Задание
ИВЭСЭП Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Методические рекомендации по подготовке и защите специальность:030501 - юриспруденция Санкт-Петербург 2005 Денисов Ю.А., Жукова Н.А., Морозов А.А., Новиков В.В., Петров Д.А., Ривман Д.В., Румер Л.Н., Сапельников А.Б., Харитонов Л.А., Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ. Методическое пособие. – СПб.: СПб ИВЭСЭП, 2005. Рекомендации предназначены для оказания методической помощи студентам-выпускникам в подготовке и защите выпускных квалификационных дипломных работ по специальности 021100 – юриспруденция и выпускных квалификационных бакалаврских работ по направлению 521400 – юриспруденция. Предлагаемое пособие также может быть полезным для представителей профессорско-преподавательского состава, специалистов-практиков, осуществляющих руководство исследовательской деятельностью студентов и рецензирование подготовленных работ. Пособие одобрено на совместном заседании кафедр: Гражданско-правовых дисциплин, Государственно-правовых дисциплин, Уголовно-правовых дисциплин Протокол № 2 от 28 сентября 2005 г. Рецензенты: Мушкет И.И., доктор юридических наук, профессор; Фролова О.В., кандидат юридических наук. Денисов Ю.А., Жукова Н.А., Морозов А.А., Новиков В.В., Петров Д.А., Ривман Д.В., Румер Л.Н., Сапельников А.Б., Харитонов Л.А. 2005 г. ИВЭСЭП, 2005 г. ВВЕДЕНИЕ В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» освоение учебных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Защита выпускной квалификационной работы – это один из ее видов, имеющий целью установление: а уровня теоретической подготовки выпускника высшего учебного заведения; б степени соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Особенность защиты выпускной квалификационной работы как вида аттестационных испытаний заключается в двойственности характера ее осуществления. Выпускнику предстоит: 1 подготовка выпускной квалификационной работы и получение допуска к ее защите; 2 защита выпускной квалификационной работы. При отсутствии уважительных причин лицо, не защищавшее или не сумевшее защитить выпускную квалификационную работу, считается не подтвердившим соответствие своей подготовки установленным требованиям и подлежит отчислению из вуза независимо от результатов прохождения остальных аттестационных испытаний. Успешному прохождению указанных рубежей призваны способствовать предлагаемые рекомендации. Они составлены в соответствии с требованиями, закрепленными в Государственном образовательном стандарте и Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации. Перед тем как приступить к написанию выпускной квалификационной работы важно изучить все требования и усвоить советы, основанные на многолетнем опыте в научной, методической и педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава ИВЭСЭП. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Условия выдачи диплома и присвоения соответствующей квалификации. Присвоение выпускнику Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права квалификации «юрист» и выдача ему диплома о высшем профессиональном образовании осуществляются при условии успешного прохождения итоговой государственной аттестации, которая состоит из следующих видов аттестационных испытаний: а итогового государственного экзамена по отдельной дисциплине; б итогового междисциплинарного экзамена по избранной специализации; в защиты выпускной квалификационной работы. Итоговый государственный экзамен по отдельной дисциплине теория государства и права определяет уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебной программой. Он охватывает содержание курса, установленного соответствующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОС ВПО. Итоговый междисциплинарный экзамен гражданское право, государственное право, уголовное право определяет требования и уровень усвоения студентом материала, предусмотренного учебными программами дисциплин, предусмотренных ГОС ВПО по избранной специализации. Защита выпускной квалификационной работы – обязательный, заключительный этап обучения в вузе. Качество ее содержания, оформления и защиты отражает уровень образовательной подготовленности и умения выпускника использовать полученные знания в практической деятельности. Выпускная квалификационная работа ВКР юриста представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции. Выполнением ВКР выпускник демонстрирует уровень теоретических знаний, степень профессиональной подготовленности и практические навыки решения сложных профессиональных задач. Подготовка ВКР предполагает: - владение методами научного анализа сложных социальных явлений; - умение делать теоретические обобщения и практические выводы; -наличие способности формулировать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений. 1.2. Формы выпускной квалификационной работы. 1.2.1. В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства образования России от 25 марта 2003 года N 1155, выпускная квалификационная работа выполняется в формах, соответствующих ступеням высшего профессионального образования. 1.2.2. Формы ВКР: 1 Бакалаврская работа - для квалификации степени «бакалавр». 2 Дипломная работа - для квалификации степени «дипломированный специалист». 3 Магистерская диссертация - для квалификации степени «магистр». Бакалаврская работа представляет собой теоретико-прикладное исследование по одной из актуальных тем в области юриспруденции, где должны быть отражены степень овладения выпускником базовой программы учебных курсов и его возможности по применению полученных знаний в практической деятельности. Такого рода работы могут основываться на обобщении материала ранее выполненных курсовых работ. Условия и порядок подготовки бакалаврской работы в целом соответствует, предусмотренным ГОС ВПО требованиям к написанию дипломных работ, но отличие от последних рецензированию не подлежит. Дипломная работа – это теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, которым выпускник демонстрирует степень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими самостоятельно решать профессиональные задачи уровня дипломированного специалиста. Дипломная работа подлежит обязательному рецензированию. Магистерская диссертация является итогом научно-исследовательской или научно-педагогической работы студента, связанной с разработкой конкретных теоретических, учебно-методических материалов, решением научно-производственных и научно-педагогических задач прикладного характера и творческих проблем, определяемых спецификой области образовательной деятельности. Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, определяется учебным планом магистратуры. 1.2.3. Выполнение указанных выше работ осуществляется в соответствии с рабочими учебными планами ИВЭСЭП на последнем курсе обучения. 1.2.4. Используемое в настоящем пособии понятие «Выпускная квалификационная работа ВКР» в контексте подготовки магистерской диссертации не рассматривается. При написании такого рода работ исследуется иная сфера социальных отношений, ставятся другие цели и решаются более сложные теоретические и практические задачи. 1.3. Цели выполнения ВКР: - углубление приобретенных за период обучения знаний; - повышение уровня теоретической квалификации и профессиональной подготовленности выпускника; - развитие навыков научного поиска и систематизации тематического материала; - максимизация объективности в оценке уровня подготовки выпускника к работе по специальности. 1.4. Задачи, подлежащие решению при подготовке ВКР: - углубленное изучение нормативных правовых актов по вопросам закрепленной темы; -ознакомление с практикой судебного, административного, корпоративного и частноправового разрешения споров; - изучение правовой природы и анализ современного положения предмета и объекта исследования; -выявление неурегулированных и или неэффективно регулируемых областей социальных отношений; -выявление недостатков в функционировании механизма правового регулирования социальных отношений и поиск путей совершенствования его работы. 1.5. Общие требования, предъявляемые к ВКР 1.5.1. Она должна: - носить творческий характер; - содержать актуальные статистические данные; - быть основана на действующих нормативных правовых актах; - отвечать требованиям логичного и последовательного изложения материала, доказательности и достоверности фактов; - отражать умение студента пользоваться приемами поиска, отбора, обработки, систематизации информации и способности работать с нормативными правовыми актами; - иметь правильное оформление титульный лист, план, сноски, библиографические ссылки, приложения, список сокращений и др.. 1.5.2. ВКР оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы. 1.5.3. Оптимальный объем выпускной квалификационной работы от первой страницы введения до последней страницы заключения 2 - 2,5 печатных листа 50-60 страниц машинописного текста . 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Окончательный успех в подготовке исследования во многом зависит от полноты, глубины продуманности действий и степени рациональности использования предоставленного студенту для работы времени. Процесс выполнения выпускной квалификационной работы представляет собой последовательность таких взаимообусловленных и взаимозависимых этапов как: - выбор темы; - регистрация и утверждение темы; - назначение руководителя; - подготовка содержания; - разработка основных положений выносимых на защиту и ответов на замечания рецензента; 2.1. Выбор темы - ответственный и важный шаг на пути подготовки выпускной квалификационной работы. Это предусматривает: - определение общего направления исследования; - формулирование темы. 2.1.1. В основе определения общего направления предстоящей работы должны лежать сформировавшиеся мировоззрение и научные предпочтения самого выпускника. Началом в определении исследовательского направления могут служить результаты успешно выполненных работ курсовых, конкурсных, подготовленных статей, тезисов и других материалов, повлиявших в конечном итоге на формирование общего мировоззрения и научного интереса дипломника. Может быть уместной разумная «привязка» к эпизодам правоприменительной деятельности в период производственной и преддипломной практики. Такой подход будет способствовать осмысленному выбору темы и подготовке качественного содержания работы. Одним из подходящих в этом ориентиров является любая часть учебного курса или программы в большей мере понятная студенту лучше других изучена. Возможно, это будут какие-то части системы отрасли права, например, подотрасли вещное право, обязательственное право, наследственное право и др., правовые институты доверительного управления имуществом, правосубъектности, сделок, соучастия в преступлении, ответственности и др., отдельные правовые аспекты соотношение теории и практики, проблемы квалификации правонарушений и др.. Усилия необходимо направить на исследование наиболее актуальных аспектов своей специализации, а не на констатацию трюизмов и рассмотрение «избитой» многочисленными авторскими публикациями какой либо области юриспруденции. Возможным направлением исследования должна быть область юриспруденции не получившая достаточного освещения в научной литературе. 2.1.2. Решая проблему выбора и окончательного формулирования темы полезно использовать примерную тематику выпускных квалификационных работ Приложение №1, утвержденную заведующим ей выпускающей кафедрой. В этой связи студент имеет право: - выбора любой из тем, приведенного перечня; - изменения формулировки подходящей темы; - избрания темы, не включенной в предлагаемый список. Допускается закрепление за несколькими студентами одной и той же темы, при условии, что цели, задачи и структура работы будут различны. 