Имплицитное научение: что это такое

Имплицитное научение: что это такое

Существует ли интуиция и можно ли ей доверять, особенно когда речь идёт о подготовке к экзаменам? Или в этом вопросе стоит использовать исключительно сознание?

Мы решили разобраться и нашли термин «Имплицитное научение». По словам учёных, именно этот психологический процесс является основой интуиции и помогает быстро усваивать большие объёмы знаний.

Читайте статью и вы узнаете, что из себя представляет имплицитное научение, какие эксперименты в этой области проводятся и стоит ли доверять ему больше, чем сознательному подходу.

Хотите получать полезные и интересные материалы из мира образования первыми? Подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram. И не забывайте следить за акциями и скидками, чтобы заказывать работы выгоднее.

Имплицитное научение: что это такое

Современная психология изучает много интересных вопросов. Как формируется личность, что на неё влияет и, в том числе, как мы учимся. Исследования, которые начались в середине прошлого века, открыли совсем новое понятие — имплицитное научение. Что же это такое? Давайте дадим определение.

Имплицитное научение (от латинского «impliclte» — скрытый, неявный) — это процесс, при котором происходит усвоение сложных связей без участия сознания.

То есть это способ, при котором человек может быстро получить какие-то знания или освоить навык, но не может объяснить, как именно он это сделал.

В качестве примера можно привести способность кататься на велосипеде. В первый раз вы садитесь, падаете, делаете много попыток проехать ровно — и в какой-то момент получается. Но как? Описать точную последовательность словами практически невозможно.

Имплицитное научение: что это такое
Если один раз научился ездить на велосипеде, то уже не разучишься

То же самое происходит и с изучением языка. Маленькие дети в отличие от взрослых, которые тратят много лет, чтобы выучить времена английского языка, просто слышат речь и научаются говорить. Как они «считывают» правильные грамматические конструкции и не путаются в спряжениях — ни сами дети, ни учёные до сих пор не могут объяснить.

Имплицитное научение противопоставляют эксплицитному. Эксплицитное научение (от латинского «explicite» — явный, открытый) — это психологический процесс, при котором обучение происходит осознанно. Человек ставит цели, сознательно изучает взаимосвязи и контролирует результаты.

Имплицитное научение: история возникновения термина

Как вообще возникли термины имплицитное и эксплицитное научение? Их предложил когнитивный психолог Артур Ребер, который в 60-е годы XX века начал изучать бессознательные психологические механизмы, позволяющие человеку усваивать большие объёмы информации.

Для этого учёный провёл серию экспериментов, которые якобы позволяли изучать возможности памяти. В них Артур Ребер просил участников запоминать серии случайных символов. После он объяснял, что это искусственный язык и все фразы подчиняются определённым законам. А на последнем этапе исследования участникам показывали ряд новых символов и просили указать, какие из них соответствуют законам предыдущей последовательности, а какие нет.

Удивительно, но большинство испытуемых давали верные ответы и не могли объяснить, как именно они это делают. Эти результаты позволили учёному прийти к выводу, что человеческий мозг может усваивать знания без прямого участия сознания.

Теория имплицитного научения

Все эти эксперименты дали возможность Артуру Реберу в 1993 году сформулировать теорию имплицитного научения. В ней он предполагает, что в психике человека существует две системы, которые по-разному усваивают информацию:

  • имплицитная — это древняя, более сложная система, которая действует в обход сознания;
  • эксплицитная — эволюционно более молодая, которая позволяет сознательно систематизировать и вербально передавать знания другим.
Если человек попадает в аварию, он может потерять способность запоминать и удерживать в памяти даже простые последовательности чисел. Однако при этом сохраняется имплицитное научение, при котором он может осваивать новые навыки.

Имплицитное научение и сознание

Самая интересная характеристика имплицитного научения — это отсутствие сознательного контроля со стороны обучающегося. Наоборот, если человек начинает включать мышление и пытается понять закономерности — результаты экспериментов становятся хуже.

Это как попросить канатоходца, задуматься, о том, что ему помогает ходить на высоте и не падать. Подобный эксперимент может закончиться для него сломанной шеей. Ведь канатоходцы полностью концентрируются в процессе и ни о чём другом не думают. Это может только помешать процессу.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Имплицитное научение и сознание
Кадр из фильма «Прогулка»

Современные способы изучения имплицитного научения

После Артура Ребера другие учёные и психологи проводили эксперименты, пытаясь изучить имплицитность и эксплицитность. Все исследования в этой области можно разделить на три типа:

  1. Научение искусственной грамматике. Это продолжение экспериментов Артура Ребера.
  2. Научение последовательности. Это эксперименты, в которых участникам предлагают нажимать на определённые кнопки, если загораются лампочки. В них также закладывают последовательности, которые не объясняют заранее. Сознание испытуемых считывает их самостоятельно. Об этом говорит то, что скорость реакции участников увеличивается со временем, а если вводят новые правила — уменьшается.
  3. Управление динамическими системами. В такого рода исследованиях участникам предлагают контролировать интерактивные системы в компьютерных симуляциях. Им необходимо поддерживать определённый уровень, меняя некоторые характеристики. Как правило, через какое-то время участники интуитивно начинают понимать, как это делать.
В России исследованиями в области имплицитного и эксплицитного научения занимается группа учёных под руководством профессора Санкт-Петербургского государственного университета Аллахвердова Виктора Михайловича. Если вам интересна эта тема, можно пройти его курс «Психология сознания», который доступен на платформе Coursera.

