Готовы поспорить, что вы не дадите сходу определение для научного аппарата исследования, даже если не раз писали курсовую работу. Не обижайтесь, это не потому что с вами что-то не так, а потому что даже некоторые преподаватели не знают, что это.
Итак, научный аппарат курсовой работы. Что это? Поговорим о нём в сегодняшней статье.
Ищете полезные материалы для учебы? Подпишитесь на нас в телеграме! А если хотите скидку на любой вид работы (курсовую, дипломную, контрольную, доклад), тогда идите за ней на наш канал со специальными скидками.
Методологический (научный) аппарат курсовой работы
Научный аппарат (или как его еще называют, понятийный аппарат курсовой работы) – это то, что раскрывает замысел исследования.
Совокупность научно обоснованных терминов и понятий, используемых студентом в своем исследовании и при его описании в курсовой.
Научный аппарат определяет стратегию исследования и научное направление работы.
Структурирование научного аппарата курсовой работы
Можно сказать, что научным аппаратом курсовой работы является совокупность следующих тесно связанных элементов:
- тема;
- актуальность темы исследования;
- объект исследования, предмет исследования;
- проблема;
- цель и задачи;
- методика (методы) исследования.
Поговорим про каждый компонент в отдельности.
Тема
Тут главное лаконично и четко выделить все аспекты исследуемой области. Вообще, правильный выбор и грамотная формулировка темы курсовой – это 50% успеха. О том, как выбрать тему, читайте в нашей отдельной статье.
Лайфхак! Для формулировки темы рекомендуется в первой части формулировки указывать цель или проблему исследования, во второй – предмет, а в третьей – объект. Пример сформулированной темы: «Формирование коммуникативных умений на уроках русского языка в начальной школе».При выборе темы обязательно консультируйтесь с преподавателем, но в первую очередь старайтесь выбирать такую тему, которая будет интересна вам.
Актуальность
Здесь нужно показать, что вы не занимаетесь напрасной работой. Актуальность определяет, насколько тема важна в данный момент, и нужно ли вообще решать поставленные в работе задачи.
Сформулировать актуальность помогут такие клише:
- все это свидетельствует об актуальности настоящего исследования;
- актуальность настоящей темы связана с …;
- тема исследования является актуальной, поскольку …;
- актуальность данного исследования определяется тем, что… Предыдущие исследования оставили открытыми многие проблемы, такие как.. и т.д.
Объект и предмет исследования
Важно не путать одно с другим. Если говорить кратко:
Объект - область, в которой происходит изучение предмета.
Предмет – то, что находится в границах объекта.
Приведем конкретный пример:
Объект исследования: процесс нравственно-правового воспитания младших школьников.
Предмет исследования: формы, методы и средства нравственно-правового воспитания младших школьников.
Проблема
Проблема занимает важное место в научном аппарате курсовой работы. Это тот неизученный вопрос, ради ответа на который вы и занимаетесь исследованием. Такие вопросы появляются, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. Иногда проблема лежит на поверхности, но чаще всего её приходится искать. Проблему важно увидеть и грамотно сформулировать.
Уравнения Максвелла неинвариантны относительно преобразований Галлилея, что противоречит Ньютоновской механике. Эта проблема легла в основу создания специальной теории относительности и привела к пересмотру концепции пространства-времени.Цель и задачи
Цель напрямую вытекает из проблемы и обозначает то, что мы хотим получить в итоге.
Примеры целей:
- разработка теоретической модели Вселенной;
- выявление, обоснование и экспериментальная проверка чего-либо
- разработка какой-либо технологии и т.д.
Задачи – действия, которые приводят к цели. И если цель в работе одна, то задач как правило может быть несколько. Как сформулировать задачи работы? Просто продумайте, какие шаги необходимо сделать для достижения поставленной цели, и выпишите их по порядку.
Подробнее о методах исследования вы можете почитать в нашей отдельной статье.Грамотная формулировка темы, актуальности, целей, задач и прочего научного аппарата очень важна в курсовой. Но не менее важно и грамотное оформление работы! На всякий случай напоминаем, что любая курсовая должна быть оформлена по ГОСТу.
Нужна помощь в учебе или остались вопросы по методологическому аппарату курсовой работы? Обращайтесь за ответами в профессиональный сервис для студентов в любое время суток!