Знаете ли вы, что музеи не только сохраняют памятники искусства и культуры, но ещё и воспитывают человека? А отвечает за это направление относительно молодая, но серьёзная наука — музейная педагогика.
Мы уже рассказывали о лучших научных музеях Москвы, Питера и других городов России. А в этой статье давайте подробнее погрузимся в технологию музейной педагогики и разберёмся, как она выглядит и какие цели и задачи решает.
А чтобы первыми получать новости из мира образования, подписывайтесь на наш информационный канал. И не забывайте следить за акциями и скидками компании.
Музейная педагогика: что это такое
Как возникла и что из себя представляет музейная педагогика? Давайте дадим определение:
Музейная педагогика — это инновационный педагогический метод, который помогает формировать у детей и взрослых гуманистические ценности и чуткое отношение к природе, миру и другим людям.
Это направление относится к образовательно-воспитательной деятельности и находится на стыке музееведения, психологии и педагогики.
Музейная педагогика выполняет следующие функции:
- культурно просвещает;
- обучает знаниям;
- воспитывает личность;
- всесторонне развивает;
- организует события и объединяет людей;
- разрабатывает эффективные методологии;
- диагностирует состояние общества и культуры.
Как возникла музейная педагогика: история
Появление музейной педагогики в области образования относят к эпохе Просвещения. Именно тогда, во времена активного развития науки и философии музей начинает занимать ключевое место в обучении представителей высшего общества.
В США с 1880-х годов возникает интерес к музею, как к образовательному пространству. В этот период музейные работники Нью-Йорка, Чикаго, Бостона и других городов начинают активно сотрудничать с американскими школами. Они создают совместные проекты, направленные на научно-техническое и художественное воспитание. Даже появляется новая должность — музейный учитель.
В Европе музейно-педагогическую методику разрабатывал Альфред Лихтварк, директор Гамбургского художественного музея Кунстхалле. Он ввёл в обиход понятие «музейные диалоги», через которые дети учились взаимодействовать с искусством и понимать его.
Помимо А. Лихтварка над развитием музейной педагогики трудилось множество немецких и европейских учёных. Всё это привело к тому, что уже в 30-е годы XX века в музеях стали открывать отделы музейной педагогики и активно разрабатывать различные технологии в этой области.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Музейная педагогика в России
В нашей стране музейная педагогика стала зарождаться в конце XIX века. Тогда роль музея в образовании изучали представители экскурсионной школы — Н.А. Гейнике, Б.Е. Райков и другие. А также свой вклад в развитие музейной педагогики внесли такие учёные как А.В. Луначарский, Н.И. Романов, А.В. Бакушинский и П.А. Флоренский.
После Октябрьской революции сложились благоприятные условия для эстетического воспитания народа. Решать эту задачу как раз и доверили представителям музейной педагогики. Правда, предмет исследования был довольно ограниченным — искусство, поддерживающее марксистско-ленинские идеалы.
Как самостоятельная научная дисциплина музейная педагогика сформировалась в СССР только в 80-90-х XX века. И в наши дни она активно развивается.
Современный расцвет музейной педагогики является результатом работы ЮНЕСКО. Именно это организация хотела привлечь детей и юношей в музей, а потому использовала достижения новой науки и инициировала дальнейшие исследования.Цели и задачи музейной педагогики
Музейная педагогика — это своеобразный мост между музеями и современными учащимися. Именно она отвечает за поиск эффективных форм коммуникации и развитие творческих способностей личности. Поэтому перед ней стоят важные цели и задачи.
Цель музейной педагогики — построить грамотный диалог между взрослыми и детьми в музейном пространстве и помочь юным посетителям развивать исследовательские, познавательные и созидательные стремления.
Чтобы достичь столь ответственную цель, научная дисциплина должна решать следующие задачи:
- формировать представление о музее, его функциях и возможностях;
- развивать художественные навыки и творческие способности у детей;
- создавать условия для развития визуальной культуры;
- увеличивать количество познавательных форм и инструментов;
- расширять кругозор и знания о мире;
- формировать интерес к познанию окружающего мира;
- развивать исследовательские умения и навыки;
- прививать любознательность, любовь к жизни и стремление быть активным.
Принципы развития музейной педагогики
Как и другие научные дисциплины, музейная педагогика не может развиваться сама по себе. Для этого необходимо соблюдать определённые принципы и условия. Среди них:
- удовлетворять познавательный голод аудитории;
- подходить к развитию знаний целостно и системно;
- соблюдать последовательность;
- ориентироваться на гуманистические ценности;
- интегрировать и совмещать разные знания;
- общаться с детьми и взрослыми через диалог и деятельность;
- делать акцент на культурную составляющую.
Формы музейной педагогики
Музейная педагогика использует разные формы работы. Многие из них пришли непосредственно из классической педагогики, а другие — это специфические наработки, применяемые только в данной дисциплине.
Давайте рассмотрим, какие формы работы в музейной педагогике существуют и по каким видам они разделяются:
Формы работы по адресату: | Формы работы по видам занятий: | ||
работа с педагогами; | консультации; | практические занятия; | прогулки или путешествия; |
работа с родителями; | семинары-практикумы; | тематические беседы; | работа с музейными экспонатами; |
работа с детьми. | творческие конкурсы; | разнообразные экскурсии; | превращение в известного героя; |
рекомендации по проведению уроков; | интеллектуальные викторины; | театрализованные постановки; | |
сотрудничество; | познавательные квесты; | игровые ситуации. |
Это далеко не все занятия в музейной педагогике, которые могут использовать работники, чтобы взаимодействовать с педагогами, детьми и их родителями. Главное, что эти формы работы помогают думать, активно участвовать в происходящем и сопереживать героям. А значит, проникаться культурой и искусством.
Важно помнить, что необходимо не только предложить интересное задание детям, но и мотивировать их участвовать. С этой целью можно рассказать удивительный факт, поставить учащимся увлекательную задачу или озвучить проблему, которую обязательно надо решить всем вместе.Если так подходить к организации первых походов в музей, ребёнок будет понимать, зачем их посещать, научится получать удовольствие и в будущем будет сам стремиться ходить на художественные выставки и в арт-галереи.
Где развивают музейную педагогику в России
Хотите получить знания по музейной педагогике? В России есть образовательные центры, которые занимаются развитием данной научной дисциплины. Вот некоторые из них:
- Творческая лаборатория «Музейная педагогика» кафедры музейного дела Академии переподготовки работников искусства культуры и туризма (Москва);
- Российский центр музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея (Санкт-Петербург);
- Лаборатория музейного проектирования Российского института культурологии (филиалы в Москве, Санкт-Петербурге и Омске);
- Республиканский детский музейный центр Карелии при Государственном музее-заповеднике «Кижи» (Карелия).
Мы рассмотрели, что такое музейная педагогика, какие цели и задачи она решает и какие формы использует в своей деятельности. Теперь вы знаете, зачем ходить в музеи и как делать это с пользой. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ, обращайтесь к наш студенческий сервис.