Подробнее о заявке
Тип Дипломная
Предмет Дошкольная педагогика
Заявка номер Private
Стоимость 1000 руб.
Уникальность 70%
Объем 30 стр.
Дата заявки: 31.05.2013
Выполнено: 09.06.2013
Дипломная по дошкольной педагогике:

«Организация психологопедагогической работы по развитию культурногигиенических навыков у детей раннего возраста»

Задание

Нужна презентация к дипломной работе(8 слайдов) Содержание Введение……………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические основы формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков 1.1 Развитие у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков как часть психолого-педагогической работы воспитателя……………….……....... 5 1.2. Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей раннего возраста по направлению «Физическое развитие», образовательная область «Здоровье», разделу «Воспитание культурно-гигиенических навыков»……………………..…….………………………………. 10 1.3. Методы психолого-педагогической работы по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста……………………………. 13 1.4. Совместная деятельность семьи и дошкольного учреждения по развитию у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков……………….. 19 Выводы…………………………………………………………………………… 28 Глава 2. Организация психолого-педагогической работы по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста 2.1. Характеристика группы детей, принимающих участие в исследовании……………………………………………………………………….. 29 2.2. Исследование культурно-гигиенических умений и навыков у детей раннего возраста……………………………………………………………………………. 31 2.3. Методические рекомендации по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста……………….…………………………...... 34 Выводы…………………………………………………………………………… 37 Заключение………………………………………………………………………. 38 Литература………………………………………………………………………. 40 Приложения……………………………………………………………………… 50 Введение Проблеме воспитания культуры гигиены у детей уделяли большое внимание педагоги такие, как К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и многие другие. Для того чтобы культурно – гигиенические навыки стали нормой для ребенка, взрослые должны проводить постоянную работу с детьми. Это очень кропотливая деятельность, требующая терпения и особого педагогического подхода. Очень важно обеспечить детям благоприятные условия для закрепления уже имеющихся навыков. Воспитанию культурно – гигиенических навыков уделяют большое внимание при кормлении, умывании, одевании. При этом следует руководствоваться тем, что гигиенические привычки являются показателем культуры человека, поэтому их надо воспитывать с первых дней жизни ребенка, поскольку, приобретенные в детстве, выработанные в процессе постоянных повторений одних и тех же действий, становятся для человека потребностью. Если гигиенические процедуры никогда не причиняли ребенку неприятных ощущений, то навык в их поведении закрепляется быстро и прочно. Несомненно, гигиенические навыки укрепляют здоровье и волю ребенка, дисциплинируют и способствуют его социальной адаптации. Культурно – гигиенические навыки, или как называют психологи, бытовая деятельность детей раннего возраста, - это первая деятельность, которую осваивает малыш. Она возникает на основе удовлетворения биологических потребностей и формирует личностную базу ребенка. На протяжении всего дошкольного детства человечек овладевает бытовой деятельностью. Развитие культурно - гигиенических навыков имеет огромное значение для формирования основ трудовой деятельности ребенка. Это и есть потребность социально – культурного общества. Объект: процесс развития культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста. Предмет: психолого-педагогическая работа по развитию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста. Цель: изучение проблемы развития культурно – гигиенических навыков детям раннего возраста в условиях дошкольного учреждения. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Описать методы психолого-педагогической работы по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. 3. Составить методические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Методы: - анализ литературы по проблеме исследования; - анкетирование родителей; - наблюдения; - собственная педагогическая деятельность. Глава 1. Теоретические основы формирования у детей раннего возраста культурно – гигиенических навыков 1.1 Развитие у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков как часть психолого-педагогической работы воспитателя Воспитание культуры – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появления и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтоб дать ребенку путеводную нить в среде себе подобных. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого свои наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманистические чувства, формируются эстетические представления, навыки культурного поведения и нравственные привычки, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Содержанием воспитания культуры поведения и взаимоотношений служит обучение детей умениям красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми приборами, быть опрятными, следить за своей позой, осанкой, владеть речевым этикетом, владеть способами учтивого оказания внимания. Проблеме воспитания культуры гигиены у детей уделяли большое внимание педагоги прошлых лет. Н.К. Крупская писала в своем сборнике статей и речей «О дошкольном воспитании» о том, что одной из важнейших задач детского сада является привитие и закрепление навыков, укрепляющих здоровье детей. Она говорила, что с раннего детства надо мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистым, стричь волосы и ногти, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе. Чрезвычайно важен пример взрослого в такой работе. Об этом говорил А.С. Макаренко в своих лекциях о воспитании детей. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу, - советовал Макаренко, - то сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед едой, не забывайте от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обычно думают. Не менее важно прививать детям не только культуру поведения и внешнего вида, но и культуру ведения хозяйства. Ведь важно не только то, что человек опрятно одет, умеет вести себя, но и то, в какой обстановке он живет. Следит ли он за порядком в своем доме, за своими вещами и так далее». А.С. Макаренко рекомендовал предоставить детям свободу в выборе средств вместе с ответственностью за выполнение определенной работы. «Лучше будет, если на долгое время вы поручите ребенку поддержание чистоты в определенной комнате, а как он это будет делать – предоставьте решать и отвечать за решения самому», - а так же подчеркивал важность внешнего облика дома для воспитания ребенка. Так А.