Дипломная работа по литературе может стать для студента увлекательным путешествием в мир любимых героев или целой эпохи. Главное — с умом подойти к выбору темы и источников.
Вот об этом мы и расскажем подробнее в нашей статье. Вы узнаете, как выбирать темы дипломных работ по литературе, на что ориентироваться и какие моменты нужно учитывать, чтобы написать диплом на отлично. И список тем вас тоже ждёт, не пропустите.
Не забудьте подписаться на наш информационный ресурс, чтобы быть в курсе всех студенческих новостей. А также следите за скидками и акциями.
Как выбирать темы дипломных работ по литературе в 2024 году?
Столкнувшись с необходимостью выбора темы для диплома по литературе, легко пойти по привычному пути. Но даже классическая и давно приевшаяся тема, такая как «Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина», заиграет новыми красками и удивит представителей кафедры литературы, если учесть следующие моменты.
Актуальность
Литературное произведение — это практически всегда художественное переосмысление эпохи и поиск ответов на проклятые вопросы*. И вы, как исследователи литературы, можете косвенно заняться этим поиском через свою выпускную квалификационную работу.
*Проклятые вопросы — феномен в русской философской традиции, который обозначает рефлексию над предельными основаниями человеческого бытия.Выбирая тему, всегда задавайте вопросы:
- Насколько это актуально сейчас?
- Какую пользу может принести моя научная работа?
- Отвечает ли тема вопросам современности?
Преемственность
Идеальная дипломная работа, как правило, вырастает из рефератов и курсовых проектов, над которыми вы работали раньше. Так что в поиске тематики для диплома стоит сделать обзор предыдущих курсовых и найти ту тему, которую захочется проанализировать и раскрыть глубже.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Пересечение с другими областями науки
Художественные произведения интересны тем, что их сюжеты и авторские приёмы можно рассматривать не только с литературной точки зрения, но и привносить методы из других областей. Например:
- психологии;
- искусства;
- географии;
- истории;
- химии и так далее.
Всё зависит от любознательности, умения выстраивать логические связи и видеть параллели.
Например, роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» можно исследовать через разные аспекты: психологическое становление героев, культура и моральные ценности начала XIX века, соответствие описываемых событий исторической действительности и так далее.Рекомендации преподавателя
Если вы совсем растерялись и не можете определиться с темой, смело обращайтесь к своему научному руководителю: он знает ваши способности, а значит, выберет тему по силам. Если вы стремитесь к научной работе, подскажет, какая тематика наиболее актуальна и перспективна, а также поможет выбрать не только тему, но и направление в её исследовании – а это 50% успеха дипломной работы.
Обращаться за помощью полезно, даже если у вас уже есть тема. Руководитель оценит её адекватность, сложность и подскажет, как соблюсти все нюансы оформления и где искать подходящие литературные источники.
Список возможных тем для дипломов по литературе
Для тех, кто ещё не определился, дарим обещанный список тем для дипломов по литературе. Смело выбирайте свою и успехов в написании!
Темы дипломных работ по детской литературе | Темы дипломных работ по русской литературе | Темы дипломных работ по английской литературе | Темы дипломных работ по зарубежной литературе | Темы дипломных работ по литературе 20 века |
Развитие морской темы в повести К.М. Станюковича «Вокруг света на “Коршуне”». | Поэтическая молитва в творчестве А.С. Пушкина. | Традиции народной баллады в творчестве английских романтиков (Кольридж, Вордсворт, Скотт). | Гомеровское понимание судьбы в «Илиаде» и «Одиссее». | Особенности преподавания литературы периода Великой Отечественной войны. |
Интерпретация мифологического образа в сказке «Русалочка» Х.-К. Андерсена. | Библейский контекст романа Братья Карамазовы Ф.М. Достоевского. | Особенности жанра «страшного» рассказа А.Г. Бирса. | Зигфрид — идеальный эпический герой «Песни о Нибелунгах». | Этический выбор литературного поколения 60-х. |
Исторические темы в творчестве А.С. Пушкина на уроках литературы в средней школе. | Цвет и звук в лирике Александра Блока. | Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Индейские реалии в произведении. | Поэзия природы в «Комедии» Данте Алигьери как средство воплощения глобальной авторской идеи: путь человечества от мрака к свету, приобщение к мировой гармонии. | Фантастика и миф: использование мифологических образов в современной фантастической литературе. |
Воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора. | Переосмысление мировых классиков в творчестве Е.Л. Шварца. | Жизненный и творческий путь Марка Твена. | Женские образы романа Мигеля Сервантеса «Дон Кихот» — пародия на куртуазную поэзию. | Творческая личность-сущность и её развитие в XX веке. |
