О работе в море мечтает каждый любитель водной стихии. И если вы в детстве мечтали стать моряком и путешествовать по морям и океанам, то все получится.
На нашем телеграм-канале есть целый цикл статей о том, кем можно стать. Сегодня расскажем о профессиях, связанных с морем и океаном, их особенностях, преимуществах и недостатках. Это поможет вам принять максимально взвешенное решение, куда поступать.
Морские специальности: винтаж или писк моды?
Спрос на моряков был всегда. Дело в том, что морское сообщение – одно из основных видов транспорта наравне с воздушным и дорожным. При этом доставка грузов морем считается максимально доступным и быстрым способом перевозки.
Здесь не бывает случайных людей, потому что все, кто пришел поступать на морские профессии (а список вариантов огромен), точно знают, чего хотят. Причем с самого детства.
А еще в морскую сферу не идут сгоряча, потому что обучение здесь стоит немало. Правда, дорогое образование окупается практически сразу же, буквально на первых рейсах.
Плюсы и минусы работы на корабле
Несмотря на детскую мечту и морскую романтику, принимать решение нужно более чем серьезно. На корабле нужна не только невероятная выносливость и физическая сила, но и крепкая психика.
Давайте начнем с плюсов:
- Большая зарплата. На отечественных судах платят очень много, а на иностранных еще больше. Плюс ко всему, моряк находится на полном обеспечении, а тратить свою зарплату ему просто не на что и особо негде, кроме кратковременных и редких стыковок в портах. Так что по прибытии домой у него остается довольно большая сумма.
- Путешествия по всему миру. У моряка, как ни у кого другого, есть возможность посмотреть мир. В каждом порту они могут опробовать необычную иностранную кухню, посмотреть достопримечательности, купить сувениры и получить приятные впечатления.
- Свое дело. Во время рейсов морякам удается накопить внушительные суммы, на которые они могут открыть собственный бизнес. Так они могут зарабатывать параллельно или постепенно заменить постоянные поездки оседлым образом жизни и больше времени проводить с семьей. Доход сможет приносить даже небольшая транспортная компания.
Теперь можно перейти к минусам профессии:
- Тяжелые условия труда. Работа на судне построена по принципу 6 часов работы/6 часов отдыха. Если вы машинист, то вас постоянно сопровождает промышленный шум. Кроме того, моряки часто имеют дело с перевозкой опасных грузов – химикатов, нефти, газа – что несет риск для здоровья. И даже в самых спокойных условиях у моряка хватает проблем: постоянная морская качка, сильные электромагнитные поля, скудное пространство, высокая температура (45–60°С) в машинном отделении и на палубе, резкие запахи, громкие звуки, порывистые ветра и скудный набор развлечений, запахи топлива, частая смена часовых поясов, постоянная вибрация двигателей, отсутствие свежих продуктов питания, низкое качество воды (часто ее получают из дистиллята) – вот далеко не все «прелести» работы на судне. Ко всему этому нужно быть готовым.
- Совмещение нескольких профессий. В море нет выходных: субботы и воскресенья остаются на берегу вместе с цивилизацией. А еще судовладельцы часто стараются максимально снизить расходы, поэтому часто отказываются от дополнительной рабочей силы и перекладывают всю работу на плечи членов экипажа. Так что нередко приходится браться и за погрузку/разгрузку товаров, даже если вы занимаете весомую должность на корабле.
- Изоляция. Нужно иметь сильное самообладание и спокойствие, ведь вам придется проводить большую часть времени не только далеко от дома, но и от цивилизации в целом. А на корабле моряк имеет дело постоянно с одними и теми же людьми, поэтому крайне важно уметь уживаться даже со сложными персонами.
- Удаленность от семьи. Самое тяжелое для моряка – не видеть, как растут его дети, а домашние дела в его отсутствие решаются без его участия. Да и позвонить домой не всегда так просто, как кажется – в море может подолгу отсутствовать мобильная связь. Приходится мириться с тем, что жизнь не останавливается после вашего ухода в рейс. Поэтому часто многие люди морских профессий чувствуют себя чужими.
- Длительные рейсы. Врача на судне, как правило, нет, поэтому морякам нужно иметь крепкое здоровье и иммунитет, чтобы нормально перенести удаленность от берега. И после работник судна нуждается в восстановлении организма. Если не дать ему время на реабилитацию, усталость от рейса перерастет в болезнь, а та в свою очередь – в хроническую форму. Это касается не только физического, но и психологического состояния.
Моряки, уходящие в долгие рейсы, подвергаются сильным психологическим изменениям. У них стираются понятия границ, и мир становится одной большой площадкой. Пропадает тоска по дому, и моряк больше не привязан к месту и людям. И каждый раз, возвращаясь домой, ему нужно заново адаптироваться к людям и ритму береговой жизни.
Впрочем, если вас все равно тянет к морю, едва ли вас остановят эти трудности. Но готовым к ним все же следует быть.
Законодательные особенности морских профессий
Есть положение: граждане России, которые отсутствуют на территории страны больше 183 суток, освобождаются от уплаты налогов. Это частично повлияло на огромные размеры заработной платы моряков.
Один из самых важных минусов на законодательном уровне – работа моряков РФ не идет в трудовой стаж даже при заключении постоянного/временного контракта. Поэтому юридически моряки, месяцами блуждающие по морям, являются безработными. То есть в случае потери трудоспособности или при достижении пенсионного возраста им не положены какие-либо выплаты и компенсации.
Какие бывают морские профессии
Следует отметить, что для связи с морем не обязательно уходить в долгие плавания. Сегодня есть профессии и на большой земле, связанные с водой.
Условно морские профессии можно разделить на тех, кто уходит в плаванье, и на тех, кто остается на суше.
Если вы хотите ходить по морю, можно выбрать одну из следующих основных профессий:
- капитан – старшина судна, который несет ответственность за полный состав команды: планирует маршрут, руководит погрузкой/разгрузкой. Зарплата капитана стартует от 460 000 рублей ежемесячно, а если речь идет о судне с опасным грузом – и того больше;
- старший механик – руководитель машинного отделения, который управляет машинистами, механиками и рядовым составом. В его обязанности входит обеспечение бесперебойной работы судна и техобслуживание. Старший механик получает от 300 000 рублей (в зависимости от дальности рейса и сложности судна);
- помощник капитана – заменяет капитана в его отсутствие и обязан знать маршруты и навигацию, уметь правильно организовать команду. Таких помощников у капитана может быть несколько (старший, первый, второй и т.д.) в зависимости от сложности и размера судна, размера команды, объема груза. Зарплата стартует от 200 000 рублей;
- помощник старшего механика – как и помощник капитана этот специалист помогает старшему механику, поэтому должен уметь делать все то же самое. За это он будет получать от 200 000 рублей ежемесячно;
- боцман – член палубной команды, который управляет всеми матросами: он составляет график смен и осуществляет контроль. За это ему платят от 100 000 рублей в месяц;
- матрос – младший работник палубной команды занимается швартовкой корабля, выполняет команды помощника капитана и боцмана. За месяц дальнего плавания ему платят от 60 000 рублей;
- моторист – младший работник машинного отделения. В его обязанности входит контроль работы механизмов корабля и проведение профилактических работ. Зарабатывает в среднем столько же, сколько и матрос – от 60 000 рублей.
Впрочем, если вы хотите быть в море, но не привыкли к долгим разлукам с любимыми, можно стать профессиональным рыбаком, технологом рыбной ловли и переработки улова крабов, креветок, кальмаров, специалистом холодильного и вакуумного оборудования.
Если же вы не можете надолго покидать дом, вот список подходящих специальностей из сферы кораблестроения:
- судостроитель – тот, кто создает суда. Зарплата стартует от 100 000 рублей;
- инженер-судостроитель – тот, кто проектирует суда, чтобы их потом смог построить судостроитель. В среднем получает около 75 000 рублей;
- судовой электрорадиомонтажник – выполняет ремонт, установку и настройку радиоаппаратуры на корабле, от чего будет зависеть общая навигация судна. В зависимости от навыков получает в среднем около 45 000 рублей ежемесячно;
- судовой слесарь-механик – устраняет механические неисправности судна и получает за это около 75 000 рублей в месяц.
Это неполный список того, какие морские профессии востребованы на сегодняшний день. Как можно заметить, выше перечислены преимущественно мужские профессии, потому что работа в море рассчитана на людей с особой физподготовкой и выносливостью. Но есть и морские профессии для девушек на корабле, которые могут принести немаленький заработок.
Морские специальности для девушек
Хотите знать, какие профессии, связанные с морем, есть на корабле для девушек? Представительницам слабого пола хорошо подойдут профессии развлекательного или обслуживающего характера на океанских судах и круизных лайнерах.
Но сегодня все чаще женщин можно встретить на капитанских и штурманских должностях, а также на позициях лоцмана и шкипера, корабельного врача.
Но самые распространенные профессии на судне связаны с развлекательными направлениями:
- модераторы развлекательных шоу;
- танцоры и вокальные коллективы;
- аниматоры;
- стюарды;
- специалисты ресторанного и туристического бизнеса.
Богатство водного мира и явлений привели к развитию исследовательских направлений, поэтому часто можно встретить на таких кораблях женские профессии морского биолога, океанографа, климатолога и пр.
Особенности поиска работы после вуза
Сразу после окончания обучения студент получает международный диплом, так как любые судовладельческие организации подчиняются Международной морской организации и работают по ее единым стандартам для всех стран.
Найти работу с морской профессией самостоятельно почти невозможно. Для этого существуют крюинговые компании (crew – судовая команда) – официальные посредники между судовладельцами и моряками. Они получают от работодателя определенные требования, по которым и ищут сотрудников. Так что первым делом после выпуска обязательно разошлите свои резюме по таким организациям.
Нужно быть готовым к собеседованию по интернету или телефону. И наниматель, и крюинговая компания находятся по разным уголкам страны и регионов.Если хотите устроиться к иностранному работодателю, будьте готовы сдавать тест на знание английского.
Дополнительные навыки, которые помогут получить лучшую работу
Первое, что поможет вам как специалисту стать лучше – английский язык. На него во время обучения в вузе делают особый упор. На английском идет не только общение с командой иностранного судна, но и документация.
Простой матрос со знанием английского в европейской или американской команде получает от 3 000 долларов США. Есть ради чего постараться, правда?Второе, что поможет вам не пропасть – какая-нибудь специальность на суше. Дело в том, что справиться с постоянным пребыванием на корабле могут далеко не все. Работа тут физически крайне тяжелая и часто случаются несчастные случаи или подрывы здоровья. И если медкомиссия не одобрит вас, важно, чтобы прощание с морем не сломало всю жизнь и вы смогли заработать на суше.
Часто моряки выбирают освоение технической прикладной специальности, близкой к морской.
Теперь вы знаете, что работа в море – не для посторонних. Решиться на нее могут только самые смелые и отчаянные. Но ни один из тех, кто стал моряком, не пожалеет о своем решении. Кроме того, приличный заработок поможет закрыть глаза на многие недостатки.
Теперь самое главное – достойно пройти обучение и получить заветный диплом. А если в пути возникнут сложности, не переживайте: рядом всегда будет сервис студенческой помощи и подставит плечо, если вам понадобится поддержка.