Локус контроля у студентов

Локус контроля у студентов

В социальной психологии есть такое понятие — «локус контроля».

В статье рассказываем, что такое локус контроля, какие виды бывают и кто впервые ввел это понятие. А еще рассказываем, какой локус контроля преобладает у студентов.

Другие интересные публикации читайте на нашем Telegram-канале. Еще там мы подготовили интересные предложения для вашей учебы.

Что такое локус контроля

Локус контроля — это фактор, который характеризует типы личности в психологии. Он основан на том, как человек относится к своим победам и неудачам. 

В жизни бывает так: кто-то винит в своих поражениях себя, а кто-то других. Или один человек может причислять свои заслуги исключительно себе, а другой — обществу, стечению обстоятельств. Локус контроля — это ответственность за свои поступки. 

Автор понятия «локус контроля» — социальный психолог Джулиан Роттер. Он ввел этот термин в середине прошлого века. Узнать, какой локус контроля именно у вас, очень полезно, ведь от него зависит многое: успех в работе, личной жизни, взаимоотношения с людьми.

Не зря тестирование на локус контроля иногда проходят соискатели при профессиональном отборе. Логично, что лучше принять на работу человека, который будет отвечать за свои действия, а не перекладывать свои провалы на других.

Виды локуса контроля личности 

В психологии выделяют два вида локуса контроля:

  • внешний (экстернальный);
  • внутренний (интернальный). 

Внешний локус контроля

Внешний или экстернальный локус контроля — это психологический фактор, при котором человек относит свои заслуги или провалы к внешним обстоятельствам. Людей, подверженных этому фактору, в психологии называют экстерналами.

Экстерналы винят во всем внешние обстоятельства. Например, в проваленном зачете они винят одногруппников, а в аварии — погоду.

Люди с внешним локусом контроля не верят в свои силы и даже свои достижения приписывают тоже внешним обстоятельствам. Например, если такого человека повысили на работе, то он будет считать это стечением обстоятельств, а хорошо написанный тест он будет аргументировать тем, что просто удача улыбнулась и попались легкие вопросы.

У экстерналов все случается из-за внешних обстоятельств. Психологи говорят, что это своего рода способ психологической защиты.

Экстерналы часто подвержены депрессиям и тревожности, у них низкая самооценка, они часто подвержены психосоматике.

Внутренний локус контроля

Интернальный или внутренний локус контроля — это психологический фактор, при котором человек свои удачи и поражения приписывает исключительно себе. Людей, подверженных этому фактору, в психологии называют интерналами.

Интерналы не обесценивают свои заслуги, они понимают, что, к примеру, хорошая должность — это результат многолетних трудов, а блестящая защита диссертации — труд не одного года.

У интерналов нет перекладывания ответственности на других, как у экстерналов. Наоборот, в своих неудачах они винят себя: плохо подготовился, упустил шанс, не смог.

У интерналов отлично развиты когнитивные способности. У них высокий уровень самоанализа, хорошая память, развитый интеллект, отличная обучаемость. Интерналы чаще чем экстерналы достигают поставленных целей.

Какой локус контроля хорош для студентов: внешний или внутренний

Внешний и внутренний локус контроля причисляют к врожденным качествам. Но на практике эти качества можно в себе развивать и корректировать. 

Как говорят психологи, чистых экстерналов и интерналов нет. Обычно эти психологические факторы смешиваются в человеке, но все равно, какой-то из них преобладает. И тут возникает вопрос: какой локус контроля полезнее и важнее для студентов, интернальный и экстернальный. 

Кажется, что ответ очевиден — интерналы будут более успешными студентами. Отчасти это правда, ведь нести ответственность за свою учебу — очень важный момент в получении образования. Но есть один нюанс: интерналы часто загоняют себя в угол и начинают во всем винить себя.

Самокритика — это, конечно, хорошо, но до того момента, пока она не стала сказываться негативно на самом человеке. Излишняя строгость к себе может привести к выгоранию, стрессу, тревоге, разочарованию.

Экстернальный и интернальный локусы контроля — это две крайности. Полезно корректировать эти качества в себе и не давать какому-то из них сильно преобладать.

Например, будучи студентом, полезно осознавать, что ваше будущее — в ваших руках. Надо верить в свои силы и повышать свои способности. Однако, стоит осознавать — не все зависит от нас. Бывают обстоятельства, на которые мы не можем повлиять, а еще бывают препятствия на пути к цели, которые нужно учиться проходить.

Ученые из многих стран наблюдали за студентами и выяснили следующее: среди первокурсников чаще всего преобладают экстерналы. Однако, ближе к концу обучения это соотношение меняется, и к последнему курсу интерналы начинают преобладать.

Получается, что на локус контроля все же можно повлиять и его можно и нужно корректировать. 

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Локус контроля

Тест: какой у вас локус контроля

Предлагаем пройти тест на локус контроля и определить кто вы: интернал или экстернал.

Ниже есть 44 утверждения. Постарайтесь представить эти ситуации и «примерить» их на себе. Важно понимать, что в этих утверждениях нет «плохих» и «хороших» ответов. Давайте тот ответ, который первым пришел в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» («да»), если не согласны — знак «–» («нет»).

  1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от особенностей и собственных усилий человека.
  2. Большинство разводов происходит от того, что люди не хотят уступать и приспосабливаться друг к другу.
  3. Болезнь — дело случая, и если уж суждено кому-то заболеть, то с этим ничего не поделаешь.
  4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
  5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
  7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководители полностью контролируют действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.
  10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например, от настроения учителя, а не от моих собственных усилий.
  11. Когда я строю планы, то, в общем, верю в то, что смогу их осуществить.
  12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
  13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем лекарства и врачи.
  14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались наладить совместную семейную жизнь, у них скорее всего, ничего не получится.
  15. То хорошее, что я делаю в жизни, обычно бывает по достоинству оценено другими.
  16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
  17. Я думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
  18. Я не стараюсь планировать свою жизнь далеко вперед, потому что многое зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.
  19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
  20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
  21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
  22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
  23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
  24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
  25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
  26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
  27. Если я очень захочу, то могу расположить к себе почти любого человека.
  28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
  29. То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.
  30. Иногда трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
  31. Человек, который не смог добиться успехов в своей работе, скорее всего просто не проявил достаточно усилий.
  32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
  33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, а не я.
  34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
  35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой.
  36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
  37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
  38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, не надеясь на помощь других людей и не полагаясь на судьбу.
  40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
  41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
  42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя.
  43. Многие мои успехи стали возможными только благодаря помощи других людей.
  44. Большинство неудач в моей жизни произошло от моих незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Чтобы подсчитать свой результат, надо посмотреть, сколько совпадений у вас по каждой шкале. Если по шкале у вас, к примеру, совпало 4 положительных и 4 отрицательных баллов, то сумма баллов по этой шкале будет равняться 8 баллам:

Шкала общей интернальности:

«+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44;

«–» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.

Шкала интернальности в области достижений (высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом проследить свои цели в будущем. Низкие показатели по данной шкале говорят о том, человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей):

«+» 12, 15, 27, 32, 36, 37; и «–»1, 5, 6, 14, 26, 43.

Шкала интернальности в области неудач (высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели по шкале свидетельствуют о том, что, испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом своего невезения):

«+» 2, 4, 20, 31, 42, 44; и «–» 7, 24, 33, 38, 40, 41.

Шкала интернальности в семейных отношениях (высокие показатели по шкале означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнёров причиной значимых ситуаций, возникающих в семье):

«+» 2, 16, 20, 32, 37; и «–» 7, 14, 26, 28, 41.

Шкала интернальности в области производственных отношений (высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий — указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению или невезению):

«+» 19, 22, 25, 42; и «–» 1, 9, 10, 30.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (высокие показатели по шкале свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за своё здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по шкале считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придёт в результате действия других людей, прежде всего врачей):

«+» 13, 34; и «–» 3, 23.

А теперь результаты теста:

  1. Экстернальный тип (0-11 баллов) — человек интерпретирует все происходящие в его жизни события как зависящие не от него, а от каких-то других сил (Бога, судьбы, условий окружающей среды, случайности, везения или невезения, других людей и их действий и т.д.). Экстерналы эмоционально неустойчивы, склонны к неформальному общению и поведению, малообщительны, у них плохой самоконтроль и высокая напряженность. Поскольку экстернал не чувствует себя способным как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий, он снимает с себя всякую ответственность за всё происходящее с ним.
  2. Смешанный тип (12-32 балла) — характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п., то есть человек в разных обстоятельствах может вести себя и как интернальный и как экстернальный типы.
  3. Интернальный тип (33-44 балла) — человек, имеющий высокий уровень субъективного контроля и считающий, что большинство важных событий в его жизни зависит от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, упорности, уровня способностей и т.п.) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности. Он считает, что может влиять на события своей жизни, управлять ими и, следовательно, нести ответственность за них и за свою жизнь в целом. Люди, имеющие такой локус контроля, обладают эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью.

Теперь вы знаете, что такое локус контроля у студентов. Применяйте эти знания в своей учебе и у вас все обязательно получится. А еще не забывайте, что справиться с учебой вам помогут специалисты студенческого сервиса.

Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
Смотреть все услуги
Наши социальные сети

Навигация по статьям

Наши разделы
Статьи по теме

Посмотрите примеры наших работ

  • Экономика предприятия
    Экономика предприятия

    Выявление направлений улучшения финансового состояния организации

    • Вид работы:

      Отчёт по практике

    • Время выполнения:

      10 дней

    • Стоимость заказа:

      2 000 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Социология культуры
    Социология культуры

    Социальное развитие в современном мире и обострение социальных противоречий в цивилизациях

    • Вид работы:

      Эссе

    • Время выполнения:

      5 дней

    • Стоимость заказа:

      800 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Педагогика
    Педагогика

    Основные возрастные особенности формирования учебной деятельности

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Время выполнения:

      6 дней

    • Стоимость заказа:

      2 000 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Дискретная математика
    Дискретная математика

    Дискретная математика для ОЗО

    • Вид работы:

      Самостоятельная работа

    • Время выполнения:

      3 дней

    • Стоимость заказа:

      1 500 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Психология личности
    Психология личности

    Теоретические аспекты тьюторского сопровождения познавательного развития младшего школьника

    • Вид работы:

      Презентация (PPT, PPS, Prezi)

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      1 800 руб.

    Смотреть работу в PDF