Методы исследования, используемые для написания дипломной работы. Какими методами исследования пользоваться

Методы исследования, используемые при написании дипломной работы

Наташа Наташа 29 Август 2018 12 875 Время чтения: 22 минуты
Содержание
Содержание

    С понятием «методы исследования» студент сталкивается не только в дипломной работе. Хороший пример – написание курсовой, где также во введении приходится перечислять способы проведения исследования, которые использовались при написании научного труда.

    В данной статье вы узнаете определение этого понятия, какие бывают методы научного исследования в дипломной работе, какие из них рекомендуется использовать в проектах определенных тематик, а также об особенностях каждого метода.

    Что такое методы в дипломной работе

    Метод исследования дипломного проекта - это использование принципов мировоззрения по отношению к процессам познания.

    Если говорить проще, то методология исследования представляет собой ничто иное, как соотнесение данных исследования с другими фундаментальными науками, основной из которых является философия.

    В науке используется огромное количество методов. Но нас конкретно будет интересовать лишь то, какие методы используются в дипломной работе. А все потому, что их выбор напрямую зависит от того, какие цели и задачи были поставлены в работе. Уже исходя из этого студент будет определять методы дипломного проектирования.

    Несмотря на огромное количество методов в науке, каждый будет преследовать единственную цель: найти истину, правильное понимание и объяснение сложившейся ситуации, а в редких случаях – даже попытаться ее изменить.

    Классификация

    Методы исследования, используемые в дипломной работе, можно разделить на:

    • общие (теоретические, универсальные) методы исследования в дипломной работе;
    • частные (эмпирические или практические) методы исследования в дипломной работе.
    Студент должен понимать, какой метод он выбирает и для чего. Определение методов исследования, используемых при написании дипломной работы, случайным образом недопустимо.

    Давайте более подробно остановимся на каждой группе, чтобы обоснованно выбрать нужный метод для решения конкретной проблемы.

    Теоретические методы

    Эти методы являются универсальными и служат для систематизации фактов в научной работе.

    При написании дипломной работы используют в основном следующие методы.

    Анализ

    Наиболее часто используемый метод, применяемый в дипломной работе.

    Методы анализа в дипломной работе призваны разложить предмет или описываемое явление на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно.

    В качестве примера можно привести частые сравнения разных художественных стилей, автомобильных характеристик разных марок, стилей выражения мыслей писателей.

    Синтез

    В противоположность к предыдущему методу синтез призван соединить отдельные элементы (свойства, признаки) в единое целое для более детального изучения.

    Этот метод исследования довольно тесно связан с методом анализа, так как он всегда присутствует как основной элемент, объединяющий отдельные результаты анализа.

    Моделирование

    При методе моделирования объект исследования, существующий в реальности, переносится в искусственно созданную модель. Делается это с целью более успешного моделирования ситуаций и получения итогов, которые трудно было бы достигнуть в действительности.

    Аналогия

    При аналогии производится поиск сходства предметов и явлений по определенным признакам.

    Дедукция

    Метод дедукции позволяет сделать выводы об определенных явления и предметах, основываясь на данных о большом количестве мелких (частных) признаков.

    Индукция

    В противоположность к предыдущему методу индуктивный метод побуждает рассуждать от общей картины к частным моментам.

    Обобщение

    Метод обобщения чем-то схож с дедукцией. Здесь также делается общий вывод о предметах или явлениях на основе многих мелких признаков.

    Специалисты различают:

    • индуктивное обобщение (эмпирическое) – переход от более конкретных свойств/характеристик предмета/явления к более общим;
    • аналитическое обобщение – переход от одного мнения к другому в ходе мыслительного процесса, не применяя эмпирическую действительность.

    Классификация

    Метод классификации подразумевает деление предмета или явления на группы по определенным признакам.

    Основная задача этого метода - структурировать, сделать информацию более четкой и понятной для усвоения.

