Смешанное обучение в вузе: что это такое, модели и их описание

Смешанное обучение в вузе: что это такое, модели и их описание
Содержание:

Традиционное образование со скучными лекциями и стандартными задачами уже давно не соответствует духу времени. Однако переход на альтернативные методы может стать слишком радикальным решением. Есть ли золотая середина? Да, и имя ему — смешанное обучение.

Что собой представляет смешанное обучение, на каких принципах оно строится и какие модели смешанного обучения существуют — об этом мы расскажем в статье.

Хотите первыми получать свежие новости из мира образования? Подписывайтесь на наш информационный канал. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.

Что такое смешанное обучение в образовательном процессе

Современные тренды образования будущего и классический подход объединились в технологии смешанного обучения. Давайте разберёмся, что это такое.

Смешанное обучение — это образовательный подход, который сочетает в себе разные учебные форматы: очный, заочный, дистанционный, интерактивный, электронный и другие. Это даёт студенту возможность самостоятельно выбирать время, место, скорость и направление своего образования.

Что такое смешанное обучение в образовательном процессе
Смешанное обучение сочетает очные и заочные форматы

Смешанное обучение появилось благодаря современным технологиям и развитию интернета. Они позволили совмещать лучшие практики традиционного образования в школе или вузе и свободу дистанционного обучения.

Термин «смешанное обучение» впервые появился в 1999 году, когда выпустили программное обеспечение, позволявшее учиться через интернет дистанционно.

Принципы смешанного обучения

Смешанный формат обучения строится на определённых принципах:

  • последовательность;
  • наглядность;
  • отработка на практике;
  • непрерывность;
  • поддержка.
Есть ли разница между смешанным и дистанционным обучением? Конечно. Смешанное обучение включает в себя дистанционное образование и реальное общение.

Последовательность

Смешанное обучение в вузе должно быть последовательным. Сначала студент изучает новый материал сам, потом слушает объяснения преподавателя и закрепляет знания на практике.

Наглядность

Электронное обучение невозможно без наглядных обучающих материалов, к которым студент всегда может обратиться. Поэтому преподаватели создают электронные учебники, видеоуроки, схемы и так далее, чтобы учащимся было проще разбираться в новой информации.

Отработка на практике

Чтобы закрепить полученные знания, необходимо отработать их на практике. В смешанном формате обучения это могут быть как групповые занятия в аудитории, так и цифровые тренажёры.

Непрерывность

Основа смешанного обучения — это его непрерывность. Она предполагает, что студент может зайти на дистанционную учебную площадку и получить новый материал для изучения. Это пересекается с концепцией микрообучения в высшем образовании.

Непрерывность
В смешанном обучении также используются разные форматы учебных материалов

Поддержка

В отличие от адаптивного обучения смешанное предполагает активное взаимодействие студента и преподавателя как онлайн, так и офлайн. Учащиеся всегда могут обратиться к педагогу, задать вопросы и получить поддержку.

Преподаватель в модели смешанного обучения — это наставник, который стимулирует интерес учащихся, мягко направляет их учебный поиск и даёт необходимые инструменты для самостоятельной работы.

Модели смешанного обучения и их описание

На сегодняшний день существует около 40 моделей смешанного обучения. В школах и вузах чаще всего используют следующие методики и их подвиды:

  • ротация;
  • перевёрнутый класс;
  • индивидуальный план;
  • гибкая модель.
Чтобы реализовать данные модели, необходимо использовать онлайн-ресурсы для смешанного обучения и электронные учебные материалы.

Ротация

У данной модели смешанного обучения много подвидов: ротации станций, лабораторий и так далее. Но главный принцип — это перемещение учащихся по разным группам. Например, преподаватель может разделить студентов на две части. Одна будет заниматься онлайн, а вторая — непосредственно в аудитории.

Или организовать три группы студентов: одни работают дистанционно, вторые — самостоятельно в аудитории, третьи — под руководством учителя. Важно, что состав групп может меняться, а учащиеся пробуют разные виды взаимодействий.

Перевёрнутый класс

Модель смешанного обучения «перевёрнутый класс» считается одной из самых популярных. Это такой тип организации учебного процесса, при котором студенты изучают новый материал дома, а в аудитории работают непосредственно над практическими задачами в группах.

Главная трудность учебной модели «перевёрнутый класс» — отследить, чтобы учащиеся действительно выполняли домашнее задание в полном объёме, самостоятельно изучая новый материал.