С. Макаренко писал: «Если в квартире идеальная чистота, если нет лишних вещей, и если вы поддерживаете порядок, у вас ребенок не может быть очень плохим. Внешний порядок, к которому вы приучаете ребенка с самого раннего детства, формирует его, заставляет его предъявлять к себе большие требования». Именно в раннем возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности и порядку. В эти годы дети могут освоить все культурно – гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко и быстро их выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в раннем возрасте, сохраняются на всю жизнь. Для того чтобы культурно – гигиенические навыки стали нормой для ребенка, взрослые должны проводить постоянную работу с детьми. Это очень кропотливая работа, требующая терпения и педагогического подхода. Очень важно обеспечить детям благоприятные условия для закрепления уже имеющихся навыков. Это – наличие всех необходимых атрибутов, таких как мыльница с мылом, полотенце, зубная щетка и так далее. Благодаря этому можно осуществлять контроль над детьми и видеть, какими навыками дети владеют больше, а какими меньше, чтобы с помощью беседы, чтения художественной литературы, игровых моментов обеспечивать их формирование. И. Н. Курочкина в своих книгах говорит о важности связывать закрепление культурно – гигиенических навыков с этикетом. Автор указывает, что ребенку необходимо изначально объяснять, что неряшливый вид, неприятный запах изо рта, небрежная прическа отталкивает людей от него и общаться с таким человеком никто не захочет. Необходимо ежедневно принимать душ, так как за целый день на коже остается много пылинок и частичек грязи, если их не смыть, то кожа станет шершавой, и на ней появятся прыщики. Обязательно чистить зубы утром и вечером, так как без этого зубы начнут портиться, и появится неприятный запах изо рта. Волосы обязательно надо мыть по мере загрязнения и аккуратно укладывать их в прическу. Лохматый, растрепанный человек смотрится смешно. Но он никогда не должен пользоваться чужой расческой. Хотят быть красивыми наши руки – наши первейшие помощники во всех делах. Плохо, если они шершавые и грязные, если ногти длинные и под ними черно. Большое значение в формировании культурно – гигиенических навыков имеет одежда, обувь и отношение к ним. Одежда должна быть аккуратной и чистой, соответствовать ситуации, в которой находится человек. Например, спортивный костюм создан для того, чтобы в нем заниматься спортом, а не ходить по городу или за покупками. Обувь должна быть обязательно чистой. Красиво выглядеть – значит уважать людей, которые находятся рядом. Привычка носить чистую одежду – одно из важнейших условий воспитания успешной личности. От внешнего вида ребенка во многом зависят его отношения со сверстниками и взрослыми, а так же его собственное внутреннее состояние. Важно не только научить детей раннего возраста правилам, создающим приятный внешний вид, но и довести до его сознания, что внешняя красота нуждается в богатом внутреннем, душевном состоянии. Главной целью воспитания у детей культуры внешнего вида является единство внешнего облика и внутреннего состояния малыша, дети нуждаются в любви и ее проявления со стороны взрослых. Задача воспитателя показать, что любовь – это чувство, приобретаемое и подкрепляемое каждым действием и поступком. Нельзя не сказать о формировании в детях бережного отношения к своему дому, своей комнате, своим игрушкам, книгам и многому другому, что окружает ребенка. Наш дом может многое рассказать о нас. Собрать и красиво расставить игрушки, вытереть пыль, положить книги на свое место – это то, что нужно твоему дому. Воспитание у ребенка навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но здоровье других детей и взрослых. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, быть обходительным в застольном общении. Детей учат правильно вести себя за столом во время еды, тщательно и бесшумно пережевывать пищу, умело пользоваться столовыми приборами, знать, что такое салфетка и как ей пользоваться. Для успешного привития детям навыков гигиены важно, чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись взрослыми, воспитателем, родителями, которые своим примером должны содействовать не только формированию у детей соответствующих знаний, но и прочному их закреплению. 1.2. Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей раннего возраста по направлению «Физическое развитие», образовательная область «Здоровье», раздел «Воспитание культурно-гигиенических навыков» Значительное внимание в «Программе воспитания и обучения детей раннего возраста» уделяется содержанию работы по развитию культурно – гигиенических навыков. Начиная с раннего дошкольного возраста и на протяжении всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении необходимо воспитывать культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Условно всю проводимую работу по привитию культурно – гигиенических навыков можно разделить на следующие разделы: - привитие навыков ухода за телом; - привитие навыков правильного поведения за столом и приема пищи; - привитие навыков ухода за одеждой и обувью. По мере взросления детей раннего возраста работа по данному направлению усложняется, навыки детей совершенствуются, но содержание представленных разделов усматривается на протяжении всех лет пребывания детей в дошкольном учреждении. Но необходимо помнить, что работа принесет больший успех, если познакомить родителей с содержанием и усложнением навыков самообслуживания по мере взросления детей. Поэтому мы предлагаем рассмотреть содержание работы представленной в «Программе воспитания и обучения в детском саду» в виде обобщающей таблицы, в которой можно рассмотреть изменения и усложнения содержания работы по привитию культурно – гигиенических навыков детям раннего возраста. Таблица 1 Возраст Привитие навыков ухода за телом Привитие навыков правильного поведения за столом Привитие навыков ухода за одеждой и обувью Ранний дошкольный возраст Приучать детей с помощью взрослых мыть руки перед едой и по мере загрязнения, правильно пользоваться полотенцем; приучать детей к опрятности, аккуратности; с помощью взрослого учить пользоваться носовым платком. Учат приводить в порядок свои волосы. К двум годам содействуют выработке навыка регулирования собственных физиологических отправлений Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1г.2м). Сформировать умение самостоятельно кушать разнообразную пищу. Пользоваться салфеткой после еды(вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию) выходя из-за стола, задвигать стул. Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой(с 1г.2мес.); научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом(с 1г. 5 мес.) Учить при помощи взрослого приводить в порядок одежду, аккуратно складывать ее в определенной последовательности. Ставить обувь на место; учить бережно относиться к вещам. 1-ая младшая группа Учить самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем; учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; формировать навык пользования индивидуальными предметами обихода(носовой платок, салфетка, расческа, полотенце, горшок). Закрепить умение опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в руке; пользоваться салфеткой; полоскать рот по напоминанию взрослого; сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо». Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; учить снимать одежду, обувь(расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках), в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. 2-ая младшая группа Закрепить умение самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место; продолжать учить пользоваться расческой и носовым платком. Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытом ртом. Следить за своим внешним видом, продолжать учить при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь(расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках), в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. Средняя группа Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельного умывания, мытья рук перед едой, по мере загрязнения, после пользова-ния туалетом; продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закреплять умение пользоваться расческой; приучать при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи; пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно; правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды. Воспитывать у детей опрятность. Следить за своим внешним видом, за тем, как я сам одет. 1.3. Методы психолого-педагогической работы по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста Культурно – гигиенические навыки – это важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте тела, лица, рук, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Педагоги и родители должны помнить, что эти навыки принесут ребенку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Культура красивого и правильного поведения и еды за столом показывает наше уважение к другим участникам застолья и к тем, кто приготовил пищу: прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратности. В первой младшей группе предусматривается обучение каждого ребенка в отдельности, т.