Гало-эффект привлекательности как следствие имплицитного научения

Интересно, что в настоящее время появляются исследования, которые изучают имплицитное научение в самых разных сферах. Например, в Санкт-Петербургском государственном университете провели эксперимент, который помог доказать, что можно даже «научить» испытуемых воспринимать внешность других людей, введя неявную закономерность.

Этот эксперимент назывался «Гало-эффект привлекательности как следствие имплицитного научения». В нём молодым мужчинам предъявляли фотографии студенток, которые предоставили два снимка: с распущенными волосами и с забранными в хвост. При этом испытуемым не только показывали фото, но и ставили предварительные оценки. Девушки с распущенными волосами получали выше пяти баллов, а с хвостом — пять и ниже.

Восприятию внешности тоже можно «обучать»

В конце эксперимента сами участники должны были оценить фотографии девушек по привлекательности. Они не заметили закономерности между причёской и привлекательностью, а оценки поставили, опираясь именно на навязанную экспериментаторами шкалу. И это сработало даже несмотря на то, что некоторым участникам первоначальные оценки казались неадекватными.

Эксперименты, которые показывают, что люди склонны приписывать положительные черты тем, кто кажется нам более привлекательными, также являются следствием гало-эффекта от имплицитного научения.

Критика имплицитного научения

Однако не все учёные согласны с теорией Артура Ребера и экспериментальными выводами исследований в этой области. Так, они утверждают, что сознание всегда остаётся активным. И многие участники экспериментов по имплицитному научению отмечают, что чувствуют, что что-то знают, но не могут объяснить, что именно.

Но этот эффект «знания» можно объяснить особенностью нашего мозга — он всё хочет контролировать и понимать. Поэтому участники исследований рассказывают, какие закономерности они увидели в эксперименте. Но часто эти объяснения совершенно не соответствуют реальным законам, которые предполагали авторы.

Такой эффект называют когнитивными искажениями. В этом случае человек подгоняет факты под свою теорию, которая может никак не соотноситься с реальностью. Исследованием подобных искажений занимался израильско-американский психолог, лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман.

Исследования и выводы Даниэля Канемана в области когнитивных искажений можно почитать в его книге, которая стала всемирным бестселлером «Думай медленно… Решай быстро».

Имплицитное научение в образовании

Самый большой вопрос — как использовать имплицитное научение в образовании? Эксперименты, которых пока было не так много, показывают, что обучение имплицитным способом ненамного эффективнее, чем сознательное. Это объясняется невозможностью контролировать процессы.

Так что в таких сложных вопросах, как подготовка к экзаменам или защита диплома, лучше отдавать предпочтение сознательному обучению и систематической учёбе. Но и не брезговать класть конспекты под подушку на ночь или слушать во сне записанные лекции. Возможно, так наше сознание и бессознательное лучше справятся с поставленными задачами.

А если вам понадобится реальная помощь в подготовке любого вида работ, обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты сознательно подготовят материалы к контрольной, курсовой или дипломной работе, чтобы вы точно получили высокий балл.

Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
Смотреть все услуги
Наши социальные сети

Навигация по статьям

Наши разделы
Статьи по теме

Посмотрите примеры наших работ

  • Лингвистика
    Лингвистика

    Основные характеристики научного стиля и место терминологии в нем

    • Вид работы:

      Дипломная работа

    • Время выполнения:

      7 дней

    • Стоимость заказа:

      9 500 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Психология_
    Психология_

    Ложь во благо и спасение: За и Против

    • Вид работы:

      Эссе

    • Время выполнения:

      5 дней

    • Стоимость заказа:

      400 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Культурология
    Культурология

    Памятники как лицо городов

    • Вид работы:

      Эссе

    • Время выполнения:

      4 дней

    • Стоимость заказа:

      600 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Инновационный менеджмент
    Инновационный менеджмент

    Основная терминология инноваций

    • Вид работы:

      Презентация (PPT, PPS, Prezi)

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      2 500 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Механика
    Механика

    Соединения

    • Вид работы:

      Чертёж

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      800 руб.

    Смотреть работу в PDF