2.1.3. Необходимо помнить, что свобода выбора темы может быть ограничена, когда изменение ее формулировки по смысловому содержанию оказалось за пределами границ избранной специализации. Например, лицо, избравшее гражданско-правовую специализацию, предпочитает в качестве направления исследования отношения в сфере труда и просит зарегистрировать тему «Трудовые отношения: понятие и особенности правового регулирования». В таком виде она имеет отношение к трудовому праву, которое в перечень дисциплин гражданско-правовой специализации не входит, а значит и регистрации не подлежит. Чтобы исправить такое положение необходимо наименованию работы придать элементы избранной специализации и переформулировать тему, например, так: «Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере труда» или «Возмещение имущественного вреда работником работодателю» и др. 2.1.4. Перед принятием окончательного решения по теме полезно представлять себе круг литературных источников, материалов правоприменительной, правоохранительной практики и иметь примерный план структуру предстоящей работы. Это поможет избежать тягости ошибок и необходимости менять зарегистрированную тему. Последнее будет сделать непросто, так как тема ВКР закрепляется за студентом приказом ректора. Таким образом, избрание темы – это серьезный аналитический труд. Четко определенное направление исследования и грамотно сформулированная тема лежат в основе качественного и актуального труда. Иными словами: «Что посеешь, то и пожнешь». 2.2. Регистрация и утверждение темы 2.2.1. Обстоятельно продумав направление и сформулировав тему, студент на имя заведующего ей кафедрой по своей специализации подает лично рукописное заявление Приложение № 2, в котором просит утвердить обозначенную в заявлении тему и назначить руководителя. Заявитель в обязательном порядке указывает необходимые сведения о себе Ф.И.О. курс, факультет, форму обучения и контактный телефон. Можно указать пожелание относительно кандидатуры руководителя при его назначении это принимается к сведению. 2.2.2. Заявление должно быть подано на кафедру своевременно. Срок подачи такого заявления ДОЛЖЕН СОСТАВЛЯТЬ НЕ МЕНЕЕ ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ ДО НАЧАЛА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ. 2.2.3. Приказ о закрепление тем выпускных квалификационных работ подписывается ректором перед направлением студентов очного обучения на преддипломную практику за ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ ДО НАЧАЛА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТТЕСТАЦИИ. Для выпускников очно-заочной и заочной форм обучения закрепление тем производится во время экзаменационной сессии, предшествующей последнему семестру обучения. 2.2.4. В течение недели после подписания приказа на доске объявлений деканата вывешивается график написания выпускных квалификационных работ ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМЫ ПОСЛЕ ПОДПИСАНИЯ ПРИКАЗА ВОЗМОЖНО В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ, ПРИ НАЛИЧИИ УБЕДИТЕЛЬНОГО ОБОСНОВАНИЯ ТАКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ . 2.3. Назначение руководителя 2.3.1. Для координации исследовательских мероприятий и обеспечения качественного написания работы, заведующим ей кафедрой назначается, как правило, из числа профессорско-преподавательского состава кафедры руководитель и, если это необходимо, консультанты. По отдельным темам в качестве руководителей могут назначаться специалисты-практики, сотрудники научно-исследовательских институтов, иных организаций и органов юридического профиля. 2.3.2. При назначении руководителя заведующий ая кафедрой руководствуется: 1 нормами Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ; 2 требованиями локальных нормативных правовых актов ИВЭСЭП; 3 принципами: -первоочередного обеспечения условий для выполнения индивидуального плана штатными преподавателями и преподавателями, осуществляющими трудовую деятельность на условиях штатного совместительства ; - соответствия темы исследования научной специализации и или профессиональной квалификации руководителя; - психологической совместимости студента и руководителя. Оказание преподавателем ИВЭСЭП или иным лицом консультационной помощи дипломнику в выборе темы, разработке плана и оказании других подобных услуг до рассмотрения вопроса о назначении руководителя заведующим ей кафедрой может быть им учтено, но определяющим фактором в принятии решения о соответствующем руководстве не является. 2.3.3. Получив подтверждение о назначении руководителя, студент согласовывает с ним в окончательном варианте формулировку темы своего исследования. Затем, с надписью «Согласовано» и личной подписью руководителя это заявление возвращается на кафедру для регистрации и утверждения темы. 2.3.4. Права и обязанности руководителя. Руководитель вправе: - в любое время знакомиться с результатами работы автора руководимым исследованием; - требовать внесения изменений в содержание ВКР; - присутствовать на защите выпускником своей работы. Руководитель обязан: - оказать помощь в формулировании темы; - участвовать в составлении плана исследования; - разработать график подготовки содержания, приложений к нему временные параметры этого графика должны соответствовать факультетскому графику написания ВКР - см. Приложение № 3.; - дать задание студенту на выполнение работы см. Приложение №4; - осуществлять контроль за ход выполнения данных указаний - содействовать разрешению проблем в исследовательской деятельности студента; - составить письменный отзыв о результатах исследовательской деятельности студента. 2.4. Подготовка содержания Содержание выпускной квалификационной работы объединяет вводную, основную и заключительную части исследования. 2.4.1. Вводная часть включает титульный лист, аннотацию, план работы и введение. Титульный лист приложение № 5 – лат. titulus – это первая страница, где указывается сверху вниз наименование вуза, факультет, кафедра специализации, форма работы, тема, сведения о дипломнике и его руководителе. Аннотация – лат. annotatio – примечание, краткое изложение содержания работы по главам и параграфам. Ее объем не должен превышать 0,5 – 1,0 страницы. Размещается на сведущей после титульного листа странице. План работы приложение № 6 – форма закрепления основных частей и направлений исследовательской деятельности, состоящая в распределении замысла автора по логически взаимосвязанным главам и параграфам. Он размещается на следующем после аннотации листе, перед введением. Оптимальной является двух или трехглавая конструкция. Каждая из них должна содержать по два, три параграфа, в зависимости особенностей решаемых задач. В общем виде методика составления плана такова. Область исследования ее границы определяются темой «разбивается» по смыслу и логической последовательности на два или три крупных блока главы, которые в свою очередь делятся на другие, разумеется, меньшие по объему, взаимосвязанные части параграфы. Название глав необходимо формулировать это содержательный компонент так, чтобы в итоге исследования объем каждой из них конструктивный компонент отвечал принципу соразмерности, т.