Готовь сани летом, а к ЕГЭ готовься зимой, а то и раньше. Осталось всего несколько месяцев до испытания, которое напрямую повлияет на поступление в вуз. И часто грамматические ошибки в ЕГЭ по русскому языку становятся причиной провала поступления.
В какой вуз поступать – почитайте на нашем телеграм-канале. А мы расскажем о том, какие проблемы возникают у учащихся с обязательным и самым массовым предметом, и как избежать ошибок при сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Ошибка 1: неграмотное оформление ответов
Типичные ошибки на ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку связаны с неправильным оформлением работы. В итоге помарки, недопонимание, неточности и просто плохое оформление затрудняют машинное считывание ответов.
Совет: изучите образец. Будьте предельно внимательны, ведь любые неточности могут помешать механизму считать ваш ответ. А ведь от этого зависит общий балл.
Читайте инструкцию по заполнению формы и четко следуйте рекомендациям:
- буквы и цифры пишите по образцу (особенно это касается цифр 2, 7 и букв А, Е);
- знаки прописывайте в окошке, а не за его пределами или на стыке;
- в заданиях 8 и 26 нужно написать только нужные элементы;
- пишите так, чтобы слова помещались в 17 клеток;
- внимательно читайте задания: пишите буквы там, где просят писать буквы, и слова там, где просят выписать слова;
- не оставляйте пробелы между словами;
- слова выписывайте в той же форме, в которой они представлены в задании.
Ошибка 2: выбор всегда только одного правильного ответа
А между тем, в первом задании всегда 2 правильных ответа. И если вы дадите всего один ответ, то это будет считаться ошибкой.
Совет: внимательно читайте исходный текст. Выделите 2 основные мысли из предложенных по списку. Даже одна неверно написанная цифра принесёт ученику 0 баллов.
Ошибка 3: неправильное написание -Н- и -НН-
Это самые частые ошибки при сдаче ЕГЭ (русский), они появляются у 35% участников. И случается это, когда плохо разбираешься в частях речи.
Совет: заучиваем правила. -Н- пишем в существительных от прилагательного с -Н- (пряность, нефтяник), прилагательных от существительного с суффиксами -ин-, -ан-, -ян- (серебряный, кожаный, голубиный), отглагольных прилагательных (жареный, стираный), кратких причастиях (названы, освоена), в наречиях от слов с -Н- (чудесно, ужасно).
-НН- пишем в существительных от прилагательного с -НН- (современник, воспитанник), существительных и прилагательных от существительных с -Н- на конце корня и в начале суффикса (дружинник, малинник, длинный, башенный), прилагательных от существительных с суфиксами -ОНН-, -ЕНН- (соломенный, внутренний, НО ветреный), в словах на «-ованный, -еванный, -ёванный» (исключения – кованый, клеваный, жеваный), полных страдательных причастиях прошедшего времени (срезанный, купленный), наречиях от слов с –НН- (взволнованно, неслыханно).
Ошибка 4: неправильное ударение
В четвертом задании попросят правильно расставить ударения. И вряд ли там будут сложные случаи. Поэтому заранее запаситесь орфоэпическим словариком.
Совет: тренируйтесь в орфоэпии. Практика показала, что повторения со словарем действуют гораздо лучше интуиции.
Ошибка 5: неправильная редактура текста
В шестом задании тестирования учащиеся должны убрать лишнее, отредактировав текст без потери смысла.
Допускают чаще всего ошибки, связанные с плеоназмами. Например, в словосочетании «необычный феномен». Дело в том, что слово «феномен» само по себе значит «необычное явление», поэтому добавление перед ним эпитета «необычный» неоправданно и излишне. Сюда же «самый красивейший», «наиболее лучший» и т.д.
Совет: вдумывайтесь в значения слов.
Ошибка 6: неправильное определение типа речи
Многие «сыпятся» на задании 23, где нужно определить функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение). Чаще всего рассуждение путают с повествованием.
Совет: читайте медленно и вдумчиво. Ошибку допускают именно из-за поверхностного и быстрого прочтения. Если же читать медленно, внимательно и не один раз, то удастся выполнить глубокий смысловой анализ фрагмента и успешно выполнить задание.
Запомните: рассуждение – когда автор пытается что-то доказать или объяснить. В таком тексте должно быть утверждение, аргументация и вывод.
Ошибка 7: неправильная расстановка знаков препинания
Около 40% учащихся делают пунктуационные ошибки в сложных предложениях. Учащиеся не знают, как выделить вводные конструкции и однородные члены предложения. Особенно сильно смущает расстановка знаков препинания в стихах.
Более того, теперь при сдаче ЕГЭ нужно не только выполнить расстановку знаков пунктуации, но и выполнить пунктуационный анализ текста. В 2019 году без проблем с этой задачей справилось только 32% участников.
Совет: тренируйтесь на стихах. Читайте правила, ищите лишние члены предложения, которые можно опустить без потери смысла. Учите правила осознанно, вдумываясь в смысл. Особенно внимательно отнеситесь к выполнению задания №19 – именно там пунктуация самая сложная.
Ошибка 8: неправильное определение языковых средств выразительности
Это предлагают сделать в задании №26. С выявлением эпитетов и сравнений проблем почти не возникает. Сложности возникают с метафорами, перифразами, олицетворениями, гиперболами, контекстными антонимами, градациями и т.д.
Совет: выучите средства выразительности наизусть. Также проработайте типичные ошибки при написании сочинения для ЕГЭ (русский язык).
При написании сочинения или выполнении других заданий, где требуется развернутый ответ, избегайте разговорной лексики.
Тест ЕГЭ – это серьезная работа, в которой нельзя использовать разговорную лексику. Также постарайтесь избегать случайных повторов, языковых ляпов, подмены понятий.
Ошибка 9: проблемы с орфографией
Этой теме посвящен целый блок заданий (с 9 по 12). И часто ученики просто недооценивают его, считая, что нет ничего сложного в подстановке правильной гласной/согласной, приставки, суффикса или окончания.
Обратить внимание на этот блок стоит еще и потому, что совсем недавно эти задания немного изменили.
Совет: следите за соблюдением падежей и предлогов. Учите исключения.
Ошибка 10: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Справедливости ради отметим, что эта тема действительно сложная. Так что не удивительно, что ученики делают тут ошибки.
Совет: учим правила и ставим нужные вопросы к глаголам.
Ошибка 11: невнимательность при написании сочинения
Традиционно сочинение является самой сложной частью ЕГЭ. Не удивительно: здесь и свою мысль нужно красиво выразить, и ошибок не допустить, и добиться поставленной цели, и оставаться в рамках темы.
В этой части выпускники допускают абсолютно все типы ошибок: лексические и грамматические, пунктуационные, отсутствие комментариев и аргументации, обозначения проблемы и ответа на поставленный вопрос, использование клише и разговорной лексики.
Совет: тренировка и еще раз тренировка. Постоянно повторяйте основные правила и практикуйте написание хотя бы коротких эссе. А еще читайте. Практика показала, что при чтении речевые, лексические и грамматические правила усваиваются намного быстрее и легче, чем при заучивании.
Еще на этапе подготовки к тестированию рекомендуем как можно чаще проверять и искать у себя ошибки – это развивает внимательность.
Ну а параллельно не забываем о сервисе студенческой помощи, который всегда окажет поддержку в трудную минуту. Конечно, он не поможет на самом едином государственном экзамене, но сможет подсказать, какие речевые и лексические ошибки по ЕГЭ по русскому языку вы можете допустить, а на каких заданиях сделать акцент.