к. конкретность восприятия мешает малышу отнести к себе указания, которые направлены всем. Прежде всего, необходимо разъяснять. Взрослый разъясняет детям необходимость вести себя в умывальной комнате, спальне, раздевалке организованно: не толкаться, не шуметь, не мешать другим, не задерживаться у крана. В раздевании и одевании приучать детей к самостоятельности, соблюдая определенную последовательность. Надо обращать внимание детей на правильные поступки, поощрять малышей добрыми словами, жестами, вызвать желание соблюдать установленные правила поведения, взаимоотношений со сверстниками. «Какой хороший Ваня! Поднял стульчик и отдал его Алине». «Аня хорошо сделала, принесла расческу Вике». «Андрюша, молодец! Не толкнул Алешу от крана, а вежливо попросил его отойти». «Дети, смотрите, Аля уже оделась, не смотрела по сторонам, не играла, вот и сделала все быстро» Молодец!» Воспитатель, с первого дня, предупреждает родителей, чтобы на одежде детей были петельки, это облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду. Игры – занятия, например: «Мы едим», «Зайка пришел посмотреть, как мы раздеваемся», «Умоем куклу Машу» и другие, проводятся на основании наблюдений воспитателя за детьми. Во второй младшей группе продолжается работа по укреплению чувства удовлетворения от того, что они сделали сами. Это чувство поддерживает интерес к бытовым процессам и обеспечивает дальнейшее развитие самостоятельности. В основе ее по-прежнему лежит овладение отдельными элементами в труде по самообслуживанию. Взрослым следует набраться терпения, выдержки, так как неудачи детей следует осторожно исправлять. Не задевая их самолюбия. Так как воспитатель большой упор делает на качество деятельности детей, то, прежде всего, необходимо использовать поощрения, пример сверстников. Для того, чтобы научить детей определенным действиям и вызвать к ним положительные отношения , педагог вносит в игровые уголки новые атрибуты, которые позволяют развивать содержание игр в соответствии с приобретенным и навыками культурного поведения. Например, «кукла Маша заболела» - навык пользования носовым платком. «Мы умываемся» - полотенце, вешалка для кукол. «Мы причесываемся» - расчески из пластика, зеркало из фольги. «Зайка собирается в детский сад» - умение не опаздывать, приходить чистым, аккуратным, приводить в порядок свой костюм пред зеркалом. Педагог должен быть внимателен ко всему, что делает ребенок во время еды, за столом; как он относиться к выполнению установленных правил, каковы взаимоотношения его со сверстниками. Использование сюрпризных моментов довольно-таки благотворно влияют на детей. Например, кошка Мурка пришла на полдник к ребятам посмотреть, как они пользуются салфеткой, чисто ли у них на столе, под столом. Дети предлагают ей молочко. Кошка угощается, благодарит, дает советы, чтобы скатерть была чистой, надо ложку после еды положить на тарелочку. Положительная похвала, одобрение создают у детей уверенность, что они поступают правильно, побуждают к дальнейшим положительным действиям. В средней группе воспитание культурно – гигиенических навыков усложняется тем, что, предъявляя детям новые требования, педагог должен постоянно закреплять уже сформированные навыки, умения в младшей группе. Детей учат мыть руки пред каждым приемом пищи. Во время приема пищи правильно сидеть, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол, правильно пользоваться приборами: держать ложку и вилку не в кулаке, а тремя пальцами правой руки; не есть ложкой то, что можно есть вилкой, не пить из блюдца. Во время приема пищи взрослые должны следить, чтобы дети не спешили, не отвлекались, не играли ложкой или другим обеденным прибором, не набивали рот слишком большим количеством пищи, не разговаривали с полным ртом, не чавкали, не сопели. На ложку или вилку детям следуют брать столько пищи, сколько может на них поместиться. Кусочки пищи, которые трудно жуются, надо незаметно извлечь изо рта вилкой или ложкой, приложенной к губам, поместить на край тарелки, блюдца. Во время приема пищи педагогам необходимо создать спокойную, доброжелательную обстановку и поддерживать у детей хорошее настроение. Не рекомендуется проявлять нетерпение, если дети медленно едят, запрещать им во время еды обращаться к сверстникам или к взрослым, все время делать замечания, превращать процесс еды в занятие с объяснениями, как себя вести за столом. Это отвлекает, нервирует детей и снижает их аппетит. В целях закрепления воспитываемых навыков культурного поведения и поддержания интереса к ним у детей можно использовать чтение художественной литературы, просмотры открыток, иллюстраций, игры драматизации, кукольные спектакли и другие. Выделяются следующие методы формирования у детей культурно – гигиенических навыков. Поскольку у детей раннего возраста преобладает конкретно наглядно-действенное мышление, то для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и упражнениям. Воспитатель показывает как нужно вести себя за столом: как аккуратно принимать пищу, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены. Упражнения ребенка в совершении одних и тех же действий сопровождается постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постоянному формированию требуемых навыков. Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к проявлению неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, не пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду. В раннем дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателя и родителей, их поведение должны служить примером для детей. Их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимания детей. В воспитании культурно – гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, то есть положительное или отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, воспитатель напоминает им, что и как надо делать, а не торопиться с замечанием или осуждением. Особая роль в воспитании культурно – гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются у детей в повседневной жизни. Придумываются и обыгрываются различные ситуации в сюжетно-ролевых играх. Детям предлагаются различные лото и другие настольно-печатные игры. Такие дидактические игры «Оденем красивую куклу на прогулку», «Научим куклу аккуратно обедать» как нельзя лучше закрепляются детьми. В них мы можем ненавязчиво преподносить навыки этикета. Наблюдая за играми детей, мы можем понять, насколько они овладели знаниями и о чем с ними нужно поговорить. Большое влияние оказывают специально подобранные соответствующие иллюстрации. Художественные произведения, народный фольклор, представленный потешками и прибаутками, уточняющие представление детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости» и многие другие. Очень важен индивидуальный подход к детям. Все указания должны даваться дружелюбно, спокойным тоном, вызывающим положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. При воспитании культурно – гигиенических навыков используется ряд приемов: прямое обучение, показ, упражнение в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены и постепенное повышение требований к ним. Необходимо добиваться от детей раннего дошкольного возраста точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности. Со временем многие дети могут руководствоваться словесной инструкцией. Гигиенические знания целесообразно закреплять и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Интересны