педагогика
    Тема: «Основные возрастные особенности формирования учебной деятельности»
    Время выполения: 6 дней
    Стоимость заказа: 2 000 руб.
    Смотреть работу
    Экономика предприятия
    Тема: «Факторы, влияющие на оборачиваемость дебиторской задолженности»
    Время выполения: 8 дней
    Стоимость заказа: 2 000 руб.
    Смотреть работу
    Педагогическая психология
    Тема: «Отчет по психолого-педагогической практике»
    Время выполения: 9 дней
    Стоимость заказа: 2 300 руб.
    Смотреть работу
    Психология здоровья
    Тема: «Роль занятий физической культурой в процессе формирования психических качеств личности»
    Время выполения: 2 дней
    Стоимость заказа: 900 руб.
    Смотреть работу
    Гражданское право
    Тема: «Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность»
    Время выполения: 3 дней
    Стоимость заказа: 1 000 руб.
    Смотреть работу
    Комментарии отсутствуют
    Написать комментарий
    Оставить комментарий
    {$ errors.username[0] $}
    Вы уже наш клиент? Авторизуйтесь.
    {$ errors.email[0] $}
    Пользователь с таким email уже существует! Авторизуйтесь.
    {$ errors.content[0] $}
    Оставляя комментарий, я соглашаюсь на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности