С понятием «методы исследования» студент сталкивается не только в дипломной работе. Уже во введении к курсовой также нужно перечислить способы, которые использовались при исследовании и написании научного труда.
В данной статье вы узнаете, как определяют это понятие в науке, какие методы научного исследования встречаются в дипломной работе и каковы их особенности. Поймёте, какие из них рекомендуется использовать в проектах определённых тематик. А также на примере увидите, как выглядит методологическая основа дипломной работы.
А чтобы первыми получать свежие статьи, подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками от компании.
Что такое методы в дипломной работе
Итак, чтобы описать теоретико-методологическую основу исследования в дипломной работе, нужно понимать, что стоит за определением понятия «методы исследования».
Метод исследования дипломного проекта — это использование принципов мировоззрения по отношению к процессам познания.
Если говорить проще, то методология исследования — это способ соотносить данные исследования с другими фундаментальными науками, важнейшей из которых является философия. Это соотношение и станет методологической основой исследования дипломной работы.
В науке используется огромное количество методов. Но нас конкретно будут интересовать лишь те, что можно применить к дипломной работе. Их выбор напрямую зависит от того, какие цели и задачи студент перед собой ставит.
Несмотря на огромное количество методов в науке, каждый будет преследовать единственную цель: найти истину, правильное понимание и объяснение сложившейся ситуации, а в редких случаях — даже попытаться её изменить.Классификация методов исследования
Методологические основы, используемые в дипломной работе, можно разделить на:
- общие (теоретические, универсальные) методы исследования в дипломной работе;
- частные (эмпирические или практические) методы исследования в дипломной работе.
Давайте более подробно остановимся на каждой группе, чтобы обоснованно выбрать нужный метод для решения конкретной проблемы.
Теоретические методы исследования
Эти методы являются универсальными и служат для систематизации фактов в научной работе.
При написании дипломной работы используют в основном следующие теоретические методы:
- анализ;
- синтез;
- моделирование;
- аналогия;
- дедукция;
- индукция;
- обобщение;
- классификация;
- абстрагирование;
- формализация;
- конкретизация;
- аналогия.
Давайте рассмотрим каждый теоретический метод исследования подробнее.
Анализ
Наиболее часто используемый метод, применяемый в дипломной работе.
Методологическая основа исследования дипломной, которая опирается на анализ, призвана разложить предмет или описываемое явление на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно.
В качестве примера можно привести частые сравнения разных художественных стилей, автомобильных характеристик разных марок, стилей выражения мыслей писателей и так далее.
Синтез
В отличие от предыдущего метода синтез соединяет отдельные элементы (свойства, признаки) в единое целое для более детального изучения.
Методы синтеза и анализа часто используют вместе как методологическую основу исследования. Это позволяет сначала найти различия, а потом элементы, которые объединяют полученные результаты.Моделирование
При этом методе объект исследования, существующий в реальности, переносится в искусственно созданную модель. Делается это с целью более успешного моделирования ситуаций и получения итогов, которые трудно было бы достичь в действительности.
Аналогия
При методологической основе в виде аналогии производится поиск сходства предметов и явлений по определённым признакам. И на этом сходстве делают выводы.
Дедукция
Метод дедукции позволяет сделать выводы об определённых явлениях и предметах, основываясь на общих данных. Здесь действует принцип от общего к частному.
Индукция
В противоположность к предыдущему индуктивный метод основан на принципе от частного к общему. И побуждает вести рассуждения от конкретных моментов к общей картине.
Обобщение
Метод обобщения чем-то схож с дедукцией. Здесь также делается общий вывод о предметах или явлениях на основе многих мелких признаков.
Специалисты различают:
- индуктивное обобщение (эмпирическое) — переход от более конкретных свойств или характеристик предмета и явления к более общим;
- аналитическое обобщение — переход от одного мнения к другому в ходе мыслительного процесса без применения эмпирической действительности, то есть конкретных опытов.
Классификация
Метод классификации подразумевает деление предмета или явления на группы по определённым признакам. Основная задача этого метода — структурировать, сделать информацию более чёткой и понятной для усвоения.
Классифицировать можно на основе разных признаков. Например:
- по физическим свойствам (весу, размеру, объёму);
- по материалу (пластик, дерево, металл, фарфор);
- по жанрам (скульптура, живопись, литература);
- по архитектурным стилям.
Классифицировать можно и по геополитическим факторам, хронологическим и прочим другим.
Абстрагирование
В основе этого метода лежит конкретизация отдельных признаков какого-то отдельно взятого явления или предмета, которое необходимо изучить в рамках исследования. Суть абстрагирования — изучить какое-то конкретное свойство исследуемого объекта, не учитывая при этом все остальные его характеристики.
Метод абстрагирования — один из самых важных и основных методов исследования в дипломной работе гуманитарного уклона. С его помощью смогли отметить незаметные на первый взгляд, но важнейшие закономерности в таких науках, как педагогика, психология, философия.Формализация
Суть метода формализации — передать структуру или сущность явления (объекта) через знаковую модель, используя для этого математические схемы, формулы или символы.
Конкретизация
Под конкретизацией понимают детальное изучение объекта или явления в реально существующих условиях.
Аналогия
Суть метода аналогии состоит в том, чтобы находить общее между предметом исследования и другими объектами, опираясь на знания об определённых свойствах и характеристиках изучаемого предмета или явления. В результате можно прийти к интересным и полезным с научной точки зрения выводам.
Этот метод не является стопроцентно верным и не всегда даёт надёжные результаты. Однако в целом его эффективность довольно высокая. Чаще всего его используют в тех случаях, когда определённые предметы или явления нельзя изучить напрямую (например, при исследовании планет земной группы, при определении их свойств, условий для потенциального заселения населением Земли).
В разных науках используются совершенно разные методы исследования. Но в любой специальности и научной сфере в дипломной работе всегда будет использоваться минимум два: синтез и аналитический метод исследования.Практические (частные) методы исследования
В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.
Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.
А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:
- наблюдение;
- сравнение;
- измерение;
- эксперимент;
- измерение;
- практическое моделирование;
- беседа и интервью;
- опрос и анкетирование;
- описание.
Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.
Наблюдение
В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.
Сравнение
Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.
Эксперимент
Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.
Измерение
Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.
Практическое моделирование
В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.
Моделирование может быть:
- предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
- знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
- мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).
Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.
Беседа и интервью
Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.
Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.
Опрос и анкетирование
Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.
Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.
Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.Описание
Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Узкоспециализированные методы
В разных направлениях специализации могут использоваться свои узкопрофильные методы исследований. Давайте рассмотрим, какие их виды встручаются в таких научных сферах, как:
- экономика;
- педагогика/психология;
- филология.
Экономика
Для экономической дисциплины характерны точные методы исследований:
- разные виды анализа: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование;
- метод финансовых коэффициентов;
- сценарный метод прогнозирования экономических явлений;
- метод единства исторического и логического;
- остроение экономических гипотез;
- метод «при прочих равных условиях».
Педагогика и психология
В этих социальных науках основной акцент делают на изучении поведения и проявления личностных качеств, используя следующие методы:
- изучение продуктов творчества учеников;
- интервью и беседа;
- изучение групповой дифференциации;
- включённое наблюдение;
- педагогические контрольные испытания (тестирование);
- анкетирование (опрос);
- ранжирование;
- шкалирование;
- регистрация.
Филология
Гуманитарные науки, а особенно филология часто используют свои узкоспециализированные методы исследований. Среди них:
- разные виды анализа: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический;
- лингвистический эксперимент;
- биографический метод;
- контент-анализ;
- лексикографическая статистика;
- дифференциальный анализ оппозиций;
- нарративный метод;
- дихотомия;
- трансформационный синтез и анализ;
- метод «Конкретное литературоведение»;
- семиотический метод.
Другая методология исследования
Совершенно иную систему для методологической основы исследования в дипломных работах предложил академик А.Я. Флиер. По его мнению, все методы разделяются на два типа:
- гуманитарные;
- социально-научные.
Давайте посмотрим, какие методики входят в эти разные типы и в чем они отличаются друг от друга.
Гуманитарные методологии
Среди гуманитарных методологий научных исследований встречаются:
- историческая;
- герменевтическая;
- феноменологическая;
- историко-психологическая;
- культурный символизм и постструктурализм.
Историческая методология
Этот метод описывает историю культуры в соответствии с принципом выстраивания линейной хронологической последовательности её событий и явлений.
Герменевтическая методология
Исследует культуру, раскрывая (дешифруя) изначальные смыслы культурных явлений, заложенные в них при создании.
Феноменологическая методология
Метод трактует исторические факты культуры с точки зрения их видимости наблюдателю и ищет в них смыслы, актуальные вне исторического контекста.
Историко-психологическая методология
Методика изучает историческую динамику культуры, выявляя в ней устойчивые стадиальные (цивилизационные) типы социально обусловленного сознания и состояний психики.
Культурный символизм и постструктурализм
Этот метод интерпретирует материал в контекстуальных рамках, совмещая разные методологии, которые устанавливают сами авторы исследований по различным основаниям, и трактует его как неизбежно неполный в своей символико-смысловой познаваемости.
Социально-научные методологии
Социально-научные методологии представлены:
- эволюционизмом;
- циклическими и волновыми моделями культурной динамики;
- структурным функционализмом;
- структурализмом;
- пограничными методологиями.
Давайте подробнее расскажем о каждой методологии.
Эволюционизм
Это метод, который исследует истории культуры с позиций признания её прогрессивного развития, поэтапно усложняя её структуры (ответвления эволюционизма; формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).
Циклические и волновые модели культурной динамики
Эти виды методов описывают культуры как отдельные «самодостаточные организмы» (цивилизации), а происходящие в них процессы как замкнутые циклы или повторяющиеся волновые движения.
Структурный функционализм
Метод интерпретирует культурно-исторические процессы как функциональные, решающие какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.
Структурализм
Описывает культурно-исторические объекты с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализирует структуры культуры как системы знаков.
Пограничные методологии
Такие методы определяют новые проблемные области культурно-исторической науки (постмодернизм).
Как написать методы в дипломной работе
Отлично! Теперь мы знаем, какие методы исследования существуют. Если повезёт, мы даже понимаем, какие методологические основы нам можно использовать в нашей работе.
Чтобы облегчить себе работу, можно использовать стандартные речевые конструкции при формулировке методологии и методов исследования. Например:
- в основу настоящей работы легли положения ... методологии;
- работа основана на положениях ... методологии;
- методологическую основу/базу исследования составили положения … методологии;
- в исследовании/ работе использованы следующие методы …, методы исследования — это … и так далее.
Есть и стандартные конструкции, используемые при описании методов исследований:
- изучение … восходит к ...;
- в … веке … были подробно изучены и описаны …;
- проблемами ... занимались ...;
- огромный вклад в разработку проблемы ... внёс .../внесла работа/исследование/труд ...;
- большое значение имеют работы ...;
- работы последних лет позволяют говорить о ...;
- опыт истории … показывает, что ...;
- в настоящее время господствующей точкой зрения является …;
- такой подход характерен для …;
- начало изучению этого вопроса было положено трудами ..., в работах ...;
- заметное место в работах … занимает положение …;
- в числе разрабатываемых в этом русле проблем можно назвать …;
- ……. подробно освещено в работах ...;
- связь …показана в ... и так далее.
При написании заключения стоит сделать упор на описание структуры работы со следующими стандартными конструкциями:
- всё вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, … глав, заключения, списка литературы, приложения (последнее указывается, если в работе есть приложение);
- логика, цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из …;
- во введении даётся общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы и её социальная значимость, определяются цель, задачи, методологическая основа исследования и методы исследования, а также даётся краткий обзор разработанности проблемы;
- первая глава посвящена …,
- во второй главе рассматривается/ говорится о…, в первой главе были рассмотрены …, вторая глава начинается с ..., затем ...;
- заключение представляет собой выводы по работе/ в заключении приведены основные выводы и так далее.
Пример описания методов в дипломной работе
Чтобы разобраться, как описать методологическую основу исследования в дипломной работе, изучите наш пример:
Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
- Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
- Экспериментальное изучение состояния разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологии выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
- Обработка полученных экспериментальных данных
- Разработка комплекса методических приёмов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:
- Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
- Наблюдение.
- Беседа, анкетирование.
- Анализ продуктов деятельности детей.
- Изучение медико-педагогической документации.
- Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализа и обобщения полученных данных.
Заключение
Это далеко не все методы, которые могут можно использовать при написании научных работ. Но с самыми популярными и важными мы постарались вас ознакомить.
Выбирая методы, помните: они должны быть научно обоснованными и современными. Использование устаревших методов недопустимо. Кроме того, методы должны быть согласованы с задачами исследования, потому как для решения каждой отдельной задачи требуется определённый метод.
И совершенно нормально, что вы не знаете их все. А зачем, когда есть специальный сервис помощи студентам? Знать такие вещи — это работа специалистов. А ваша задача — получить от жизни и молодости всё, что можно!