Роль произведений Н.Н. Носова в формировании уважительного отношения к труду. | Тема народа в романе «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. | Морализм как творческий метод в эстетике Джона Рёскина. | Жан-Батист Мольер — создатель «вечных» типов и общечеловеческих понятий: Тартюф — «тартюфство», Дон Жуан» — «донжуанство», Мизантроп — мизантропы. | Пародия в аспекте интертекстуальности. |
Российская детская литература — источник народных ценностей. | Преодоление абсурдности бытия в художественном мире А.П. Чехова. | Утопия и антиутопия в научной фантастике (на примере творчества Джорджа Оруэлла и Олдоса Хаксли). | Исторические темы и образы в «Романцеро» Генриха Гейне. | Перевод английского каламбура в двадцатом веке. |
Мастерство стилизации: «Китайские сказки М.А. Кузмина и С.Г. Георгиева». | Типология образа слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова. | Анализ художественного мира произведения на примере романа Курта Воннегута «Сирены Титана». | Славянский фольклор в лирике Адама Мицкевича. | Место и время постмодернизма в мировом искусстве и литературе. |
Мотивы русской волшебной сказки. | Мифопоэтические традиции в поэзии Сергея Есенина. | Антиутопическая традиция и ее рецепция в романах Эрнста Бёрджесса «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя». | Стилистическая функция сенсориальных образов в романе Бориса Виана «Пена дней». | Влияние литературной критики на поэзию XX века на материале журнала «Звезда». |
Методика работы с книжной иллюстрацией в детских произведениях. | Философские истоки и основы мировосприятия Иосифа Бродского. | Образ подростка в романе Чарльза Диккенса «Большие надежды». | Концепты общества потребления во французской литературе 50-60-х годов 20 века на примере романов Эльзы Триоле «Розы в кредит», Жорж Перек «Вещи» и Симоны де Бовуар «Прелестные картинки». | Мифы большого города в произведениях литературы XX века. |
Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа. | Генезис и поэтика демонологических образов в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». | Приём комического в языке произведений П.Г. Вудхауза. | Метафора сна в романе Цао Сюэциня «Сон в красном тереме». | Семантика бабочки в литературных произведениях XX века. |
Психологизм в детской художественной литературе 20-30-х гг. (на материале произведений Р.И. Фраермана и М.М. Зощенко). | Поэтика романа Леонида Андреева «Дневник Сатаны». | Английский модернизм и творчество Дж. Р.Р. Толкиена. | Родриго Диас де Бивар как национальный герой испанского эпоса «Песнь о моем Сиде». | Взаимодействие русской и зарубежной литературы на примере творчества Франца Кафки и Владимира Набокова. |
Становление детского характера в произведении Д.И. Василенко «Жизнь и приключения Заморыша». | Историзация повседневности в прозе Людмилы Улицкой на материалах повести «Медея и её дети» и романов «Казус Кукоцкого» и «Искренне ваш Шурик». | Эсхатологические мотивы в творчестве Германа Мелвилла. | Новеллистика Габриэля Гарсия Маркеса. | Трансмедийность как литературоведческий и культурологический феномен. |
Детская литература XVII-XX вв. | Неомифологизм в структуре романов Виктора Пелевина. | Виртуальные миры в творчестве Терри Гудкайнда. | Творчество Умберто Эко. Интертекстуальность романа «Имя розы». | Стилистика современного газетного интервью. |
Как написать диплом по литературе на отлично
При подготовке диплома по литературе помните о четырёх простых, но важных секретах. Они помогут раскрыть тему, показать уровень ваших знаний и выигрышно выделят вашу ВКР среди других.
Начинайте с конца
Вы не ошиблись. Мы действительно предлагаем начать с конца, а именно со списка литературы. Записывайте все источники, которые используете в работе над темой, правильно оформляя входные данные и ссылки на страницы. И вам не придётся тратить на это время, когда диплом будет готов.
Пишите в научном стиле
Диплом — это научная работа, которая требует серьёзного подхода и лаконичности языка. Ваша задача — исследовать вопросы литературного произведения, а не написать новое. Помните об этом.
Используйте цитаты
В дипломе по литературе это очень актуально. Так вы покажете свою вовлечённость и глубокие знания художественного произведения. И не забудьте указать источник цитаты!
«Работа над дипломом учит рассудительности и систематичности. Приобретается метод. Человек учится создавать годный для употребления текст. Следовательно, не так важна тема работы, как опыт ее создания».
Умберто Эко: Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с ит. Е. Костюкович. — М.: 15 с.
Не забывайте о цели!
Главная задача диплома — полностью раскрыть цель, поставленную во введении. Ведь никакое обилие цитат и правильное оформление не спасут работу, если выводы диплома не соответствуют его целям.
Нужна помощь в написании диплома по литературе? Обращайтесь в студенческий сервис, и мы поможем не только раскрыть тему, но также оформить диплом по ГОСТу и даже подготовить презентацию для его защиты.