Индивидуальный план

Данный вид смешанного обучения максимально персонализирует образование студентов. Для этого разрабатывается индивидуальный учебный профиль, по которому проходят обучение как отдельные ученики, так и определённые группы. Преподаватель должен при этом учитывать личные особенности учащихся, их цели и возможности.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Проектная работа — важная часть смешанного обучения

Гибкая модель смешанного обучения

Такая модель предполагает, что студенты самостоятельно разрабатывают свои графики обучения, выбирают темы и скорость, с которой они планируют осваивать выбранные материалы и достигать поставленных целей. Главное — гибко подходить к выбору образовательного плана, исходя из целей и потребностей. Преподаватель лишь курирует и помогает отстающим студентам, работая с ними индивидуально или в группах.

В школе используют ротацию, перевёрнутый класс и персонализацию. А вот гибкая модель подойдёт только для вузов, так как требует ответственности и высоких навыков самоорганизации.

Факторы успеха смешанного обучения

Для успешности моделей смешанного обучения необходимо соблюдать определённые факторы:

  1. Персонализировать образование. Персонализация — это главное достоинство смешанного обучения. Благодаря этому фактору студент может самостоятельно выбирать место, время и предметы, которые он хочет изучать.
  2. Стремиться к достижению мастерства. Это значит, что прежде, чем переходить к новому материалу, необходимо досконально изучить предыдущий.
  3. Ставить высокие цели. Это мотивирует продолжать обучение, даже когда возникают сложности или неудачи.
  4. Помнить о личной ответственности. Методы смешанного обучения не будут эффективны без понимания учащихся, что только они отвечают за свои результаты и успехи.
  5. Организовывать проектную работу. Индивидуальное обучение онлайн не сможет дать тех навыков, которые рождаются в групповом взаимодействии. Поэтому при смешанном формате образования важно проводить проектную работу, основанную на реальных потребностях рынка.
Высокая мотивация при смешанном обучении достигается за счёт двух составляющих: личной свободы студента для реализации своих целей и групповых взаимодействиях над практическими задачами.

Смешанное обучение плюсы и минусы

Давайте подведём итоги и посмотрим, какие преимущества и недостатки есть у смешанного обучения.

Преимущества смешанного обучения Недостатки смешанного обучения
Сохраняется возможность обучения лицом к лицу. Смешанный формат обучения невозможен, если у студентов или преподавателей отсутствует вычислительная техника или недостаточно знаний для работы с ней.
Создаётся атмосфера достижения результатов и поддержки. Отсутствие должной ответственности за обучение со стороны студентов может свести идею смешанного обучения на нет.
Обеспечивается быстрая обратная связь. Преподавателям необходимо не только готовиться к урокам, но и создавать электронные учебные материалы.
Благодаря групповой работе развиваются не только мыслительные способности, но и эмоциональный интеллект, а также другие soft skills. Технические проблемы могут повлиять на процесс обучения.
Смешанный формат даёт большую свободу выбора предметов, способов и скорости обучения. Низкая подготовка методической базы для смешанного обучения.
При смешанном обучении происходит значительная автоматизация контроля и оценки образовательных результатов.  
Обучение становится более персонализированным и индивидуальным.  

Несмотря на существующие недостатки, смешанное обучение — это довольно перспективная образовательная модель. Она действительно помогает найти здоровый компромисс между традиционным образованием и новыми тенденциями. А её элементы используются в школах и вузах уже сейчас.

Теперь вы знаете, что из себя представляет смешанное обучение и на каких принципах оно строится. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ — обращайтесь в наш студенческий сервис.

Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
Смотреть все услуги
Узнай бесплатно стоимость работы

Посмотрите примеры наших работ

  • Экономика предприятия
    Экономика предприятия

    Доходы, прибыль и рентабельность как показатели оценки результатов деятельности предприятия связи

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Время выполнения:

      4 дней

    • Стоимость заказа:

      1 260 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Психология личности
    Психология личности

    Теоретические аспекты изучения готовности к выбору профессии и склонности к риску у старшеклассников с различным типом характера

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Время выполнения:

      5 дней

    • Стоимость заказа:

      2 300 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Педагогика
    Педагогика

    Основные возрастные особенности формирования учебной деятельности

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Время выполнения:

      6 дней

    • Стоимость заказа:

      2 000 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Психология личности
    Психология личности

    Теоретические аспекты тьюторского сопровождения познавательного развития младшего школьника

    • Вид работы:

      Презентация (PPT, PPS, Prezi)

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      1 800 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Строительство
    Строительство

    Разрез дома

    • Вид работы:

      Чертёж

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      1 200 руб.

    Смотреть работу в PDF