    Классифицировать можно на основе разных признаков. Например, по:

    • физическим свойствам (весу, размеру, объему);
    • материалу (пластик, дерево, металл, фарфор);
    • жанрам (скульптура, живопись, литература);
    • архитектурным стилям.

    Классифицировать можно и по геополитическим факторам, хронологическим и прочим другим.

    Абстрагирование

    В основе этого метода лежит конкретизация какого-то отдельно взятого свойства явления или предмета, которое необходимо изучить в рамках исследования.

    Суть абстрагирования заключается в том, чтобы изучить какое-то конкретное свойство изучаемого предмета или явления, не беря при этом во внимание все остальные его характеристики.

    Метод абстрагирования – один из самых важных и основных методов исследования в дипломной работе гуманитарного уклона. С его помощью были отмечены незаметные с первого взгляда важнейшие закономерности в таких науках, как педагогика, психология, философия.
    Хороший пример абстрагирования – разделение литературы на огромное множество стилей, жанров

    Формализация

    Суть метода формализации заключается в передаче структуры или сущности явления или объекта в знаково модели путем использования математических схем, формул, символов.

    Конкретизация

    Под конкретизацией понимают детальное изучение объекта или явления в реально существующих условиях.

    Аналогия

    Суть метода аналогии состоит в том, что, зная определенные свойства и характеристики предмета или явления, можно провести некую грань к другому, схожему с нашим объектом исследования предметом или явлением. В результате можно прийти к определенным выводам.

    Этот метод не является стопроцентно верным и не всегда дает надежные результаты. Однако в целом его эффективность довольно высокая. Чаще всего его используют в тех случаях, когда определенные предметы или явления нельзя изучить напрямую (например, при исследовании планет земной группы, при определении их свойств, условий для потенциального заселения населением Земли).

    В разных науках используются совершенно разные методы исследования. Но в любой специальности и сфере наук в дипломной работе всегда будет использоваться минимум 2: синтез и аналитический метод исследования

    Практические (частные) методы

    В дипломной работе наравне с теоретическими методами наравне применяются практические методы, в зависимости от объекта или явления. Заключается их особенность в особом способе изучения информации, ее сбора и обработки, проведения экспериментов.

    Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы часто помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.

    А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы.

    Наблюдение

    В основе метода наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования.

    Сравнение

    Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

    Измерение

    Метод измерения достаточно точный. В его основе лежит определение числовых значений определенных показателей.

    Эксперимент

    Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определенных условиях.

    Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное - чтобы во время проведения исследования присутствовали два момента: доказательность и повторяемость. Дело в том, что задача эксперимента заключается не только в наглядной демонстрации или открытия какого-то свойства, но и в способности к воспроизведению.

    Отличный пример эксперимента – опыт Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком по установлению скорости падения

    Наблюдение

    Этот метод открывает любое научное познание, вот почему он ключевой при проведении любых исследований.

    Суть метода наблюдения состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения или положения (реакции, свойства).

    Измерение

    Метод измерения является одним из самых эффективных. Речь идет о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объем, рост, вес, длина и пр.) посредством единиц измерения.

    Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.

    Моделирование

    В общем смысле модель – структурированный уменьшенный образ чего-то имитация одного или нескольких объектов.

    Моделирование может быть:

    • предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
    • знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и пр.);
    • мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или мысленно).

    Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и т.д.

    Беседа и интервью

    Суть обоих методов заключается в поиске человека, обладающего какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

    Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на четко поставленные вопросы, которые были заранее подготовлены. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не демонстрирует свое мнение.

    У беседы непринужденны характер. Здесь оба участника разговора могут свободно высказывать свое мнение, задавать вопросы, пусть даже и спонтанно

    Опрос и анкетирование

    Данные методы также имеют много общего между собой. Суть обоих заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые следует получить ответы. Как правило, отвечающим дают на выбор несколько вариантов ответов.

    Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме проведения. Опрос, как правило, может быть устным или письменным. А вот анкетирование возможно только в письменной форме или на компьютерном носителе. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

    Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. А если опрошено много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.