е. был примерно одинаков. Кроме того, параграфы как составные элементы глав должны отражать ключевые положения ее смыслового носителя. Важно помнить, что глубоко продуманная и сбалансированная структура лежит в основе качественного, отвечающего предъявляемым требованиям труда. С этой целью, предварительный вариант составленного студентом плана необходимо в установленные сроки представить на согласование своему научному руководителю. По ходу подготовки текста разрешается вносить изменения в название глав, параграфов и менять их количество. Вместе с тем, любые нововведения в работе в обязательном порядке должны быть согласованы со своим научным руководителем. Требования к плану: - соответствие теме; - логическая взаимосвязь и последовательность в распределении глав и параграфов; - конструктивная сбалансированность; - недопустимость совпадения названия глав, параграфов между собой и с темой исследования; - проблемная направленность авторской мысли. Введение служит общему обоснованию актуальности, степени разработанности темы и формулированию основных положений, выносимых на защиту. Здесь обозначаются также предмет, объект, цели, задачи, методологические приемы исследования, теоретическое и практическое значение работы, Оптимальный для введения объем 2-3 страницы. 2.4.2. Основная часть, по сути, объединяет текстовый материал, несет главную смысловую нагрузку и является ключевым критерием оценки качества выпускной квалификационной работы в целом. Функционально – это последовательное, на основе системного анализа вспомогательного материала изложение мысли автора в последовательности, обусловленной разработанным ранее планом исследования. В пределах основной части закрепляются результаты рассмотрения всех пунктов запланированной работы. Должны быть отражены положения каждого из указанных в плане параграфов. В целом основная часть состоит из теоретических положений, анализа сложившихся научных концепций, мнений специалистов и особенностей правоприменительной деятельности в рассматриваемой области. Первая глава, как правило, состоит из 2-х параграфов теоретической направленности, имеющих отношение к характеристике и природе юридической составляющей предмета исследования. Вторая глава должна быть посвящена сравнительно-правовому анализу современных достижений в рассматриваемой области, отражению особенностей функционирования механизма правового регулирования отношений, выявлению коллизионных положений материальных, процессуальных норм, рассмотрению полезного опыта в эволюции зарубежных правовых систем и др. Третья глава если в ее наличии есть необходимость имеет прикладной или теоретико-прикладной характер и может быть посвящена: - анализу соотношения материальных закрепляют права и обязанности и процессуальных норм регламентируют порядок их реализации; - обобщению правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности; - выявлению проблем административной и судебной практики; - поиску путей совершенствования механизма регулирования общественных отношений. В завершении рассмотрения каждого из параграфов любой главы необходимо обобщить главное сделать вывод по тексту и сформулировать собственное видение основных направлений дальнейшего развития общественных отношений. Объем основной части выпускной квалификационной дипломной работы не должен превышать 45-55 страниц. Увеличение указанных нормативов, наряду с недостатком опыта исследовательской работы, может расцениваться как: - ошибка в выборе темы слишком обширная; - непонимание сущности и особенностей предмета исследования; - нерациональное распределение по тексту наработанного материала. 2.4.3. Заключительная часть состоит из текста заключения, приложений, списка сокращений по необходимости, литературы. Заключение строится на обобщении результатов проделанной работы, обозначении выводов и формулировании конструктивных предложений. Здесь автор суммирует и последовательно излагает результаты аналитической работы, подчеркивает ее теоретическую и практическую значимость в сфере совершенствования механизмов правотворческой и правоприменительной деятельности, а также отражает основные тенденции развития судебной гражданской, административной и уголовной практики. Объем заключения 3 - 5 страниц. Приложения дополняют текстовую часть и служат одной из форм выражения общего замысла автора. В их состав могут войти: анкеты социологических опросов, документы, используемые в процессе гражданского оборота, копии соглашений, приговоров и иных решений суда, графические образы, схемы, диаграммы , статистические данные и другие материалы. Они могут быть оформлены в виде таблиц, схем, иллюстраций. Требования к материалам приложения: - имеют непосредственное отношение к теме; - имеют свое название; - размещаются на отдельной странице; -соответствуют нумерации ссылок по тексту; Содержание материалов обусловливается спецификой темы. Оптимальное их количество составляет, как правило, 3-5 экземпляров. В общий объем ВКР приложения не входят. Список литературы пример, см. Приложение № 7 – совокупность всех литературных источников, использованных при написании основной части ВКР. Сюда включаются: нормативные правовые акты, учебная, научная литература, монографии, авторефераты, статьи, тезисы, материалы судебной практики. Стоит обратить особое внимание на то, что подбор нормативно-правовых актов, научной, учебной литературы, материалов правоприменительной практики осуществляется студентом с начала исследования и завершается после согласования плана работы с научным руководителем. Если в процессе написания работы появились новые нормативно-правовые акты, относящиеся к теме работы, то они должны быть в обязательном порядке учтены и использованы. Перечень источников составляется в указанной ниже последовательности: - Нормативные правовые акты: В этот раздел включаются сохранившие юридическую силу документы. ВСЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УКАЗАНЫ СО ССЫЛКОЙ НА ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ОПУБЛИКОВАНИЯ Собрание законодательства РФ, Российская газета, Российские вести, Собрание актов Президента и Правительства РФ, Ведомости и др.. В разделе «Нормативные правовые акты» источники располагаются: 1 по юридической силе - Международные договоры РФ; - Конституция Российской Федерации; - Федеральные конституционные законы; - Федеральные законы; -Законы субъектов РФ; - Указы Президента Российской Федерации; - Постановления Правительства Российской Федерации; - Ведомственные нормативно-правовые акты. - акты органов местного самоуправления; - локальные нормативные акты. 2 по датам принятия в порядке возрастания от более «старого» к более «новому». - Научная и учебная литература. Этот раздел включает комментарии к кодексам, законам, утратившие юридическую силу НПА, авторские публикации, монографии, диссертации, авторефераты, статьи и тезисы из газет и журналов. В каждой их названных групп источники располагаются в алфавитном порядке по первой букве их библиографического описания. Оно приводится для книг, брошюр, учебников и т.п. на второй или последней странице издания. Указание на статьи из журналов или газет начинается с фамилии псевдонима автора. Если в работе были использованы диссертационные исследования и авторефераты, то они помещаются отдельным разделом после раздела «Научная и учебная литература». - Материалы судебной и арбитражной практики Этот раздел включает следующие документы правоприменительной практики: - Постановления Конституционного Суда Российской Федерации; - Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации; -Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; - Информационные письма Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; -Решения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по конкретным делам; -Решения нижестоящих судебных инстанций. Анализируя материалы этого раздела, следует учесть, что приводимые в работе примеры судебной практики должны подтверждать те выводы, которые формулируются студентом, а не просто перечисляться в библиографии. В работе должны использоваться в обязательном порядке материалы правоприменительной практики за последний календарный год не менее 5 примеров из судебной практики. При этом следует обращать внимание на судебные акты высших судебных инстанций – решения Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ. Решения низших судебных инстанций могут быть использованы, в крайнем случае например: отсутствует практика правоприменения высших судебных инстанций, высшие судебные инстанции, вынося решение, допустили ошибку и др.. Они должны быть не просто приведены в списке литературы, а имплантировать по смыслу и логике изложения мысли. 2.5. Разработка основных положений выносимых на защиту и ответов на замечания рецензента. Получив информацию о завершении рецензирования и поступлении на кафедру работы с текстом рецензии, студент знакомится с ее содержанием, и готовиться к ответам на указанные в ней замечания. Одновременно с этим необходимо формулировать основные положения своей работы, выносимые на защиту. Для успешной подготовки к защите полезно прибегать к консультациям и использованию помощи своего руководителя. Положения, выносимые на защиту – это ключевые аспекты исследовательской деятельности, подчеркивающие индивидуальность, актуальность и значимость авторского труда. В них могут быть включены: - обоснование темы ВКР; - характеристика основных элементов исследования; - актуальность, теоретическое и практическое значение выполненной работы; - возможность внедрения результатов работы в процесс обучения; - проблемы правового регулирования в исследуемой области; - пути и способы решения указанных проблем. 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3.1 Особенности поэтапной подготовки ВКР 3.1.1. Подобрав и изучив нормативные правовые акты и другие источники можно приступать к написанию «болванки», которую посредством консультаций с руководителем и другими специалистами необходимо довести до состояния черновика. 3.1.2. Черновой вариант работы представляется руководителю на рассмотрение. Предложения и замечания по работе должны быть своевременно, добросовестно и в полном объеме устранены. 3.1.3. После исправления ошибок работа вновь представляется «на суд» руководителю, который и выносит окончательный на этой стадии «вердикт». Если последний ее вариант получит одобрение, то через установленное руководителем время в чистовом варианте компьютерного исполнения, в скрепленном скоросшивателем виде, работа передается ему для составления отзыва. 3.1.4. Подготовив отзыв о характере исследовательской деятельности и указав в нем оценку качества труда своего «подопечного», руководитель или студент передает работу вместе с отзывом на кафедру НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА 1 МЕСЯЦ ДО ДНЯ ЗАЩИТЫ выпускной квалификационной работы. Студенты представившие работу без уважительных причин позже установленного срока могут быть не допущены до защиты с перенесением ее сроков на следующий учебный год. Рекомендуется распечатывать дипломную работу как минимум в двух экземплярах: первый сдается на кафедру, второй остается у студента. 3.1.5. Затем работа по решению заведующего ей кафедрой передается на рецензирование. Обязательному рецензированию подлежат все работы кроме бакалаврской. Рецензент назначается заведующим кафедрой. В их числе могут быть представители профессорско-преподавательского состава, как правило, имеющие ученую степень или ученое звание в области юриспруденции, а также специалисты-практики. В рецензии отражаются: - актуальность темы; - степень исследовательской самостоятельности студента; -достаточность теоретической подготовки выпускника; - наличие у автора практических навыков в области юриспруденции; - мнение о том, раскрыта ли тема исследования; - наличие оригинальных выводов, предложений; - теоретическая и или практическая значимость исследования; -достоинства и недостатки работы; -оценка ВКР отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно; -общая оценка квалификации соискателя заслуживает, не заслуживает присвоения искомой квалификации степени «бакалавр» или «дипломированный специалист». Максимальный