Работники библиотек проходят периодическую аттестацию.
В статье рассказываем, что такое аттестация библиотекаря на соответствие занимаемой должности и как она проходит. А в конце делимся готовыми примерами портфолио библиотекаря для аттестации.
Кстати, мы уже писали о том, как проходит аттестация логопеда. Еще больше полезных материалов из мира образования ищите на нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними еще выгоднее учиться на отлично.
Что такое аттестация педагога-библиотекаря
Аттестация педагога-библиотекаря на соответствие занимаемой должности — это процесс оценки профессиональной деятельности и квалификации специалистов, работающих в библиотеках.
Цель аттестации библиотечного работника — подтвердить его компетентность, повысить квалификационный уровень и простимулировать профессиональный рост специалиста. Во время аттестации оценивают знания библиотекаря в области библиотечного дела, его педагогические навыки, умение работать с современными информационными технологиями, а еще результаты работы с учащимися и преподавательским коллективом, если библиотекарь работает в образовательном учреждении.
Есть два вида аттестации библиотекаря:
- очередная;
- внеочередная.
Очередная аттестация проводится в плановом порядке, как правило, через установленные промежутки времени. Она помогает оценить квалификацию сотрудников и принять решение о повышении их профессионального статуса. Очередная аттестация проходит по заранее утвержденному графику и регламентируется нормативными документами организации. Во время этого вида аттестации библиотекарь предоставляет отчет о своей работе, проходит тестирование и собеседование и демонстрирует свою профессиональную деятельность.
Внеочередная аттестация проводится по инициативе самого библиотекаря, руководства учреждения или по рекомендации аттестационной комиссии. Причинами для внеочередной аттестации могут быть изменения в профессиональной деятельности библиотекаря, желание сотрудника повысить свою квалификацию, сменить категорию или продолжительный перерыв в работе. Процедура внеочередной аттестации схожа с очередной, но по настоянию комиссии может включать и дополнительные этапы.
Какую квалификацию могут присвоить библиотекарю после прохождения аттестации
После прохождения аттестации библиотекарю могут присвоить одну из квалификационных категорий:
- ведущий библиотекарь;
- главный библиотекарь;
- библиотекарь первой категории;
- библиотекарь второй категории.
Ведущий библиотекарь — это специалист высшего уровня, у которого есть глубокие знания в библиотечном деле и который показал высокую степень профессиональной компетенции, инновационного мышления и умения организовать руководство над проектами. Ведущие библиотекари активно участвуют в научно-исследовательской работе и разрабатывают новые методологии и технологии в области библиотечного дела.
Главный библиотекарь — это специалист, который проявил высокую степень профессионализма и компетенции, показал способность решать комплексные задачи, связанные с управлением библиотечными ресурсами и пользователями. Главный библиотекарь отвечает за формирование фонда, разработку и внедрение новых программ и услуг, а еще за координацию работы разных отделов библиотеки.
Библиотекарь первой категории — это специалист, у которого есть нужный уровень знаний и навыков для выполнения широкого спектра библиотечно-информационных задач средней сложности. Библиотекари первой категории проводят образовательные мероприятия, информационные обзоры и консультации для читателей. Они активно участвуют в межбиблиотечном взаимодействии и на них могут быть определенные административные обязанности.
Библиотекарь второй категории — это специалист начального уровня, который выполняет основные библиотечно-библиографические функции. Библиотекари второй категории занимаются регистрацией и учетом библиотечного фонда, помогают посетителям в поиске и предоставлении нужной информации.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Как проходит аттестация библиотекаря
Для прохождения аттестации педагога-библиотекаря составляют определенный план мероприятий, который состоит из нескольких этапов.
Первый этап — подготовительный
На этом этапе формируют аттестационную комиссию, в состав которой входят опытные специалисты библиотечного дела, представители руководства организации и внешние эксперты. Библиотекарю предоставляют материалы для подготовки к аттестации: списки рекомендуемой литературы, тематические курсы, семинары. На этом этапе устанавливают критерии оценки и разрабатывается план проведения аттестации.