    Описание

    Специалисты отмечают сходство метода описания с методом наблюдения. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но внешний вид и признаки объекта изучения.

    Другие частные методы

    В зависимости от направленности специализации студента можно использовать следующие частные узкоспециализированные методы исследования:

    1. Экономика. Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование. Метод финансовых коэффициентов. Сценарный метод прогнозирования экономических явлений. Метод единства исторического и логического. Построение экономических гипотез. Метод «при прочих равных условиях».
    2. Педагогика/Психология. Изучение продуктов творчества учеников. Интервью. Беседа. Изучения групповой дифференциации. Включенное наблюдение. Педагогические контрольные испытания (тестирование). Анкетирование (опрос). Ранжирование. Шкалирование. Регистрация.
    3. Филология. Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический. Лингвистический эксперимент. Биографический метод. Контент-анализ. Лексикографическая статистика. Дифференциальный анализ оппозиций. Нарративный метод. Дихотомия. Трансформационный синтез и анализ. «Конкретное литературоведение». Семиотический метод.

    Другая методология

    Академик А.Я.Флиер выделял несколько иную систему методов, используемых при написании дипломных работ. По его мнению, все методы разделяются на гуманитарные и социально-научные.

    Гуманитарные методологии

    • Историческая - описывает историю культуры в соответствии с принципом выстраивания линейной хронологической последовательности ее событий и явлений.
    • Герменевтическая - исследует культуру посредством раскрытия (дешифровки) изначальных смыслов культурных явлений, заложенных в них при создании.
    • Феноменологическая - трактует исторические факты культуры с точки зрения их явленности наблюдателю и ищущая в них смыслы, актуальные вне исторического контекста.
    • Историко-психологическая - изучает историческую динамику культуры с точки зрения выявления в ней устойчивых стадиальных (цивилизационных) типов социально обусловленного сознания и состояния психики.
    • Культурный символизм и постструктурализм - эклектическая методология, интерпретирующая материал в контекстуальных рамках, устанавливаемых по различным основаниям самими авторами исследований, и трактующая его как неизбежно неполный в своей символико-смысловой познаваемости.

    Социально-научные методологии

    • Эволюционизм - исследование истории культуры с позиций признания ее прогрессивного развития путем поэтапного усложнения ее структур (ответвления эволюционизма;формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).
    • Циклические и волновые модели культурной динамики - описание культур как отдельных «самодостаточных организмов» (цивилизаций) и происходящих в них процессов как замкнутых циклов или повторяющихся волновых движений.
    • Структурный функционализм - интерпретация культурно-исторических процессов как функциональных, решающих какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.
    • Структурализм - описание культурно-исторических объектов с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализ структуры культуры как системы знаков.
    • Пограничные методологии, определяющие новые проблемные области культурно-исторической науки, постмодернизм.

    Как написать методы в дипломной работе

    Отлично! Теперь мы знаем какие методы существуют. Если повезет, мы даже понимаем, какие методы нам можно использовать в нашей работе.

    Стандартные речевые конструкции при формулировке методологии и методов исследования:

    • в основу настоящей работы легли положения ... методологии,
    • работа основана на положениях ... методологии,
    • методологическую основу/базу исследования составили положения … методологии,
    • в исследовании/ работе использованы следующие методы …, методы исследования - это … и т.д.

    Далее стоит указать, какие деятели занимались изучением данной проблемы. А в истории исследования можно упомянуть исторический контекст, рассказать, что успели добавить к имеющимся данным новейшие авторы. Не забывайте об упоминании ученых в хронологическом порядке!