детям и литературные сюжеты. В таких произведениях как «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит» К. Чуковского, как нельзя лучше показано, что может случиться с детьми и людьми, если они не ухаживают за собой, за своей одеждой, за своим домом, в котором они живут. На основе этих произведений можно разыграть различные сценки, распределяя роли между детьми, тем самым закреплять знания. На физкультурном занятии во время развивающих упражнений можно рассказать детям о пользе тех или иных упражнений для здоровья и развития, о том, как важно выполнять их в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, о необходимости содержать в порядке свою физкультурную форму. После окончания занятия аккуратно ее складывать, мыть руки с мылом до локтя, протирать тело до пояса. Очень важно, чтобы дети знали элементарные правила общественной гигиены. Например, соблюдать чистоту в общественных местах, не бросать мусор на улице, потому что наша улица – это частичка нашего дома. Мыть руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей. Вся эта работа проводится для того, чтобы у детей выработалась потребность в постоянном соблюдении культуры гигиены. Если педагоги уделяют большое внимание воспитанию культуры гигиены и делают акцент на этикет, то дети, в семьях которых не принято соблюдение тех или иных правил, после обеда попросят салфетку у своих родителей, чем покажут пример. На каждом родительском собрании необходимо уделять немного времени для разговора с родителями о том, как они воспитывают культуру поведения в своих детях. Так же можно проводить анкетирование родителей для того, чтобы они рассказали, что умеет их ребенок и для того, чтобы задумались, а почему он еще этого не умеет. Необходимо обращать внимание родителей на папки-передвижки, которые воспитатель выставляет в групповой комнате с рекомендациями, играми, художественной литературой. 1.4. Совместная деятельность семьи и дошкольного учреждения по развитию у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает воспитание и обучение детей. Однако ребенок раннего возраста не эстафета, которую передает семья в руки педагогов дошкольного учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Они имеют свои особые функции. Необходимым условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Работа с семьей – важная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на установление единства семейного и общественного воспитания. В работе с семьей по воспитанию культурно – гигиенических навыков, культуры поведения у детей решаются следующие задачи: • Педагогическое просвещение родителей по данной теме; • Изучение условий жизни и воспитания в каждой семье, выявление и пропаганда лучшего опыта; • Ознакомление родителей с условиями, создаваемыми в детском саду для воспитания культурно – гигиенических навыков, культуры поведения у детей в дошкольном учреждении. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний, умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений. Обязанностью воспитателя дошкольного учреждения является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребенке, закономерностях его развития. Для этого родителей знакомят с основными проблемами психологии, педагогики, анатомии, физиологии и гигиены. Например, необходимо знать, в каком возрасте ребенок способен выполнять те или иные действия, чтобы требования родителей соответствовали возможностям детей. Родители не должны требовать от ребенка 3-х лет, чтоб он завязывал шнурки, не воздействовать на него строго, а использовать в общении игровые приемы, песенки и потешки. Наряду с теоретическими знаниями родители получают методические знания умения. Например, как правильно создать обстановку дома для воспитания у детей культурно – гигиенических навыков, культуры поведения. Педагогические знания и умения даются родителям на основе понимания специфики каждого возрастного периода и учета индивидуальных особенностей детей. Важным в работе дошкольного учреждения и семьи является изучение и распространение опыта воспитания. Н. К. Крупская настоятельно советовала работникам дошкольных учреждений не только учить матерей, но и учиться у них. Воспитатель, посещая семьи, беседуя с родителями, наблюдая за детьми, отмечает положительный опыт организации жизни детей. Важно не только увидеть положительное в опыте семейного воспитания, но и поддержать его и на этой основе направить внимание родителей на нерешенные задачи в воспитании ребенка. Накопление фактов, свидетельствующих о положительном опыте воспитания детей в лучших семьях, дает основание для обобщающих выводов и рекомендаций для всех родителей. Зная, кто из них успешно решает те или иные задачи воспитания в семье, осуществляя тесное взаимодействие с дошкольным учреждением, воспитатель обеспечивает выступление этих родителей на собраниях, конференциях по обмену опытом семейного воспитания. Положительные примеры из жизни семей воспитанников данного учреждения, группы, используемые педагогом в беседах, делают его аргументы особенно убедительными в глазах родителей. Для установления единства в воспитании детей в дошкольном учреждении и семье необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем заняты дети в течение дня, какие требования к ним предъявляются, какие правила существуют для родителей, чем они обусловлены. Для того чтобы работа дошкольного учреждения с семьей по воспитанию культурно – гигиенических навыков, культуры поведения давала действительные результаты, способствовала установлению единства воспитания детей, необходимо, чтобы эта работа велась целенаправленно, планомерно, систематически; не менее важны конкретность и дифференцированный подход на основе знания каждой семьи и ребенка. Большое значение имеет и характер взаимоотношений воспитателя и других работников учреждения с родителями. Целенаправленность в работе по привитию культурно – гигиенических навыков, культуры поведения с семьей заключаются в том, чтобы любое мероприятие - беседа, доклад, оформление стенда для родителей, было направлено на достижение определенной цели. Например: на стенде вывешиваются советы на тему «Как научить ребенка правильно чистить зубы». Цель их: объяснить родителям, чтобы они обращали внимание на то, как ребенок чистит зубы, правильно ли держит в руках зубную щетку, достаточно ли берет зубной пасты, правильно ли полощет рот. Немаловажное значение в совместной работе по данному вопросу имеет характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями. Эти взаимоотношения должны быть доброжелательными и дружескими. Они основаны на обоюдном желании вырастить красивых как внешне, так и внутренне, членов общества. Авторитет воспитателя высок в глазах родителя, если они видят в нем знающего специалиста, культурного, тактичного, доброжелательного и деликатного человека. Недопустимы со стороны воспитателя нравоучения, нотации, бестактность в отношении с родителям. Таковы условия, способствующие успешной работе дошкольного учреждения с семьей. Для того чтобы узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания ребенка, чтобы установить и наладить контакт, доверие, работники дошкольного учреждения используют разнообразные формы работы с родителями. Беседы, консультации, папки-передвижки о культурно – гигиенических навыках, культуре поведения, посещение семьи, приглашение матерей и отцов в детский сад с целью ознакомиться с условиями, создаваемыми для успешной работы по воспитания у детей культурно – гигиенических навыков, культуры поведения. Консультации для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними для того, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребенка и дать им квалифицированные советы и рекомендации, как исправить положение. Очень важно создать при этом