Будущее всегда манило людей. Так уж они устроены: желают знать, что будет. О том, чем занимается футурология, и что по версиям ученых будет дальше, мы уже писали раньше. А сегодня сузим круг и поговорим о том, чего от будущего ждать системе образования.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы получать полезную рассылку и первыми узнавать новости студенческой жизни.
История развития образования
Сфера образования – одна из самых консервативных сфер деятельности человечества. Не верите и готовы поспорить? Почитайте о том, как жилось студентам средневековья. Они так же сдавали экзамены, и в целом с тех времен мало что изменилось. Разве что факультетов стало больше, и телесные наказания сошли на нет.
Вообще, переломных этапов в образовании за все время было четыре:
- Появление первых университетов.
- Принятие классно-урочной системы.
- Появление университетов исследовательского типа.
- Появление идеи прагматического образования в школе и вузе.
- Каким будет новый этап? Время покажет.
Попытки разработать новые педагогические методики предпринимались людьми довольно часто, начиная вплоть с эпохи Просвещения. Однако новые методики не меняют всю систему в корне. Сегодня (на дворе 2024 год) мы находимся в ситуации, когда необходимость изменений в системе образования становится все очевиднее.
Мир меняется столь быстро, что консервативно построенная система образования теряет свою эффективность.
Предпосылки к изменениям в системе образования
Среди основных тенденций к изменениям можно назвать следующие:
- Глобализация. Процесс всемирной интеграции определенно затронет и отразится на сфере образования. МООС-платформы (массовые открытые онлайн курсы) могут стать одним из основных инструментов преподавания в университетах будущего в мире.
- Переход к постиндустриальной экономике. В будущем основой капитала станет интеллектуальная собственность, а многие рабочие места (по некоторым прогнозам, до 45% в ближайшие 20 лет) будут заменены робототехникой и компьютерными программами. Это окажет существенное влияние на подготовку специалистов в университетах будущего. Например, многим представителям гуманитарных профессий придется иметь хотя бы элементарные представления о программировании. Кстати, мы уже писали о профессиях, которые с большой вероятностью «вымрут» в недалеком будущем.
- Персонализация образования. Эта тенденция хорошо выражена на западе, где студенты вуза сами выбирают курсы, которые будут посещать. Все больше учащихся приходит в университет с четким осознанием того, что им нужно.
- Геймификация образования. Как известно, игровые формы обучения – одни из самых эффективных. Однако они используются в современном образовании не активно. Скорее всего, учебные заведения будут просто вынуждены обогатить свои программы игровыми элементами. Причиной тому станет активно развивающийся рынок виртуальных игровых сред.
- Необходимость получения новых навыков в течение всей жизни. Если еще в 20 веке можно было получить высшее образование и спокойно трудиться на одной работе лет 30, то сейчас это вряд ли возможно. Постоянное совершенствование технологий влечет за собой необходимость перманентного профессионального роста специалиста. Другими словами, чтобы сидеть высоко и оставаться востребованным на рынке труда, нужно не только хорошо работать, но и постоянно учиться. IT-сфера – яркий тому пример.
Будущее высшего образования в России
Оно (будущее) определенно есть. Скорее всего, изменения в системе образования России будут происходить не так быстро, как на Западе. Это обусловлено экономической и политической ситуацией в РФ.
Например, директор центра стратегических исследований Сибирского Государственного Университета Валерий Ефимов полагает, что базовые ценности высшего образования, такие как независимость мышления и право на критику, вступают в диссонанс с некоторыми процессами, характерными для новейшей российской истории. В качестве примера таких процессов можно привести усиление государственного контроля в экономической сфере и ограничение свободы высказываний.
Система образования не будет меняться сама по себе. В любом случае, глобальные изменения ждут образование только тогда, когда они коснуться и других сфер. А каково по вашему будущее высшего образования в России? Делитесь своими версиями в комментариях.
Как сказал доктор Эмет Браун, «будущее не определено и будет таким, каким мы сами его создадим». Мы не знаем точно, чего от него ждать. Зато точно знаем, что пока изменения только грядут, и если вам нужна помощь в выполнении курсовой или любой другой студенческой работы, профессиональный студенческий сервис готов оказать ее незамедлительно.