Второй этап — подготовка портфолио
На этом этапе библиотекарь заполняет анкету самоанализа, в которой отражает свои профессиональные достижения, пройденные курсы повышения квалификации, участие в проектах и научных конференциях. Еще библиотекарь составляет отчет о проделанной работе за определенный период, который включает данные о числе обслуженных читателей и проведенных культурно-просветительских мероприятиях. В портфолио библиотекарь включает характеристики от коллег и руководства, а еще авторские методики и разработки.
Третий этап — тестирование и практическая оценка
На этом этапе библиотекарь проходит тестирование на знание специализированных программ библиотечного учета, систематизации и каталогизации литературы, информационно-поисковых систем. Иногда в рамках аттестации библиотекарю предлагают написать аттестационную работу. Комиссия предлагает тему работы, библиотекарь ее изучает и пишет небольшое исследование. Потом это исследование нужно защитить перед аттестационной комиссией.
Во время практической оценки работы библиотекаря комиссия смотрит на проведение работником культурных и образовательных мероприятий, разработку и представление проектов по продвижению чтения. Еще во время аттестации могут создавать ситуационные задачи, в которых нужно показать навыки работы с читателями, способность оперативно находить информацию и эффективно работать в команде.
Четвертый этап — собеседование с аттестационной комиссией
На этом этапе библиотекарь подробно рассказывает о своей работе, отвечает на вопросы членов комиссии, демонстрирует свои профессиональные планы и предложения по улучшению работы библиотеки. Комиссия оценивает не только ответы и предложения, но и общую профессиональную эрудицию, умение аргументированно вести диалог и защищать свои идеи.
Пятый этап — подведение итогов и вынесение решения
После завершения всех процедур комиссия обсуждает результаты аттестации и принимает решение о присвоении квалификационной категории, дает рекомендации по повышению квалификации или внедрению конкретных изменений в работу библиотекаря. В случае недостаточного уровня знаний и навыков комиссия может дать рекомендации по дополнительному обучению библиотекаря с последующей пересдачей.
Портфолио библиотекаря для аттестации: готовый пример презентации и образцы документов
Посмотрите примеры документов и портфолио для успешного прохождения аттестации библиотекаря:
Шаблон характеристики на учителя-библиотекаря для аттестации:
Отзыв
на педагога-библиотекаря ФИО.
ФИО несколько лет является членом ШМО учителей гуманитарного цикла. Предмет совместной деятельности – это организация внеурочной деятельности. ИО с радостью отзывается на сотрудничество и занимает особое место в работе объединения. Стоит отметить огромный вклад в организацию и проведение предметных тематических недель.
Особо хочется отметить некоторые формы работы. Игры и викторины по прочитанным произведениям направлены на формирование умений и навыков информационного поиска. Обсуждение прочитанных произведений на библиотечных уроках направлено на воспитание ценностных ориентиров учащихся. Третий год под руководством педагога-библиотекаря проводятся творческие мастерские по созданию мини-проектов с использованием коллажирования и лэпбуков. «Иллюстрация к стихотворению», «Мы помним о войне, а потому хотим жить в мире без войны», «Я нарисую счастье», «Киноафиша» - это далеко не весь перечень проектов. Проводя данные мероприятия, ИО создает условия для раскрытия творческого потенциала ребят.
Особо хочется отметить помощь в организации и проведении литературных гостиных к юбилейным датам поэтов и писателей. Конкурсы рисунков, тематические классные часы к праздникам, выставки книг. Четко обозначенная деятельность педагога- библиотекаря на данных мероприятиях обеспечивает творческую активность учащихся, их самостоятельность мышления.
На мероприятиях, организованных ИО , чувствуется комфортность образовательной и воспитательной среды. ИО часто бывает на мероприятиях в качестве члена жюри, который проявляет справедливость и мудрость.ИО– отзывчивый человек, мастер своего дела, человек, готовый к переменам. Она увлечена своим делом. Чтение книг считает важнейшим и интереснейшим видом деятельности.
Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла: /ФИО./
- Методические указания для составления портфолио по аттестации школьного библиотекаря.
- Образец самоанализа библиотекаря для аттестации.
- Описание представления библиотекаря на аттестацию.
- Пример заявления библиотекаря на аттестацию.
Теперь вы знаете, как проходит аттестация библиотекаря и как к ней подготовиться. Если появятся затруднения с написанием аттестационной квалификационной работы, обращайтесь в студенческий сервис. Наши специалисты напишут работу качественно и в срок.