Готовь сани летом, а к ЕГЭ готовься зимой, а то и раньше. Осталось всего несколько месяцев до испытания, которое напрямую повлияет на поступление в вуз. И часто грамматические ошибки в ЕГЭ по русскому языку становятся причиной провала поступления.
В какой вуз поступать – почитайте на нашем телеграм-канале. А мы расскажем о том, какие проблемы возникают у учащихся с обязательным и самым массовым предметом, и как избежать ошибок при сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Ошибка 1: неграмотное оформление ответов
Типичные ошибки на ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку связаны с неправильным оформлением работы. В итоге помарки, недопонимание, неточности и просто плохое оформление затрудняют машинное считывание ответов.
Совет: изучите образец. Будьте предельно внимательны, ведь любые неточности могут помешать механизму считать ваш ответ. А ведь от этого зависит общий балл.
Читайте инструкцию по заполнению формы и четко следуйте рекомендациям:
- буквы и цифры пишите по образцу (особенно это касается цифр 2, 7 и букв А, Е);
- знаки прописывайте в окошке, а не за его пределами или на стыке;
- в заданиях 8 и 26 нужно написать только нужные элементы;
- пишите так, чтобы слова помещались в 17 клеток;
- внимательно читайте задания: пишите буквы там, где просят писать буквы, и слова там, где просят выписать слова;
- не оставляйте пробелы между словами;
- слова выписывайте в той же форме, в которой они представлены в задании.
Ошибка 2: выбор всегда только одного правильного ответа
А между тем, в первом задании всегда 2 правильных ответа. И если вы дадите всего один ответ, то это будет считаться ошибкой.
Совет: внимательно читайте исходный текст. Выделите 2 основные мысли из предложенных по списку. Даже одна неверно написанная цифра принесёт ученику 0 баллов.
Ошибка 3: неправильное написание -Н- и -НН-
Это самые частые ошибки при сдаче ЕГЭ (русский), они появляются у 35% участников. И случается это, когда плохо разбираешься в частях речи.
Совет: заучиваем правила. -Н- пишем в существительных от прилагательного с -Н- (пряность, нефтяник), прилагательных от существительного с суффиксами -ин-, -ан-, -ян- (серебряный, кожаный, голубиный), отглагольных прилагательных (жареный, стираный), кратких причастиях (названы, освоена), в наречиях от слов с -Н- (чудесно, ужасно).
-НН- пишем в существительных от прилагательного с -НН- (современник, воспитанник), существительных и прилагательных от существительных с -Н- на конце корня и в начале суффикса (дружинник, малинник, длинный, башенный), прилагательных от существительных с суфиксами -ОНН-, -ЕНН- (соломенный, внутренний, НО ветреный), в словах на «-ованный, -еванный, -ёванный» (исключения – кованый, клеваный, жеваный), полных страдательных причастиях прошедшего времени (срезанный, купленный), наречиях от слов с –НН- (взволнованно, неслыханно).
Ошибка 4: неправильное ударение
В четвертом задании попросят правильно расставить ударения. И вряд ли там будут сложные случаи. Поэтому заранее запаситесь орфоэпическим словариком.
Совет: тренируйтесь в орфоэпии. Практика показала, что повторения со словарем действуют гораздо лучше интуиции.
Ошибка 5: неправильная редактура текста
В шестом задании тестирования учащиеся должны убрать лишнее, отредактировав текст без потери смысла.
Допускают чаще всего ошибки, связанные с плеоназмами. Например, в словосочетании «необычный феномен». Дело в том, что слово «феномен» само по себе значит «необычное явление», поэтому добавление перед ним эпитета «необычный» неоправданно и излишне. Сюда же «самый красивейший», «наиболее лучший» и т.д.
Совет: вдумывайтесь в значения слов.
Ошибка 6: неправильное определение типа речи
Многие «сыпятся» на задании 23, где нужно определить функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение). Чаще всего рассуждение путают с повествованием.
Совет: читайте медленно и вдумчиво. Ошибку допускают именно из-за поверхностного и быстрого прочтения. Если же читать медленно, внимательно и не один раз, то удастся выполнить глубокий смысловой анализ фрагмента и успешно выполнить задание.
Запомните: рассуждение – когда автор пытается что-то доказать или объяснить. В таком тексте должно быть утверждение, аргументация и вывод.
Ошибка 7: неправильная расстановка знаков препинания
Около 40% учащихся делают пунктуационные ошибки в сложных предложениях. Учащиеся не знают, как выделить вводные конструкции и однородные члены предложения. Особенно сильно смущает расстановка знаков препинания в стихах.
Более того, теперь при сдаче ЕГЭ нужно не только выполнить расстановку знаков пунктуации, но и выполнить пунктуационный анализ текста. В 2019 году без проблем с этой задачей справилось только 32% участников.
Совет: тренируйтесь на стихах. Читайте правила, ищите лишние члены предложения, которые можно опустить без потери смысла. Учите правила осознанно, вдумываясь в смысл. Особенно внимательно отнеситесь к выполнению задания №19 – именно там пунктуация самая сложная.
Ошибка 8: неправильное определение языковых средств выразительности
Это предлагают сделать в задании №26. С выявлением эпитетов и сравнений проблем почти не возникает. Сложности возникают с метафорами, перифразами, олицетворениями, гиперболами, контекстными антонимами, градациями и т.д.
Совет: выучите средства выразительности наизусть. Также проработайте типичные ошибки при написании сочинения для ЕГЭ (русский язык).
При написании сочинения или выполнении других заданий, где требуется развернутый ответ, избегайте разговорной лексики.Тест ЕГЭ – это серьезная работа, в которой нельзя использовать разговорную лексику. Также постарайтесь избегать случайных повторов, языковых ляпов, подмены понятий.
Ошибка 9: проблемы с орфографией
Этой теме посвящен целый блок заданий (с 9 по 12). И часто ученики просто недооценивают его, считая, что нет ничего сложного в подстановке правильной гласной/согласной, приставки, суффикса или окончания.
Обратить внимание на этот блок стоит еще и потому, что совсем недавно эти задания немного изменили.
Совет: следите за соблюдением падежей и предлогов. Учите исключения.
Ошибка 10: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Справедливости ради отметим, что эта тема действительно сложная. Так что не удивительно, что ученики делают тут ошибки.
Совет: учим правила и ставим нужные вопросы к глаголам.
Ошибка 11: невнимательность при написании сочинения
Традиционно сочинение является самой сложной частью ЕГЭ. Не удивительно: здесь и свою мысль нужно красиво выразить, и ошибок не допустить, и добиться поставленной цели, и оставаться в рамках темы.
В этой части выпускники допускают абсолютно все типы ошибок: лексические и грамматические, пунктуационные, отсутствие комментариев и аргументации, обозначения проблемы и ответа на поставленный вопрос, использование клише и разговорной лексики.
Совет: тренировка и еще раз тренировка. Постоянно повторяйте основные правила и практикуйте написание хотя бы коротких эссе. А еще читайте. Практика показала, что при чтении речевые, лексические и грамматические правила усваиваются намного быстрее и легче, чем при заучивании.
Еще на этапе подготовки к тестированию рекомендуем как можно чаще проверять и искать у себя ошибки – это развивает внимательность.
Ну а параллельно не забываем о сервисе студенческой помощи, который всегда окажет поддержку в трудную минуту. Конечно, он не поможет на самом едином государственном экзамене, но сможет подсказать, какие речевые и лексические ошибки по ЕГЭ по русскому языку вы можете допустить, а на каких заданиях сделать акцент.