Музейная педагогика: цели, задачи, формы образования

Музейная педагогика: цели, задачи, формы образования

Знаете ли вы, что музеи не только сохраняют памятники искусства и культуры, но ещё и воспитывают человека? А отвечает за это направление относительно молодая, но серьёзная наука — музейная педагогика.

Мы уже рассказывали о лучших научных музеях Москвы, Питера и других городов России. А в этой статье давайте подробнее погрузимся в технологию музейной педагогики и разберёмся, как она выглядит и какие цели и задачи решает.

А чтобы первыми получать новости из мира образования, подписывайтесь на наш информационный канал. И не забывайте следить за акциями и скидками компании.

Музейная педагогика: что это такое

Как возникла и что из себя представляет музейная педагогика? Давайте дадим определение:

Музейная педагогика — это инновационный педагогический метод, который помогает формировать у детей и взрослых гуманистические ценности и чуткое отношение к природе, миру и другим людям.

Это направление относится к образовательно-воспитательной деятельности и находится на стыке музееведения, психологии и педагогики.

Музейная педагогика выполняет следующие функции:

  • культурно просвещает;
  • обучает знаниям;
  • воспитывает личность;
  • всесторонне развивает;
  • организует события и объединяет людей;
  • разрабатывает эффективные методологии;
  • диагностирует состояние общества и культуры.
Музейная педагогика как научная дисциплина рассматривает музей не только с точки зрения места, где хранятся произведения искусства. А как образовательную систему, способную влиять на воспитание и развитие человека.

Как возникла музейная педагогика: история

Появление музейной педагогики в области образования относят к эпохе Просвещения. Именно тогда, во времена активного развития науки и философии музей начинает занимать ключевое место в обучении представителей высшего общества.

В США с 1880-х годов возникает интерес к музею, как к образовательному пространству. В этот период музейные работники Нью-Йорка, Чикаго, Бостона и других городов начинают активно сотрудничать с американскими школами. Они создают совместные проекты, направленные на научно-техническое и художественное воспитание. Даже появляется новая должность — музейный учитель.

В Европе музейно-педагогическую методику разрабатывал Альфред Лихтварк, директор Гамбургского художественного музея Кунстхалле. Он ввёл в обиход понятие «музейные диалоги», через которые дети учились взаимодействовать с искусством и понимать его.

Помимо А. Лихтварка над развитием музейной педагогики трудилось множество немецких и европейских учёных. Всё это привело к тому, что уже в 30-е годы XX века в музеях стали открывать отделы музейной педагогики и активно разрабатывать различные технологии в этой области.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Музейная педагогика в России

В нашей стране музейная педагогика стала зарождаться в конце XIX века. Тогда роль музея в образовании изучали представители экскурсионной школы — Н.А. Гейнике, Б.Е. Райков и другие. А также свой вклад в развитие музейной педагогики внесли такие учёные как А.В. Луначарский, Н.И. Романов, А.В. Бакушинский и П.А. Флоренский.

После Октябрьской революции сложились благоприятные условия для эстетического воспитания народа. Решать эту задачу как раз и доверили представителям музейной педагогики. Правда, предмет исследования был довольно ограниченным — искусство, поддерживающее марксистско-ленинские идеалы.

Музейная педагогика в России
Каждое посещение музея — это встреча с чем-то большим

Как самостоятельная научная дисциплина музейная педагогика сформировалась в СССР только в 80-90-х XX века. И в наши дни она активно развивается.

Современный расцвет музейной педагогики является результатом работы ЮНЕСКО. Именно это организация хотела привлечь детей и юношей в музей, а потому использовала достижения новой науки и инициировала дальнейшие исследования.

Цели и задачи музейной педагогики

Музейная педагогика — это своеобразный мост между музеями и современными учащимися. Именно она отвечает за поиск эффективных форм коммуникации и развитие творческих способностей личности. Поэтому перед ней стоят важные цели и задачи.

Цель музейной педагогики — построить грамотный диалог между взрослыми и детьми в музейном пространстве и помочь юным посетителям развивать исследовательские, познавательные и созидательные стремления.

