Научные руководители, академические работники, студенты иногда проводят анализ научных статей.
В статье рассказываем, что такое анализ научных статей, какие есть этапы анализа таких публикаций, и как сделать анализ научной статьи. А в конце делимся образцами и примерами анализа научных публикаций по разным дисциплинам.
Кстати, мы уже писали о том, как заработать на научных статьях. Еще больше полезных материалов из мира образования ищите на нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними еще выгоднее учиться на отлично.
Что такое анализ статьи научного журнала
Анализ научной статьи — это изучение текста научной публикации и ее критическая оценка.
Научные публикации анализируют ученые, научные работники, преподаватели, студенты. В первую очередь анализируют информацию в публикации и определяют, насколько достоверные получились ее результаты и выводы. Потом проверяют, какое практическое применение может быть у научной публикации и какой вклад она вносит в науку.
Краткий или полный анализ темы или текста научной статьи помогает:
- оценить качество и надежность научных исследований;
- выделить основные идеи и выводы научной публикации;
- использовать выдержки из научных статей для собственных исследований и работ.
Как анализировать научную статью: основные правила и алгоритмы
Чтобы успешно анализировать научные статьи, нужно придерживаться нескольких ключевых правил:
- Первое правило — понимание цели исследования. Перед началом анализа статьи внимательно ознакомьтесь с ее аннотацией и введением, чтобы понять цель исследования. Определите, какие вопросы пытались решить в публикации, какими методами проводилось исследование, и какие результаты получили. Такой подход поможет создать общую картину работы и позволит более глубоко разобраться в ее содержании.
- Второе правило — анализ методологии исследования. Изучите методологию, которую применяли в исследовании. Обратите внимание на выбранные методы, процедуры и оцените их надежность и применимость для конкретного исследования. Такой анализ поможет определить, насколько результаты исследования достоверны и имеют научную ценность.
- Третье правило — критическое чтение результатов. При анализе научной статьи критически оцените полученные результаты. Проверьте, соответствуют ли они заявленным целям исследования, а еще не противоречат ли они предыдущим исследованиям.
- Четвертое правило — выделение ключевых идей и выводов. Выделите в научной публикации ключевые идеи и выводы. Определите, какие новые знания, идеи, схемы или открытия статья принесла науке, и какое практическое решение проблем она предлагает.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
План анализа научной статьи
Чтобы анализ научной статьи был полный и объективный, мы составили поэтапный план ее анализа:
- Ознакомьтесь с аннотацией и ключевыми словами статьи. Прочитайте краткое описание содержания работы в аннотации и ознакомьтесь с ключевыми словами. Это поможет определить основные темы и моменты, на которые нужно обратить внимание в процессе анализа.
- Оцените цитирование источников. Проверьте, насколько достоверные и актуальные источники использовали в публикации, обратите внимание на обоснованность выбора источников и их качество.
- Проанализируйте введение. Введение в научной статье должно ясно и последовательно формулировать цель и задачи исследования, а еще обосновывать его актуальность и значимость. Определите, насколько интересна эта часть статьи, и хочется ли ее читать дальше.
- Проанализируйте методологию исследования. В этом разделе авторы предоставляют описание выбранных методов и техник для сбора и анализа данных. Оцените, насколько хорошо подходят выбранные методы для публикации и как успешно они решают поставленные задачи.
- Проанализируйте результаты и обсуждения. В этом разделе авторы обычно представляют полученные результаты и их интерпретацию. Оцените логичность и последовательность описания результатов, их структуру и связь с поставленными задачами и целью исследования.
- Оцените выводы. Выводы — это основной итог научной статьи, они должны быть четкие, обоснованные и соответствовать поставленным задачам. Определите, достиг ли автор поставленных целей, и какие общие выводы можно сделать на основе представленной работы. Проведите сравнительный анализ выводов данной статьи с итогами схожих научных публикаций.
- Прокомментируйте научную статью. Выразите свои мысли и комментарии в отношении статьи, оцените, какое значение статьи в научном мире и какое у нее практическое применение.
Некоторые используют для анализа научных статей нейросети. Однако онлайн-анализ все же не может быть объективным и качественным, как анализ, например, научного сотрудника.
Анализ научной статьи: примеры и образцы
Посмотрите клише и примеры написания анализов научных статей из журналов:
Анализ статьи А.Г. Асмолова
Ознакомившись со статьей А.Г.Асмолова «XXI век: психология в век психологии» мной была предпринята попытка анализа данной статьи, целью которого была необходимость ответа на некоторые поставленные вопросы.
В первую очередь, стоит привести аргументы в защиту самого утверждения XXI век: психология в век психологии. Автор анализирует труды А.Н. Леонтьева, который в свою очередь приводит ряд тезисов, призванных спрогнозировать возможное ближайшее будущее психологии как науки, более того ведущей науки о человеке. Согласно основным мыслям, изложенных в этих тезисах можно говорить о психологии как о главенствующей науке о человеке в случае если:
- Психология изучает не просто различные области знаний, а конкретные проблемы, стоящие перед обществом (человеком). В настоящее время психология отчетливо распалась на множество направлений и хотя автор сам говорит о незавершенности этапа «отраслевой стадии», тем ни менее, это влечет за собой необходимость создание более сложной системы психологических знаний, что по сути, сейчас и происходит;
- Из вышесказанного можно сделать вывод, что психология «понимает» происходящее в мире, изменяясь параллельно с ним, подстраивая свою систему знаний в соответствии с этими изменениями;
- Так же автор анализирует мнение А.Н. Леонтьева, который говорит о «безличных науках ХХ века», считая их бесполезными, неспособными отвечать современным социальным запросам. Он (Леонтьев) предлагает объединить психологию с этикой, которые вместе будут отвечать на вопросы, связанные с проблемами развития личности и образования, а именно будут призваны помочь в воспитании поколения Личностей, а не «штамповки человека».
А.Г.Асмолов дает оценку образования с точки зрения историко-эволюционного подхода: с этой точки зрения образование должно иметь вариативность, для того чтобы аккумулировать процесс проявления индивидуальности личности. Основной целью построения подобной схемы образования можно считать возможность для каждого человека найти себя.
Если рассматривать этот принцип как возможную доктрину образования, предлагаемую автором, то суть ее будет следующей:
- Создание и внедрение «авторской школы», целью которой и есть возможность выбора, индивидуальной модели образования;
- Синтез государственного, негосударственного и семейного образования;
- Этническая дифференциация образования;
-Учет региональных и национальных особенностей при построении учебного плана.
Таким образом, автор статьи предлагает совершенствовать психологию, рассматривая ее как важнейшую науку о человека, тесно связанную с образованием, которая позволит расширять возможности развития личности, приобщая ее одновременно к действующей системе культурных ценностей.
Критический анализ научных статей требует внимательного и систематического подхода. Если появятся затруднения, обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты помогут написать и проанализировать научную статью качественно и в срок.