срок для рецензирования – 10 дней. С содержанием рецензии студент вправе ознакомиться для подготовки ответов на замечания не менее чем за неделю до дня защиты ВКР. 3.1.6. К защите выпускной квалификационной работы допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки специальности высшего профессионального образования, и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний. 3.1.7. По совокупности выводов, содержащихся в документах ВКР, отзыве научного руководителя, рецензии рецензента заведующий ая кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом запись на титульном листе каждой работы. При несоответствии содержательной и или оформительской частей, выявлении грубых нарушений установленных для такого рода работ требований может быть принято одно из следующих решений: 1 об устранении отмеченных недостатков с указанием для этого сроков; 2 о необходимости проведения предварительной защиты на одном из заседаний кафедры с участием студента и его научного руководителя; 3 о невозможности допуска студента к защите ВКР. Решение оформляется протоколом заседания кафедры и представляется через декана юридического факультета на утверждение ректору ИВЭСЭП. 3. 2. Общие требования к оформлению текста ВКР. Работа может быть выполнена в компьютерном варианте, на печатной машинке или от руки четким, разборчивым подчерком. 3.2.1. Оформление ВКР должно отвечать следующим техническим требованиям Приложение № 8: а компьютерный вариант исполнения печатается на принтере: - Шрифт текста Times New Roman; -размер шрифта – 14; -межстрочный интервал – полуторный; - размер бумаги - А4 210х297 мм. б если рукопись печатается на печатной машинке, то должно быть: число строк на листе бумаги – 30, в строке 60 знаков. В итоге на странице должно быть примерно 1800 знаков. в количество листов рукописного текста определяется индивидуальными особенностями почерка объем работы должен быть 80000-100000 знаков. 3.2.2. Абзацы начинаются отступом, равным 5 пробелам при компьютерном наборе величина абзацного отступа стандартная – 1,27 см. Чистые поля вокруг текста на странице должны быть: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу по 2 см. 3.2.3. Нумерация страниц должна быть сквозная подряд от первой до последней станицы. На первой странице титульном листе номер страницы не ставится. 3.2.4. Ссылки на источники указываются в постраничных сносках. Сноска – это вспомогательный текст пояснительного или справочного характера библиографическая ссылка, перекрестная ссылка и т.п.. Библиографическая ссылка – это сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе его части документа. Перекрестная ссылка – это запись, связывающая отдельные части работы. Обычно обозначается так: «см. Приложение №1, см. Указ. соч. и др.». Общие требования к сноскам: - размещаются без абзацного отступа; -набираются10-м кеглем через один интервал; -нумеруются постранично сноска на любой странице начинается с «1».; 3.2.5. Типичные ошибки : - нарушение правил оформления работы; - увеличение оптимального объема текста; -отсутствие, неправильное или неверное указание на источники официального опубликования нормативных правовых актов; - бессистемное и нелогичное изложение материала; - отсутствие выводов по параграфам и главам; - обилие цитат из научной и учебной литературы, нормативно-правовых актов при отсутствии ссылок сносок на их авторов; - недостаточно ясное выражение собственного мнения автора по исследуемым проблемам. 3.3. Защита ВКР - самый ответственный этап этого вида итоговых аттестационных испытаний. К защите выпускной квалификационной работы допускается лицо, прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний. 3.3.1. Процедура защиты ВКР: -представление членов Государственной аттестационной комиссии; -выступление студента с докладом; - ответы на вопросы членов комиссии; - совещание членов комиссии и выставление оценок; - оглашение результатов защиты ВКР. 3.3.2. Готовясь к защите полезно еще раз внимательно прочитать ВКР и замечания рецензента. Большое значение имеет то, насколько хорошо студент ориентируется в содержании работы и аргументирует сказанное выводами из текста. Положения, выносимые на защиту и ответы на замечания рекомендуется подготовить письменно. Нужно заранее продумать сценарий своего выступления, а также отрепетировать доклад, в том числе и во, времени. Его не желательно «растягивать»: ключевые аспекты обозначаются и комментируются в течение 7-10 минут. Выступая перед членами государственной комиссии, не следует все это неотрывно читать. Можно ориентироваться изредка подглядывая в текст доклада на начальные предложения ключевых блоков и своими словами последовательно раскрывать их основное смысловое значение. Говорить нужно неторопливо, размеренно, лаконично, подчеркивая заслуживающие особого внимания ключевые аспекты. Выступление а значит и сам доклад условно делится на вводную, описательную и резолютивную части. Вводная часть содержит обоснование темы, ее актуальность, предмет, объект, цель и задачи исследования. Здесь же необходимо отметить теоретическую и практическую значимость результатов ВКР. В описательной части следует указать на обнаруженные неопределенности, «пробелы» в законодательстве и неурегулированные вопросы в правоприменительной деятельности, природу их возникновения и современные особенности правового регулирования отношений. Повышает качество ответа знание материалов судебной и арбитражной практики. Резолютивная часть служит для формулирования собственных выводов и предложений по исследуемым вопросам. 3.3.3. Подчеркивает высокую степень квалификации ответа демонстрация общетеоретических и отраслевых знаний в области юриспруденции, умение анализировать соотношение материальных и процессуальных норм, способность аргументированно, со ссылкой на нормы законодательства, судебные решения, отстаивать собственную позицию по спорным вопросам и предлагать свое видение вариантов решения сложившихся проблем. Важно также иметь в виду, что со времени рецензирования работы могли быть приняты и, вступить в силу новые нормативные правовые акты, внесены изменения и дополнения к ним. Поэтому, в ходе своего выступления нужно сказать о появившихся изменениях и о том, какое влияние они могут оказать на проблематику исследования. 3.3.4. По окончании выступления каждый из членов Государственной комиссии вправе задавать докладчику любые, имеющие отношение к предмету исследования вопросы. 3.3.5. Результаты защиты каждого из студентов обсуждаются на закрытом заседании членов Государственной аттестационной комиссии ГАК. Принимается во внимание уровень теоретической, научной и практической подготовки студента. Критериями оценки являются: - качество содержания ВКР и правильность оформления текста; - выводы в отзыве научного руководителя и рецензии внешнего рецензента; -обоснованность выводов и предложений, сформулированных студентом в работе; -содержание доклада ; - правильность и аргументированность ответов на вопросы. 3.3.6. Решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии или заменяющий его заместитель председателя комиссии обладает правом решающего голоса. Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и решение о присуждении не присуждении искомых квалификаций выпускникам оглашаются председателем государственной комиссии публично в тот же день. Все решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий оформляются протоколами. 3.3.7. Лица, завершившие освоение основной образовательной программы и не подтвердившие соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования приказом ректора ИВЭСЭП отчисляются из вуза. 3.3.8. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний может быть назначено по восстановлении, не ранее чем через три месяца и не позднее чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз. 3.3.9. Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных, предоставляется возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза. Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в срок, не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине. 3.3.10. Отчеты о работе государственных аттестационных комиссий заслушиваются на ученом совете ИВЭСЭП и представляются учредителю в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации. Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников хранятся в архиве вуза. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ : Выбранный предмет исследования ДР должен во-первых, соответствовать теме дипломной работы или многообразию её аспектов, а во-вторых, отвечать на вопрос об актуальности теоретический научный, практический правоприменительный или субъективный связанный с работой студента интерес. Итак, насколько : 1. Оформление ДР соответствует требованиям Методическим рекомендация ИВЭСЭП 2006г. 2. ДР отражает личный творческий характер исследования, а не общеповествовательное или общеизвестное описание правоотношений применительно к главной исследовательской части ДР . 3. Студент был самостоятелен в поиске, обработке, подборе и систематизации тематического материала. 4. Умозаключения или выводы исследованной части ДР или отдельных аспектов заданных правоотношений соответствуют его личным субъективным выводам или согласию с чьим –то мнением, когда имеет место дискуссия в части новизны и возможности устранить выявленные недостатки в правовом регулировании . 5. Содержание Аннотации ДР соответствует выводам и предложениям, представленным в Заключительной части ДР , и как следствие обосновывает актуальность темы с точки зрения нормативного или правотворческого но не субъективного интереса новизны . 6. Представленная правоприменительная практика администр., судебная, правоохранительная, или образцы договоров подтверждает правильный выбор предмета околонаучного исследования правоотношений, и как следствие правильность выводов , предложений или рекомендаций. 7. Каждая последующая глава ДР логично вытекает из предыдущей и главное, что основывается на её выводах как бы промежуточных . Примечание : Критериями оценки ДР по смыслу Методички, являются: • качество содержания ВКР и правильность оформления текста; • степень раскрытия темы; • обоснованность выводов и предложений, сформулированных дипломантом. Составил : научный руководитель Гончаров Ю.М. 3. 2. Общие требования к оформлению текста ВКР Работа может быть выполнена в компьютерном варианте, на печатной машинке или от руки четким, разборчивым подчерком. 3.2.1. Оформление ВКР должно отвечать следующим техническим требованиям приложение № 8: а компьютерный вариант исполнения печатается на принтере: • шрифт текста Times New Roman; • размер шрифта – 14; • межстрочный интервал – полуторный; • размер бумаги – А4 210х297 мм. б если рукопись печатается на печатной машинке, то должно быть: число строк на листе бумаги – 30, в строке 60 знаков. В итоге на странице должно быть примерно 1800 знаков. в количество листов рукописного текста определяется индивидуальными особенностями почерка объем работы должен быть 80000-100000 знаков. 3.2.2. Абзацы начинаются отступом, равным 5 пробелам при компьютерном наборе величина абзацного отступа стандартная – 1,27 см. Чистые поля вокруг текста на странице должны быть: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу по 2 см. 3.2.3. Нумерация страниц должна быть сквозная подряд до последней станицы. На первой странице титульном листе номер страницы не ставится. 3.2.4. Ссылки на источники указываются в постраничных сносках. Сноска – это вспомогательный текст пояснительного или справочного характера библиографическая ссылка, перекрестная ссылка и т.п.. Библиографическая ссылка – это сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе части документа. Перекрестная ссылка – это запись, связывающая отдельные части работы. Обычно обозначается так: «см. Приложение №1, см. Указ. Соч. и др.». Общие требования к сноскам: • размещаются без абзацного отступа; • набираются10-м кеглем через один интервал; • нумеруются постранично сноска на любой странице начинается с «1». Курапов Роман Бокситогорский филиал Тема дипломной работы Договор перевозки груза автомобильным транспортом Аннотация Введение Глава1 Основные положения о е перевозке груза 1.1 Понятие и разновидности перевозки груза в зависимости от вида транспорта 1.2 Характер, форма и содержание договора перевозки груза 1.3 Понятие договора перевозки груза и источники регулирования отношений при перевозке груза автомобильным транспортом Глава 2 Отличительные особенности договора перевозки груза автомобильным транспортом 2.1 Форма, характер и основания для заключения договора перевозки груза 2.2 Транспортные правоотношения и транспортные обязательства по договору перевозки груза 2.4 Изменение и прекращение договора перевозки груза 2.5 Ответственность участников договора перевозки груза Заключение Библиография Дипломанту от Руководителя Гончарова Ю.М. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению и написанию ДР 1. Работа должна соответствовать Методическим рекомендациям ИВЭСЭП -2006г., а именно: 1 В ДР д./быть ОГЛАВЛЕНИЕ, но никак не План, Содержание и т.п., согласно указаниям Методички . 2 Внимательно прочтите в Методичке : - абзацы 1, 2, 4 , 5 п. 1.4 « Задачи, подлежащие разрешению при подготовке ВКР » - абзац , 4 п. 1. 5 «Общие требования…» - а далее по- вашему усмотрению 3 Библиография - это список источников, которые Вы использовали в ДР, а не то, что эти источники имеют отношение к теме ДР. 4 В аннотации к ДР следует указать : название темы и проблемы в правовом регулировании; какой более узкий и конкретный предмет взят за исследование и анализ отношений, имея в виду то, что сама тема - это есть объект заданных отношений, а надо выбрать предмет более узкий и конкретный, поскольку любая тема ДР изначально содержит в себе многообразие аспектов и особенностей отношений широкий спектр ; а также отразить нормативно-правовые источники, которые взятые за основу исследования и анализа. Заканчивая описание Аннотации, опишите предмет чего они касаются окончательных выводов, представленных в заключении ДР, не раскрывая их содержания и обоснования. Примечание : Под проблемой правового регулирования следует понимать несовершенство правового регулирования правоотношений законодательные правила поведения или недостатки в функционирования самого механизма правового регулирования например в отсутствии или недостатках соответствующих Правил, Инструкций, Регламента порядка и иных подзаконных актов. 2. Каждую главу следует завершать резюмировать определёнными промежуточными выводами в строгом соответствии с предметом исследования описываемой главы и с представлением обоснования этих выводов на чём они основаны, зиждутся . 3. Содержание каждого последующего параграфа или главы должны логично и гармонично вытекать из предыдущего параграфа или главы. 4. Судебную практику надлежит представлять только в форме Приложений к ДР и только выдержками о предмете спора и мотивированной части с вынесенным судебным решением, как подтверждение ваших доводов и выводов о неточности, неполноте или недостатках правового регулирования заданных отношений, которые суд своим решением устраняет их или восполняет судебное правоприменительное право. 5. В заключительной части работы представить окончательные выводы без представления их обоснования то есть, сделать некоторую выборку из имеющихся в работе промежуточных выводов . И на их основании в логической последовательности сформулировать свои предложения по совершенствованию правовой нормы или рекомендации по созданию внедрению, внесению механизма более эффективной реализации установленных законодательством норм правового регулирования. 6. Следует избегать неюридической лексики и терминологии в употреблении слов. Например, таких как: посвящается, блокирует, привлекательность, ход законодателя, корпоративные, достаточно жёсткие., и т.д. и т.п, поскольку дипломная работа – это околонаучная работа в которой должна использоваться нормативная лексика и понятия, предусмотренные законодательными подзаконными и внутриведомственными нормативными актами . Неправильно применять международные термины и определения форс -мажор, чартер, коносамент в национальных внутренних правоотношениях. То есть, дипломант должен быть точен в выборе юридических и неюридических дефиниций определений . Примечание 3.2.5. Типичные ошибки в готовых ДР : • нарушение правил оформления работы; • увеличение оптимального объема текста; • отсутствие, неправильное или неверное указание на источники официального опубликования нормативных правовых актов; • бессистемное и нелогичное изложение материала; • отсутствие выводов по параграфам и главам; • обилие цитат из научной и учебной литературы, нормативно-правовых актов при отсутствии ссылок сносок на их авторов; • недостаточно ясное выражение собственного мнения автора по исследуемым проблемам.
Прошу передать автору мою благодарность. Все прошло успешно. Очень качественная работа. Спасибо :)
Благодарю за прекрасную работу! Ребята всегда на связи, быстрые решения и индивидуальный подход, чувствуется забота о клиенте.
Все прошло хорошо. Автор супер, еще и с другим заказом помог, где другой автор подвел. Дипломы получили.
Защита прошла хорошо, работа отличная)
Очень крутая работа проделана
Огромное спасибо! Вы смогли профессионально доработать материал. Я рада, что Вашему профессионализму, ответственности, терпению нет границ!
Были недочёты в работе первого автора. Менеджеру спасибо за оперативность и обходительность!
Большое вам спасибо за помощь. Особенно менеджерам, которые работали со мной, Татьяне и Андрею. Был не приятный момент, когда пропал первый автор, но очень быстро подобрали нового, с которым было очень приятно работать. Она понимала мои пожелания и очень быстро все выполняла. Ей отдельное спасибо. Работу проверили на уникальность, она составила более 70%. Мне очень приятно было с вами работать. Буду вас рекомендовать знакомым
Спасибо! Защитилась на отлично!
Защитил диплом на отлично. Спасибо большое.
Защищать диплом в университете – дело нелегкое. Тем более, если делать это не на своем родном языке. В сегодняшней статье расскажем, кому и зачем нужна защита дипломной работы на английском.Подпишитесь на наш и будьте всегда в курсе главных новостей студенческой жизни. Если вы лингвист, переводчик…
Читать дальшеМы создали уже очень много полезных материалов о том, как написать качественную дипломную работу. На нашем можно найти правила написания и оформления всех ее составных частей (, , , и пр.). Сегодня же давайте поговорим о том, как грамотно нужно оформлять таблицы в ворде.При таблицы использовать н…
Читать дальше