спокойную, деловую обстановку, чтобы родители внимательно выслушали, задали вопросы, записали некоторые советы. Инициатива проведения консультации может принадлежать и воспитателю и родителям. Положительный результат консультации зависит от знания педагогом системы воспитания ребенка в данной семье, от того, насколько квалифицированными будут советы и рекомендации. По истечении некоторого времени после проведенной консультации он интересуется тем, как родители используют полученные знания по воспитанию культурно – гигиенических навыков, культуры поведения. Посещение семьи воспитателем – один из действенных путей изучения семьи воспитанника, установление тесного контакта с родителями, оказания конкретной помощи. В наше время, к сожалению, эта форма работы проводится крайне редко. Родители, как правило, не хотят идти на контакт с педагогом за пределами детского сада, впускать его в частную жизнь. Конечно, воспитатель не может без согласия членов семьи, которую он хочет посетить, прийти в дом. Поэтому педагог должен очень тонко продумать свою подготовительную работу с родителями и убедить их в том, что чем ближе будут контакты детского сада и семьи, тем успешнее будет проходить обучение и воспитание их детей. Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности и такта, высокого уровня наблюдательности и профессионализма. Педагог приходит к семье не как обследователь, а как друг и помощник в сложном деле воспитания ребенка. Основная цель – увидеть условия, в которых воспитывается ребенок, и оказать необходимую помощь родителям. От воспитателя требуется тактичность, деликатность, конкретность рекомендаций. Вот почему важно готовиться к каждому посещению семьи: ставить пред собой ясную цель, продумать вопросы, на которые педагог хотел бы получить ответ, предложения и советы, которые будут высказаны родителям. Особенно ответственным является первое посещение. От того, как оно пройдет, во многом зависит установление взаимоотношения, доверия и контакта между дошкольным учреждением и семьей. Необходимо до посещения семьи уточнить сведения, характеризующие ее состав, профессии родителей, место их работы. Посещение семьи будет более эффективным, если воспитатель пред этим составит для себя характеристику уровня культурно – гигиенических навыков, культуры поведения, выделив в ней моменты, требующие выяснения и обсуждения с родителями. Например: ребенок 3-х лет неаккуратно складывает свою одежду, проявляет недостаточную самостоятельность в самообслуживании, воспитатель во время посещения семьи постарается выяснить следующие вопросы: есть ли у ребенка дома свой шкафчик, если есть, то кто наводит в нем порядок? Есть ли у ребенка предметы личного пользования в ванной комнате? Нужно ли напоминать ребенку о правилах личной гигиены? Советы и предложения педагога будут вытекать из хода беседы в семье. Первое посещение должно дать воспитателю достаточно полное общее представление об укладе жизни семьи, семейном «климате», системе воспитания ребенка. Содержание бесед в семье определяется и возрастом детей. При повторных посещениях семьи воспитатель интересуется, выполнены ли советы и предложения. Результаты посещения семьи целесообразно фиксировать в тетради или дневнике-учете. Отдельные родители или другие члены семьи приглашают в дошкольное учреждение для того, чтобы более убедительно, наглядно показать им некоторые особенности их ребенка и пути педагогического воздействия на него. Например, Колю дома считают неспособным к самообслуживанию, его излишне опекают, за него все делают. Наблюдая сына в группе, родители видят, как он самостоятельно одевается на прогулку. Убедившись в возможностях своего ребенка, они дома продолжают воспитывать у него самостоятельность. В практике работы с семьей оправдывают себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить красивые костюмы для игр или красивые фартучки для дежурства. Выполнение таких поручений приближает родителей к жизни дошкольного учреждения. Учитывая условия жизни и воспитания детей в отдельных семьях, трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи в воспитании культурно – гигиенических навыков, культуры поведения, педагог составляет памятки, в которых лаконично изложены советы и рекомендации на данную тему. Материал может быть оформлен в папке, которая дается для просмотра родителям. В папке несколько текстов о важности воспитания культурно – гигиенических навыков, культуры поведения у детей, список литературы, рекомендуемой родителям для изучения, наглядно иллюстрированные материалы о том, как правильно одеваться, как красиво выглядеть, для чего это нужно. В работе с семьей имеются такие проблемы, которые целесообразней ставить на обсуждение коллектива родителей. К ним относятся вопросы, интересующие всех, независимо от возраста детей, от условий жизни семьи. К коллективным формам работы относятся: собрания родителей групповые и общие, групповые консультации, конференции, вечера для родителей. На родительское собрание приглашаются матери и отцы либо всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении, либо детей параллельных возрастных групп, либо одной возрастной группы. Целью таких собраний является педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры, оказание им помощи в воспитании детей, ознакомление с жизнью и работой детского сада. Внимание родителей обычно сосредоточивается на определенной воспитательной проблеме, которая раскрывается в основном докладе и обсуждается в выступлениях собравшихся. Успех действительный результат каждого собрания определяются, прежде всего, тщательностью подготовки к нему воспитателей и родителей. Подготовка воспитателя включает работу над докладом, подбор и оформление наглядно – иллюстрированного материала, оповещение родителей и др. Например, готовясь к докладу на тему «Культурно – гигиенические навыки, культура поведения – как это важно для ребенка», воспитатель изучает литературу по данному вопросу, анализирует работу, проводимую в дошкольном учреждении. Рассказывает об условиях, которые созданы для воспитания культурно – гигиенических навыков в группе, договаривается с некоторыми родителями о выступлении по данной теме, с целью обмена опытом. Использую примеры, важно учитывать психологию родителей: преобладать должны положительные факты; что касается отрицательных, то здесь нужна осторожность и такт. Лучше в этом случае не называть имен, а в индивидуальной беседе после собрания продолжить разговор о том, как преодолеть недостатки у ребенка или неверное отношение к нему в семье. К методам совместной работы семьи и детского сада можно отнести наблюдение за детьми. Мы определяем, что предпринимают родители для воспитания у детей культурно – гигиенических навыков, культуры поведения. Изучение педагогического опыта является необходимым в совместной работе дошкольного учреждения и семьи по данной теме. Беседы, проводимые с родителями и детьми, на тему культурно – гигиенических навыков, культуры поведения, так же имеют большое значение. Как метод можно использовать тестирование и анкетирование родителей, в котором педагог не только выясняет, что умеет ребенок, но и делает психологическую оценку отношений родителей к своим детям. Одним из методов работы педагога с семьей является ее изучение. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. Наибольшую убедительность и действительность работа с семьей приобретает при использовании комплекса наглядных средств: показ работы воспитателя с детьми, использование технических средств, оформление выставок, стендов, фотовитрин. В практику дошкольных учреждений вошли итак называемые открытые дни для родителей. Методом совместной работы родителей и педагога может являться обсуждение методической литературы за «круглым столом». Педагог заранее дает некоторым родителям литературу, например, о культурно – гигиенических навыках, культуре поведения, и просит ознакомиться с ней. Во время проведения «круглого стола» родители рассказывают другим родителям о прочитанном, а педагог дополняет их рассказ положительными примерами из жизни их детей. Проведение «круглого стола» дает возможность родителям поделиться своим опытом в воспитании детей. Если есть родители-педагоги, они могут предложить что-то новое в воспитательной работе, поделиться опытом не только с родителями, но с воспитателями, поэтому, это является очень эффективным методом в совместной работе педагога и семьи. Большое значение в работе детского сада и семьи имеет проведение праздников, досугов, в которых принимают участие родители воспитанников данной группы. Такая работа сплачивает с детьми, и родителей с педагогом. Также в работе семьи и детского сада можно использовать совместный труд родителей и детей. Например, воспитатель собирает в группе игрушки или книги, которые требуют ремонта, и обращается с просьбой к родителям, отреставрировать их вместе с детьми. После проведенной работы, воспитатель организует выставку отреставрированных работ. К методам совместной работы семьи и детского сада можно отнести приглашение родителей на занятие, но не зрителем, а участником. Мы приглашаем маму или папу определенной профессии, например, на занятие по ознакомлению с окружающим. Он рассказывает о своей профессии, что придает положительную эмоциональную окраску занятию. Можно пригласить и других родителей на следующие занятия, согласовав с ними. Выводы Проблеме воспитания культуры гигиены у детей уделялось большое внимание такими педагогами, как К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и многие другие. Взрослые должны проводить постоянную работу с детьми для того, чтобы культурно – гигиенические навыки стали нормой для ребенка. Это очень кропотливая работа, требующая терпения особого педагогического подхода. Гигиенические привычки являются показателем культуры человека, поэтому их надо воспитывать с первых дней жизни ребенка. Чрезвычайно важен пример взрослого в такой работе. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все культурно – гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко и быстро их выполнять. Несомненно, гигиенические навыки укрепляют здоровье и волю ребенка, дисциплинируют и способствуют его социальной адаптации. Воспитание культуры поведения и взаимоотношения служит обучение детей умениям красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми столовыми приборами; воспитывать привычку к чистоте, аккуратности и порядку; большое значение имеет одежда, обувь и отношение к ним. В процессе воспитания у малыша развиваются гуманистические чувства, формируются эстетические представления, навыки культурного поведения и нравственные привычки, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей. Приобретенные привычки в детстве, выработанные в процессе постоянных повторений одних и тех же действий, становятся для человека потребностью. Глава 2. Организация психолого-педагогической работы по развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста 2.1. Характеристика группы детей, принимающих участие в исследовании Исследование и организация педагогического процесса по привитию культурно – гигиенических навыков осуществлялась в государственном образовательном дошкольном учреждении № 2153 Северо–Восточного административного округа города Москвы. Дошкольное образовательное учреждение работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы». Для исследования была взяты дети первой младшей группы. Состав группы детей, возраст и год обучения приведены в таблице. Таблица 2 № Имя ребенка Возраст Год обучения 1. Асият 3 2 2. Марта 3 2 3. Андрей 3 2 4. Анастасия М. 3 2 5. Максим К. 3 1 6. Александр 3 2 7. Ярослав 3 2 8. Шамиль 3 1 9. Матвей 3 2 10. Кирилл 3 2 11. Иван 3 2 12. Анастасия К. 3 2 13. Мария 3 2 14. Тигран 3 2 15. Сабина 2 1 16. Максим С. 3 2 17. Анастасия Г. 2 1 18. Кира 2 1 В группе 18 детей; из них - четверо детей воспитываются в неполных семьях; двое детей из многодетных семей; у двоих детей группы родители имеют педагогическое образование. В группе созданы все условия для формирования у детей культурно-гигиенических навыков, имеется необходимое оборудование. 2.2. Исследование культурно-гигиенических умений и навыков у детей раннего возраста Привитие культурно – гигиенических навыков и правил поведения остается актуальным направление воспитательного процесса на протяжении всего срока обучения в детском саду. Особое значение данное направление работы имеет в раннем возрасте, так как именно в этом возрасте дети могут легко освоить базовые культурно – гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко и быстро их выполнять. Основанием для определения наличия умения и навыка в данном возрасте является примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Согласно программе, у детей первой младшей группы в течение всего года: • формируется привычка под контролем взрослого, а затем и самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем; • формируются умения с помощью взрослого приводить себя в порядок; навыки пользования индивидуальными предметами; • формируется умение во время еды правильно держать ложку; • формируются умения одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. Прежде чем приступать к привитию культурно – гигиенических навыков, нами в течение всего года проводились наблюдения за уровнем сформированности культурно – гигиенических навыков. Полученные результаты наблюдений заносили в таблицу, по окончании был проведен информационный анализ и определены основные проблемы по привитию навыков гигиены. Кроме того, среди родителей данной группы детей проводилось анкетирование, которое включало в себя следующие вопросы: • Ваш ребенок самостоятельно моет руки или ему требуется ваша помощь? • Есть ли у Вашего ребенка личное полотенце? • Нужно ли напоминать Вашему ребенку о том, что необходимо мыть руки пред едой, после прогулки т.д.? • Знает ил Ваш ребенок о том, что после приема пищи необходимо полоскать рот? • Ваш ребенок каждый день чистит зубы? • Спрашивает ли Ваш ребенок салфетку после приема пищи? • Когда Ваш ребенок раздевается пред сном, он складывает одежду аккуратно или нет? • Не забывает ли Ваш ребенок пользоваться носовым платком? • А как вы думаете, у Вашего ребенка выработалась привычка выполнять культурно – гигиенические правила или чаще об этом надо напоминать? Таблица 3 Имя ребенка Самостоятельно умывается Правильно чистит зубы Складывает одежду пред сном При помощи взрослого застегивает пуговицы и застежки на липучках Правильно пользуется столовыми приборами Причесывает волосы Использует носовой платок Своевременно моет руки Следит за своей одеждой (аккуратная и чистая ) Асият + - - + - + - + + Марта + + + + + + + + + Андрей + - - + + + + - + Анастасия + + + - + - + + + Максим + - + + + + + + + Александр + + + + + + - + + Ярослав + + - + + - + - + Шамиль + + - + + - + + - Матвей + - + + - + + + + Кирилл + - + - + + - + + Иван + - - + + + + + - Анастасия + - + + + + - + + Мария + + + - + + + + + Тигран + + + + + - + - + Сабина + + - - + - + + - Максим + + + + - + - + + Анастасия + + - - + + + + - Кира + - - - - + + - + Результаты наблюдений показали, что дети на достаточно хорошем уровне владеют умениями и навыками умывания, пользования столовыми приборами; не испытывают трудностей при одевании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков. Почти все дети всегда имеют при себе и пользуются носовыми платками. В тоже время, часть детей, не владеет культурно – гигиеническими навыками в той мере, в какой могли бы. В частности: не все дети регулярно чистят зубы, не всегда моют руки перед едой, после посещения туалета, прогулки. Частей детей не придают значения своему внешнему виду, не складывают аккуратно одежду пред сном. В связи с этим, необходимо дополнительно проводить целенаправленную, специально организованную работу по данному направлению: • занятия; • объяснения, упражнения; • чтение художественной литературы; • просмотр видематериалов; • пропаганда педагогических занятий по данному разделу родителей. 