Чтобы достичь столь ответственную цель, научная дисциплина должна решать следующие задачи:

  • формировать представление о музее, его функциях и возможностях;
  • развивать художественные навыки и творческие способности у детей;
  • создавать условия для развития визуальной культуры;
  • увеличивать количество познавательных форм и инструментов;
  • расширять кругозор и знания о мире;
  • формировать интерес к познанию окружающего мира;
  • развивать исследовательские умения и навыки;
  • прививать любознательность, любовь к жизни и стремление быть активным.
В детских дошкольных учреждениях и школах организовывают мини-музеи, в которых выставляются работы, созданные воспитанниками и учащимися. Такой метод помогает развивать чувство прекрасного без посещения музеев и раскрывать творческий потенциал детей.  
Цели и задачи музейной педагогики
Научиться понимать искусство можно в любом возрасте

Принципы развития музейной педагогики

Как и другие научные дисциплины, музейная педагогика не может развиваться сама по себе. Для этого необходимо соблюдать определённые принципы и условия. Среди них:

  • удовлетворять познавательный голод аудитории;
  • подходить к развитию знаний целостно и системно;
  • соблюдать последовательность;
  • ориентироваться на гуманистические ценности;
  • интегрировать и совмещать разные знания;
  • общаться с детьми и взрослыми через диалог и деятельность;
  • делать акцент на культурную составляющую.
Новое время требует новых подходов. Поэтому в музейную педагогику проникают интерактивные методики и технологии, которые помогают привнести «живой», игровой формат и активно вовлекать учащихся взаимодействовать с музеем.

Формы музейной педагогики

Музейная педагогика использует разные формы работы. Многие из них пришли непосредственно из классической педагогики, а другие — это специфические наработки, применяемые только в данной дисциплине.

Давайте рассмотрим, какие формы работы в музейной педагогике существуют и по каким видам они разделяются:

Формы работы по адресату: Формы работы по видам занятий:    
работа с педагогами; консультации; практические занятия; прогулки или путешествия;
работа с родителями; семинары-практикумы; тематические беседы; работа с музейными экспонатами;
работа с детьми. творческие конкурсы; разнообразные экскурсии; превращение в известного героя;
  рекомендации по проведению уроков; интеллектуальные викторины; театрализованные постановки;
  сотрудничество; познавательные квесты; игровые ситуации.

Это далеко не все занятия в музейной педагогике, которые могут использовать работники, чтобы взаимодействовать с педагогами, детьми и их родителями. Главное, что эти формы работы помогают думать, активно участвовать в происходящем и сопереживать героям. А значит, проникаться культурой и искусством.

Важно помнить, что необходимо не только предложить интересное задание детям, но и мотивировать их участвовать. С этой целью можно рассказать удивительный факт, поставить учащимся увлекательную задачу или озвучить проблему, которую обязательно надо решить всем вместе.

Если так подходить к организации первых походов в музей, ребёнок будет понимать, зачем их посещать, научится получать удовольствие и в будущем будет сам стремиться ходить на художественные выставки и в арт-галереи.

Любовь к искусству стоит прививать с детства

Где развивают музейную педагогику в России

Хотите получить знания по музейной педагогике? В России есть образовательные центры, которые занимаются развитием данной научной дисциплины. Вот некоторые из них:

Мы рассмотрели, что такое музейная педагогика, какие цели и задачи она решает и какие формы использует в своей деятельности. Теперь вы знаете, зачем ходить в музеи и как делать это с пользой. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ, обращайтесь к наш студенческий сервис.

Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
Смотреть все услуги
Наши социальные сети

Навигация по статьям

Наши разделы
Статьи по теме

Посмотрите примеры наших работ

  • Экономика предприятия
    Экономика предприятия

    Выявление направлений улучшения финансового состояния организации

    • Вид работы:

      Отчёт по практике

    • Время выполнения:

      10 дней

    • Стоимость заказа:

      2 000 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Педагогика
    Педагогика

    Роль занятий физической культурой в процессе формирования психических качеств личности

    • Вид работы:

      Реферат

    • Время выполнения:

      1 дней

    • Стоимость заказа:

      900 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Психология здоровья
    Психология здоровья

    Роль занятий физической культурой в процессе формирования психических качеств личности

    • Вид работы:

      Реферат

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      900 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Юриспруденция
    Юриспруденция

    Актуальные проблемы правового регулирования поставки товаров для государственных нужд

    • Вид работы:

      Презентация (PPT, PPS, Prezi)

    • Время выполнения:

      3 дней

    • Стоимость заказа:

      2 000 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Педагогическая психология
    Педагогическая психология

    Девиантное поведение военнослужащих как предмет педагогической профилактики

    • Вид работы:

      Презентация (PPT, PPS, Prezi)

    • Время выполнения:

      3 дней

    • Стоимость заказа:

      2 000 руб.

    Смотреть работу в PDF