    Есть и стандартные конструкции, используемые при описании методов исследований:

    • изучение … восходит к ...,
    • в … веке … были подробно изучены и описаны …,
    • проблемами ... занимались ...,
    • огромный вклад в разработку проблемы ... внес .../внесла работа/исследование/труд ...,
    • большое значение имеют работы ...,
    • работы последних лет позволяют говорить о ...,
    • опыт истории … показывает, что ...,
    • в настоящее время господствующей точкой зрения является …,
    • такой подход характерен для …,
    • начало изучению этого вопроса было положено трудами ..., в работах ...,
    • заметное место в работах … занимает положение …,
    • в числе разрабатываемых в этом русле проблем можно назвать …,
    • ……. подробно освещено в работах ...,
    • связь …показана в ... и т.д.

    При написании заключения стоит сделать упор на описание структуры работы со следующими стандартными конструкциями:

    • все вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, … глав, заключения, списка литературы, приложения (последнее указывается, если в работе есть приложение);
    • логика, цели и задачи исследования определили структур работы, которая состоит из …;
    • во введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы и ее социальная значимость, определяются цель, задачи, методологическая основа исследования и методы исследования, а также дается краткий обзор разработанности проблемы;
    • первая глава посвящена …,
    • во второй главе рассматривается/ говорится о…, в первой главе были рассмотрены …, вторая глава начинается с ..., затем ...;
    • заключение представляет собой выводы по работе/ в заключении приведены основные выводы и т.д.

    Пример описания методов в дипломной работе

    Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

    Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

    В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

    1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
    2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
    3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
    4. Обработка полученных экспериментальных данных
    5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

    В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

    1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
    2.  Наблюдение.
    3.  Беседа, анкетирование.
    4. Анализ продуктов деятельности детей.
    5. Изучение медико-педагогической документации.
    6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

    Заключение

    Это далеко не все методы, которые могут быть использованы при написании научных работ. Но с самыми популярными и важными мы постарались вас ознакомить.

    Выбирая методы, помните: они должны быть научно обоснованными и современными. Использование устаревших методов недопустимо. Кроме того, методы должны быть согласованы с задачами исследования, потому как для решения каждой отдельной задачи требуется определенный метод.

    И совершенно нормально, что вы не знаете их все. А зачем, когда есть специальный сервис помощи студентам? Знать такие вещи - это работа специалистов. А ваша задача - получить от жизни и молодости все, что можно!

    Оцените материал
    12 875
    Узнать стоимость
    Примеры работ
    Посмотрите примеры наших работ
    Мы выполнили 36 162 дипломных
    Экологическое право
    Тема: «Анализ перевода инфинитива и инфинитивных конструкций на примере публицистических текстов по экономике»
    Время выполения: 8 дней
    Стоимость заказа: 8 000 руб.
    Смотреть работу
    Уголовное право
    Тема: «Теоретико-правовые основы организации борьбы с коррупцией в органах государственной власти»
    Время выполения: 12 дней
    Стоимость заказа: 12 500 руб.
    Смотреть работу
    Экономика предприятия
    Тема: «Теоретические характеристики обеспечения эффективных социально-трудовых отношений в современных экономико-управленческих процессах управления персоналом»
    Время выполения: 8 дней
    Стоимость заказа: 8 000 руб.
    Смотреть работу
    Лингвистика
    Тема: «Основные характеристики научного стиля и место терминологии в нем»
    Время выполения: 7 дней
    Стоимость заказа: 9 500 руб.
    Смотреть работу
    Педагогическая психология
    Тема: «Организационно-методические условия работы с военнослужащими групп психолого-педагогического наблюдения в вооруженных силах Российской Федерации»
    Время выполения: 11 дней
    Стоимость заказа: 10 000 руб.
    Смотреть работу
    Экономическое право
    Тема: «Общая характеристика безработного и безработицы по российскому законодательству»
    Время выполения: 9 дней
    Стоимость заказа: 8 000 руб.
    Смотреть работу
    Комментарии отсутствуют
    Написать комментарий
    Оставить комментарий
    {$ errors.username[0] $}
    Вы уже наш клиент? Авторизуйтесь.
    {$ errors.email[0] $}
    Пользователь с таким email уже существует! Авторизуйтесь.
    {$ errors.content[0] $}
    Оставляя комментарий, я соглашаюсь на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности