В социальной психологии есть такое понятие — «локус контроля».
В статье рассказываем, что такое локус контроля, какие виды бывают и кто впервые ввел это понятие. А еще рассказываем, какой локус контроля преобладает у студентов.
Другие интересные публикации читайте на нашем Telegram-канале. Еще там мы подготовили интересные предложения для вашей учебы.
Что такое локус контроля
Локус контроля — это фактор, который характеризует типы личности в психологии. Он основан на том, как человек относится к своим победам и неудачам.
В жизни бывает так: кто-то винит в своих поражениях себя, а кто-то других. Или один человек может причислять свои заслуги исключительно себе, а другой — обществу, стечению обстоятельств. Локус контроля — это ответственность за свои поступки.
Автор понятия «локус контроля» — социальный психолог Джулиан Роттер. Он ввел этот термин в середине прошлого века. Узнать, какой локус контроля именно у вас, очень полезно, ведь от него зависит многое: успех в работе, личной жизни, взаимоотношения с людьми.
Не зря тестирование на локус контроля иногда проходят соискатели при профессиональном отборе. Логично, что лучше принять на работу человека, который будет отвечать за свои действия, а не перекладывать свои провалы на других.
Виды локуса контроля личности
В психологии выделяют два вида локуса контроля:
- внешний (экстернальный);
- внутренний (интернальный).
Внешний локус контроля
Внешний или экстернальный локус контроля — это психологический фактор, при котором человек относит свои заслуги или провалы к внешним обстоятельствам. Людей, подверженных этому фактору, в психологии называют экстерналами.
Экстерналы винят во всем внешние обстоятельства. Например, в проваленном зачете они винят одногруппников, а в аварии — погоду.
Люди с внешним локусом контроля не верят в свои силы и даже свои достижения приписывают тоже внешним обстоятельствам. Например, если такого человека повысили на работе, то он будет считать это стечением обстоятельств, а хорошо написанный тест он будет аргументировать тем, что просто удача улыбнулась и попались легкие вопросы.
У экстерналов все случается из-за внешних обстоятельств. Психологи говорят, что это своего рода способ психологической защиты.
Экстерналы часто подвержены депрессиям и тревожности, у них низкая самооценка, они часто подвержены психосоматике.
Внутренний локус контроля
Интернальный или внутренний локус контроля — это психологический фактор, при котором человек свои удачи и поражения приписывает исключительно себе. Людей, подверженных этому фактору, в психологии называют интерналами.
Интерналы не обесценивают свои заслуги, они понимают, что, к примеру, хорошая должность — это результат многолетних трудов, а блестящая защита диссертации — труд не одного года.
У интерналов нет перекладывания ответственности на других, как у экстерналов. Наоборот, в своих неудачах они винят себя: плохо подготовился, упустил шанс, не смог.
У интерналов отлично развиты когнитивные способности. У них высокий уровень самоанализа, хорошая память, развитый интеллект, отличная обучаемость. Интерналы чаще чем экстерналы достигают поставленных целей.
Какой локус контроля хорош для студентов: внешний или внутренний
Внешний и внутренний локус контроля причисляют к врожденным качествам. Но на практике эти качества можно в себе развивать и корректировать.
Как говорят психологи, чистых экстерналов и интерналов нет. Обычно эти психологические факторы смешиваются в человеке, но все равно, какой-то из них преобладает. И тут возникает вопрос: какой локус контроля полезнее и важнее для студентов, интернальный и экстернальный.
Кажется, что ответ очевиден — интерналы будут более успешными студентами. Отчасти это правда, ведь нести ответственность за свою учебу — очень важный момент в получении образования. Но есть один нюанс: интерналы часто загоняют себя в угол и начинают во всем винить себя.
Самокритика — это, конечно, хорошо, но до того момента, пока она не стала сказываться негативно на самом человеке. Излишняя строгость к себе может привести к выгоранию, стрессу, тревоге, разочарованию.
Экстернальный и интернальный локусы контроля — это две крайности. Полезно корректировать эти качества в себе и не давать какому-то из них сильно преобладать.
Например, будучи студентом, полезно осознавать, что ваше будущее — в ваших руках. Надо верить в свои силы и повышать свои способности. Однако, стоит осознавать — не все зависит от нас. Бывают обстоятельства, на которые мы не можем повлиять, а еще бывают препятствия на пути к цели, которые нужно учиться проходить.
Ученые из многих стран наблюдали за студентами и выяснили следующее: среди первокурсников чаще всего преобладают экстерналы. Однако, ближе к концу обучения это соотношение меняется, и к последнему курсу интерналы начинают преобладать.
Получается, что на локус контроля все же можно повлиять и его можно и нужно корректировать.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Тест: какой у вас локус контроля
Предлагаем пройти тест на локус контроля и определить кто вы: интернал или экстернал.
Ниже есть 44 утверждения. Постарайтесь представить эти ситуации и «примерить» их на себе. Важно понимать, что в этих утверждениях нет «плохих» и «хороших» ответов. Давайте тот ответ, который первым пришел в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» («да»), если не согласны — знак «–» («нет»).
- Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и собственных усилий человека.
- Большинство разводов происходит от того, что люди не хотят уступать и приспосабливаться друг к другу.
- Болезнь — дело случая, и если уж суждено кому-то заболеть, то с этим ничего не поделаешь.
- Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
- Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
- Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
- Внешние обстоятельства – родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
- Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
- Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководители полностью контролируют действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.
- Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например, от настроения учителя, а не от моих собственных усилий.
- Когда я строю планы, то, в общем, верю в то, что смогу их осуществить.
- То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
- Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем лекарства и врачи.
- Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались наладить совместную семейную жизнь, у них скорее всего, ничего не получится.
- То хорошее, что я делаю в жизни, обычно бывает по достоинству оценено другими.
- Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
- Я думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
- Я не стараюсь планировать свою жизнь далеко вперед, потому что многое зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.
- Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
- В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
- Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
- Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
- Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
- Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
- В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
- Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
- Если я очень захочу, то могу расположить к себе почти любого человека.
- На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
- То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.
- Иногда трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
- Человек, который не смог добиться успехов в своей работе, скорее всего просто не проявил достаточно усилий.
- Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
- В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, а не я.
- Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
- В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой.
- Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
- Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
- Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, не надеясь на помощь других людей и не полагаясь на судьбу.
- К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
- В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
- Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя.
- Многие мои успехи стали возможными только благодаря помощи других людей.
- Большинство неудач в моей жизни произошло от моих незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Чтобы подсчитать свой результат, надо посмотреть, сколько совпадений у вас по каждой шкале. Если по шкале у вас, к примеру, совпало 4 положительных и 4 отрицательных баллов, то сумма баллов по этой шкале будет равняться 8 баллам:
Шкала общей интернальности:
«+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44;
«–» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.
Шкала интернальности в области достижений (высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом проследить свои цели в будущем. Низкие показатели по данной шкале говорят о том, человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей):
«+» 12, 15, 27, 32, 36, 37; и «–»1, 5, 6, 14, 26, 43.
Шкала интернальности в области неудач (высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели по шкале свидетельствуют о том, что, испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом своего невезения):
«+» 2, 4, 20, 31, 42, 44; и «–» 7, 24, 33, 38, 40, 41.
Шкала интернальности в семейных отношениях (высокие показатели по шкале означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнёров причиной значимых ситуаций, возникающих в семье):
«+» 2, 16, 20, 32, 37; и «–» 7, 14, 26, 28, 41.
Шкала интернальности в области производственных отношений (высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий — указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению или невезению):
«+» 19, 22, 25, 42; и «–» 1, 9, 10, 30.
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (высокие показатели по шкале свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за своё здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по шкале считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придёт в результате действия других людей, прежде всего врачей):
«+» 13, 34; и «–» 3, 23.
А теперь результаты теста:
- Экстернальный тип (0-11 баллов) — человек интерпретирует все происходящие в его жизни события как зависящие не от него, а от каких-то других сил (Бога, судьбы, условий окружающей среды, случайности, везения или невезения, других людей и их действий и т.д.). Экстерналы эмоционально неустойчивы, склонны к неформальному общению и поведению, малообщительны, у них плохой самоконтроль и высокая напряженность. Поскольку экстернал не чувствует себя способным как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий, он снимает с себя всякую ответственность за всё происходящее с ним.
- Смешанный тип (12-32 балла) — характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п., то есть человек в разных обстоятельствах может вести себя и как интернальный и как экстернальный типы.
- Интернальный тип (33-44 балла) — человек, имеющий высокий уровень субъективного контроля и считающий, что большинство важных событий в его жизни зависит от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, упорности, уровня способностей и т.п.) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности. Он считает, что может влиять на события своей жизни, управлять ими и, следовательно, нести ответственность за них и за свою жизнь в целом. Люди, имеющие такой локус контроля, обладают эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью.
Теперь вы знаете, что такое локус контроля у студентов. Применяйте эти знания в своей учебе и у вас все обязательно получится. А еще не забывайте, что справиться с учебой вам помогут специалисты студенческого сервиса.