2.3. Методические рекомендации воспитателю по культурно – гигиеническим навыкам детей раннего возраста Обучение культурно – гигиеническим навыкам будет успешно проходить, если обстановка в дошкольном учреждении и дома организованна следующим образом: помещение достаточно просторное, чистое. В ванной комнате обязательно должны быть раковина и унитазы размера, соответствующего возрасту детей в дошкольном учреждении и специальные подставки в домашних условиях. Обязательно должно быть мыло в мыльницах и туалетная бумага. Наличие личных шкафчиков так же необходимо. В них обязательно должно находиться личное полотенце и расческа, кружка для полоскания рта. Наличие своего места для вещей личного пользования очень дисциплинирует детей и как ни что влияет на воспитание культурно – гигиенических навыков. Ежедневное соблюдение режима дня обеспечивает систематическое повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек поведения. Детьми должны четко соблюдаться требования гигиены и осуществляться постоянное внимание воспитателя к выполнению ребенком культурно – гигиенических навыков. При этом большое значение приобретает личный пример воспитателя и помощника воспитателя в правильно организованной обстановке, участие родителей в формировании у малышей культурно – гигиенических навыков. Для правильного планирования работы по формированию культурно – гигиенических навыков у детей очень важно проведение эксперимента, в котором определяются условия успешного обучения детей культурно – гигиеническим навыкам. Таким образом, воспитатель ведет работу с родителями в трех направлениях: изучение опыт семейного воспитания; оказание действительной помощи родителям в воспитании детей; координация работы с детьми детского сада и родителей. Понимание родителями задач воспитания культурного поведения, владения ими правильными методами воздействия на ребенка – важно для воспитания нравственных качеств подрастающего поколения. С целью совершенствования культурно – гигиенических навыков нами была проведена целенаправленная комплексная работа, которая включает в себя: • занятия по привитию культурно – гигиенических навыков, • игры и упражнения на закрепление усвоенных на занятии навыков, • чтение детской художественной литературы с последующим ее анализом, • работа с родителями, которая проводилась в форме родительского собрания, индивидуальных консультаций и рекомендаций в форме «Папка-предвижка» (см. Приложение). Организация работы с родителями В домашних условиях необходимы три важных условия воспитания гигиенической культуры: постоянная индивидуальная работа с ребенком, личный пример старших в семье, наличие в ванной комнате красивых предметов личной гигиены. С раннего детства желательно приучать ребенка к душу, позволяя самостоятельно его принимать, давая возможность быть настолько самостоятельным, насколько он может им быть, не запрещая и не опекая его чрезмерно. Купание в ванной можно превратить в настоящий праздник с шутками, играми и игрушками. Следует говорить о необходимости содержания в чистоте половых органов, не делая при этом страшного или смущенного выражения лица. Ребенок сам должен следить за чистотой трусиков. Надо постоянно говорить о правилах пользования туалетом, о соблюдении в нем чистоты и порядка. Человек, уважающий других, никогда не оставит после себя грязь, тем более в туалете и ванной комнате. К сожалению, некоторые родители не придают этому значения, и у ребенка не вырабатывается чувства ответственности за поведение в общественных туалетах: в детском саду, школе, театре или других местах. В таких случаях очень помогут папка-передвижка, где освещаются вопросы самообслуживания детей и условия, которые родители должны создать для успешного закрепления культурно - гигиенических навыков. Можно пригласить родителей за «Круглый стол» для беседы на тему «Личность формируется в семье», вызвать на откровенный разговор о том, что личность ребенка, его привычки, его способности необходимо развивать с раннего детства. Объяснить родителям, что основы воспитания, куда входит и привитие культурно – гигиенических навыков и привычек, закладываются в семье. Круглый стол для родителей в рамках родительского собрания План проведения 1. Консультации на тему «Личность формируется в семье». 2. Беседа с родителями по данному вопросу. 3. Рекомендации родителям по привитию культурно – гигиенических навыков. Выводы В рамках выпускной квалификационной работы нами было проведено изучение культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста, которое показало, что лишь некоторые дети нуждаются в дополнительных занятиях по формированию культурно – гигиенических навыков. В основном дети, обучающиеся в данном дошкольном учреждении, на должном уровне владеют культурно – гигиеническими навыками, соответствующими их возрасту. Комплексность подхода к привитию культурно – гигиенических навыков предполагает тесную работу дошкольного учреждения и родителей. В домашних условиях необходимо: индивидуальная постоянная работа с ребенком, личный пример старших в семье. С раннего детства желательно приучать малыша быть настолько самостоятельным, насколько он может им быть, не запрещая и не опекая его чрезмерно. В результате проведенной нами работы по привитию культурно – гигиенических навыков большинство детей стали чаще обращать внимание на недостатки внешнего вида, стремились исправить эти недостатки. У 50% детей, владеющих навыками на недостаточном уровне, появилось желание научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.п. 50% детей, ранее не владеющих культурно – гигиеническими навыками на достаточном уровне, овладели навыками в соответствии с требованиями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Таким образом, можно сделать выводы, что целенаправленная и комплексная работа дошкольного учреждения и родителей способствует выработке стойкой привычки к правильному поведению детей раннего возраста и подготавливает их к самостоятельности. Заключение Целью выпускной квалификационной работы являлось изучение проблемы привития культурно – гигиенических навыков и правил поведения детьми раннего возраста в условиях дошкольного учреждения. Для реализации поставленной цели необходимо было теоретически обосновать необходимость данного направления воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения. Нами было изучено достаточно много учебной и научно-методической литературы, в которой раскрывался комплексный подход к решению проблемы привития культурно – гигиенических навыков дошкольникам. Проблема воспитания культурно – гигиенических навыков, культуры поведения на современном уровне развития воспитания дошкольников является важной и актуальной, потому что все это говорит о внутренней культуре человека. Показателями наличия культуры человека являются: - опрятный внешний вид; - правильно выбранная одежда; - соблюдение правил гигиены (чистое лицо, руки, ногти, уши, волосы, ноги); - отношение человека к тому, что его окружает (к его дому, комнате, вещам, городу, в котором он живет). Для воспитания культурно-гигиенических навыков, культуры поведения у детей мы используем различные методы и приемы. Поскольку у детей раннего возраста преобладает конкретное наглядно-образное мышление, то для успешной работы необходимо прибегать к показу и объяснению. Показ обычно сопровождается объяснением. Выполнение ребенком правил культуры гигиены сопровождается постоянным контролем со стороны взрослых, что приводит к постоянному формированию требуемых навыков. В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому большое значение играет личный пример взрослых. Воспитатели и родители должны служить образцом для детей. В воспитании культурно-гигиенических навыков, культуры поведения огромную роль играет педагогическая оценка, т.е. положительное или отрицательное суждение педагога. Более широко воспитатель пользуется положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Особая роль принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются у них в повседневной жизни. Придумываются и обыгрываются различные ситуации в сюжетно-ролевых играх. Большое влияние оказывают специально подобранные иллюстрации, художественные произведения, народный фольклор. Большую роль в овладении правилами культуры гигиены играют как воспитатели дошкольного учреждения, так и родители. Проведенная нами практическая работа по привитию культурно-гигиенических навыков на занятиях, в специально организованных играх и обращении внимания родителей на проблему в форме родительских собраний и консультаций показывает целесообразность проведения работы в данном направлении с детьми раннего возраста. В результате мы можем сказать, что поставленная нами цель реализована. Литература 1. Алямовская В.Г., Белая К.Ю., Зимонина В.Н., и др. Ребенок за столом. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 2. Васильков Ю.В., Васильков Т.А., Социальная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 3. Возрастная психология. / Под ред. В.Е. Клочко – Мю: Изд. Владос-Пресс,2004. 4. Дронова Т.Ю. Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей. // Дошкольное воспитание, № 2, 2003. 5. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 6. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М.: Издательство «Флинта», 2003. 7. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения дошкольников. – М.: Владос, 2003. 8. Курочкина И.Н. Этикет деятельности педагога дошкольного профиля. М.: МГПУ, 2004. 9. Курочкина И.Н. Воспитатель формируется в исследовательской работе. // Дошкольное воспитание, №2, 2003. С.80-85. 10. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 11. Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под редакцией Васильевой М.А. – М.: Просвещение, 2005 12. Психология развития. /Под ред. А.А. Марцинковского. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 13. Шорвегина Т.А. Вежливые сказки, этикет для малышей. – М.: Прометей, Кинолюб, 2002. 14. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. / Под редакцией Е.А. Дубровской – М.: Издательский центр «Академия», 2002. Приложение 1 Занятие на тему: «Мой друг Мойдодыр: личная гигиена» За основу взято занятие № 2 из книги И.Н. Курочкиной «Современный этикет» с последующей сюжетно-ролевой игрой «Надо, надо умываться». Цель занятия: закрепление знаний о культурно – гигиенических навыках, об их значимости для здоровья, развития хороших, доброжелательных отношений с окружающими людьми. Ход занятия: занятие носит практический характер, желательно его отдельные фрагменты проводить в ванной комнате. Группа ребят должна быть небольшой – в 5-6 человек. Каждому ребенку необходим набор предметов, состоящий из зубной пасты и щетки, мыла и мыльницы, расчески, крема для рук. На занятии присутствует друг детей – Айболит, или Мойдодыр, или Фея Здоровья, или любимая другая игрушка или кукла. Можно из детей, участвующих в занятии, выбрать тех, кто сыграет роли данных героев, предложить им детали костюмов, уточнив при этом, что означаю имена сказочных гостей. Воспитатель говорит детям, что личная гигиена – соблюдение чистоты лица и тела. Каждый человек должен соблюдать личную гигиену, т.е. сам обязан следить за своей чистотой и опрятностью. Как это делать? На что надо обратить внимание? Важное требование личной гигиены всегда выглядеть чистым, аккуратным и опрятным. Большими нашими помощниками являются зеркало, мыло, расческа, зубная щетка и другие предметы гигиены. Посмотрев на себя в зеркало, можно понять, как выглядишь – хорошо или не очень, чистые ли волосы, опрятна ли одежда. Если не очень, то надо исправит недостаток. Если кожу не чистить от пыли и грязи, она становится грязной, шершавой, болезненно чешется, на ней появляются гнойники. Чтобы кожа была чистой красивой, надо ежедневно принимать душ. Что значит принимать душ? Чтобы зубы были белыми и крепкими, их надо чистить утром и вечером, а после еды споласкивать рот, чтобы крошки пищи не оставались между зубами. Зубная паста не только делает зубы белыми и красивыми, нои удаляет изо рта неприятный запах. Почему у Зиночки зубки, как у белочки, Крепкие и белые, словно снег зимой? Пастою и щеткою чистит зубы девочка. И улыбка Зиночки сверкает белизной. Волосы надо мыть теплой водой с детским шампунем, каждое утро обязательно расчесывать, укладывая в прическу. Нельзя пользоваться чужой расческой, как и чужой зубной щеткой. Как вы думаете почему? Чтобы утром причесаться, обратилась я к сестре: «Дай, пожалуйста, расческу, причесаться надо мне. Я так вежливо просила, что отказывать нельзя. Но услышала в ответ от сестры лишь слово «нет». Что за жадная сестра? Не дает она расческу. Как я сделаю прическу? Как вы думает, почему сестра не дала расческу, даже услышав волшебное слово «пожалуйста»? У каждого человека должна быть своя расческа, как и зубная щетка. Неопрятного человека вы

Читать больше
Срок выполнения:
  • Бесплатные корректировки
  • Шпаргалки в подарок!
  • Предоплата всего 25%
от 2 дней
Узнай стоимость
Это быстро и бесплатно :)
Похожие заявки по дошкольной педагогике
Закажи дипломный с полным сопровождением до защиты!
Думаете, что скачать готовую работу — это хороший вариант? Лучше закажите уникальную и сдайте её с первого раза!

Отзывы студентов

Анастасия 15.10.2020
Спасибо вам большое что вы есть! очень помогаете!
Владислав 26.09.2019
Сделали все очень быстро, даже не пришлось ничего править. По плагиату тоже все в полном порядке. Менеджер был на связи…
мария 16.05.2019
Хочу поблагодарить всех кто работает на данной сайте. Все было выполнено день в день, связь держали изо дня в день, нич…
Вера 21.03.2019
Большое спасибо, были некоторые разногласия, но всё вы итоге хорошо. Спасибо защитилась на отлично
Ирина 21.02.2018
Добрый день. От всей души благодарю команду Zaochnik.com за организацию и подготовку моей выпускной квалификационной ра…
Елена 14.01.2018
Сдала дипломную на 5! Спасибо!
Ирина 21.06.2017
Хотела выразить большую благодарность сайту Заочник, менеджеру и автору работавшим над моей дипломной работой. Работу…
Кирилл 26.05.2017
Спасибо большое менеджеру и автору за работу! Отлично справились С:
Ксения 30.03.2016
Спасибо, диплом защитила на отлично. Заказывала работы 3 года подряд, ни разу не было ниже 4-ки.
Татьяна 09.06.2014
Выражаю огромную благодарность!!!))) И большущее спасибо, за проделанную работу!!! Особенно менеджеру Ольге Брижевич…
Лайфхаки по написанию дипломных
Как написать практическую часть дипломной работы + пример

Действительно, как? Если с  курсовой или диплома все более или менее понятно (ее можно взять из учебников), то откуда же взять и как написать практическую? Отвечаем в этой статье.Добро пожаловать на наш за полезной рассылкой для всех учащихся.Теоретическая часть знакомит нас с проблемой, определяе…

Читать дальше
Объем дипломной работы: сколько страниц должно быть в дипломе?

Дипломная работа — результат обучения студента в вузе. Без нее не получить документ о высшем образовании, поэтому к написанию диплома лучше приступить заранее.В процессе подготовки работы важно не только правильно составить его структуру, но и выполнить требования к объему страниц диплома. Мы расск…

Читать дальше