Если вы с детства любите читать и хотите связать свою жизнь с литературой, рекомендуем поступать на филологический факультет. Его выпускники становятся писателями, работают редакторами и журналистами, преподают в университетах и школах.
Но перед тем, как начать работать по специальности, студенту нужно получить базовые знания и подготовить много учебных работ: самостоятельные, курсовые, дипломную. Сегодня мы расскажем, как выбрать тему для курсовой по литературе и приведём примеры.
Учиться в вузе или колледже на отлично проще благодаря советам опытных студентов, которыми мы делимся в телеграм-канале. А сэкономить средства поможет специальная группа с акциями и выгодными предложениями.
Как выбрать тему курсовой по литературе
На выбор темы влияет в первую очередь предмет, в рамках которого студент готовит работу. Обычно он касается какого-то хронологического периода (литература эпохи Возрождения, ХІХ века и пр.).
Также дисциплина может быть посвящена отечественной или зарубежной литературе. Исходя из этого и нужно выбирать научную проблему, которая ляжет в основу курсовой. Определиться с темой поможет:
- Научный руководитель. У каждого педагога есть свой круг научных интересов и лучше выбирать именно ту тематику, в которой хорошо разбирается сам преподаватель.
- Собственные знания. Проще писать курсовую по тому разделу предмета, который студент выучил лучше всего (готовил рефераты, писал контрольные и пр.).
- Практика. Работа в архиве, библиотеке или редакции может натолкнуть на интересные идеи.
- Научная литература. В сборниках тезисов и научных журналах часто поднимают актуальные теоретические вопросы, которые могут стать темой курсового исследования.
- Личные предпочтения. Если у студента есть любимые писатели, объектом изучения в курсовой может стать именно их творчество.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Примерные темы курсовых работ по литературе
А что делать, если, например студент хорошо разбирается в творчестве зарубежных писателей, но придумать тему курсовой по русской литературе никак не может? Советуем воспользоваться примерными вариантами из нашего списка.
Темы курсовых по литературе средних веков | Темы курсовых по литературе 19 в. | Темы курсовых по современной литературе (20-21 вв.) |
---|---|---|
Английское общество в «Кентерберийских рассказах» Дж. Чосера. | «Госпожа Бовари» Г. Флобера как социально-психологический обличительный роман. | Античный аспект в романе Донны Тартт «Тайная история» |
Рыцарский роман: нравственно-этический идеал рыцаря, проблематика, особенности жанра. | Изображение исторических событий в «Ярмарке тщеславия» У. Теккерея. | Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». |
Темы курсовых по литературе эпохи Возрождения | Морально-этическая проблематика повестей И. С. Тургенева «Ася». | Образ учителя в прозе В. М. Шукшина. |
«Божественная комедия» Данте как переходное произведение от Средневековья к Возрождению. | Новаторство Дж. Г. Байрона в создании образа Гарольда. | Особенности реализма в творчестве Б. Брехта. |
Жанровые особенности русской литературы эпохи Возрождения. | Своеобразие ремарок в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». | Парадокс «двойного времени» в романе В. В. Набокова «Лолита». |
Функция вставных новелл в романе Сервантеса «Дон Кихот». | Сравнительная характеристика семейной темы в раннем и позднем творчестве Л. Н. Толстого. | Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе М. Горького «На дне». |
Темы курсовых по литературе 17-18 вв. | Функция портретных характеристик в романе Стендаля «Красное и чёрное». | Проблема отчуждения в творчестве Дж. Сэлинджера. |
Жанр записок в русской литературе XVIII вв. | Художественные функции эпиграфов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | Поэтика современного романа-антиутопии (О. Славникова, Дм. Быков и др.). |
Сочетание сатирического с карнавально-комедийным в комедии «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. | Функция цвета в поэзии А. А. Фета. | Публицистическое начало в прозе Э. Лимонова. |
Эстетика классицизма в «Поэтическом искусстве» Н. Буало. | Эволюция образа Растиньяка в «Человеческой комедии» Бальзака. | Традиции русского критического реализма в творчестве З. Прилепина. |
Темы курсовых работ по русской литературе | Темы курсовых работ по зарубежной литературе | Темы курсовых работ по теории литературы |
Автобиографические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова | Автобиографические мотивы в романе И. В. Гёте «Страдания юного Вертера». | Внутренний монолог героя и его функции в произведении. |
Библейский контекст романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. | Атмосфера алогизма и абсурда происходящего в романе «Процесс» Ф. Кафки. | Генезис сказок и баек о животных. |
Молитвы в произведениях А.С. Пушкина. | «Домби и сын» Ч. Диккенса как социальный роман: система образов, проблематика. | Жанровая специфика легенд. |
Моральная оценка поступков героев повести М. А. Шолохова «Тихий Дон». | Жанровые и стилистические особенности средневекового героического эпоса. | Народная и авторская сказка: сходство и различия. |
Образ стихии в лирике А. А. Блока на примере циклов «Снежная маска» и «Фаина». | Исторический и межличностный конфликт «Песни о Роланде». | Реализм в лирике. |
Отображение эпохи Ивана Грозного в произведениях А. К. Толстого. | Конфликт и герой в трагедии У. Шекспира «Гамлет». | Особенности литературного авангарда (на примере романа «Три толстяка» Ю. К. Олеши) |
Романтический идеал в раннем творчестве М. Горького. | Механизм успеха в романах Э. Золя «Карьера Ругона» «Деньги», «Его превосходительство Эжен Ругон». | Специфика реализма как творческого метода в литературе. |
Феномен двойничества серебряного века в творчестве С. А. Есенина. | Творчество Ф. Петрарки как литературный автопортрет первого европейского гуманиста. | Типы комического в литературе (сатира, юмор, ирония). |
Пейзаж и интерьер в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад». | Художественное воплощение в романе «Портрет Дориана Грея» эстетических позиций О. Уайльда. | Фольклор в художественной структуре литературных баллад. |
Фольклорная составляющая произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. | Эволюция образа Сомса Форсайта в произведениях Дж. Голсуорси. | Функция реминисценций в реализме и постмодернизме. |
Отдельного внимания заслуживают темы курсовых работ по деской литературе (этот предмет обычно учат не филологи, а педагоги младших классов):
- Детская литература как средство развития воображения у детей дошкольного возраста.
- Жанр народного сказа в произведениях С. Г. Писахова, Б. В. Шергина, П. П. Бажова.
- Игра и фантазия в стихах Б. Заходера, Ю. Мориц и Г. Сапгира.
- Образ учителя в детской литературе.
- Рассказы М. М. Пришвина и В. В. Бианки как средство экологического воспитания учеников младшей школы.
- Рождественские рассказы А.Чехова, Ф.М. Достоевского в круге детского чтения.
- Роль фантастики в развитии культуры чтения у младших школьников.
- Своеобразие художественного мира Е. Л. Шварца.
- Художественные особенности детских сказок С. Я. Маршака.
- Юмористика в детской литературе.
А если предмет совсем не привлекает и подготовка курсовой постоянно буксует, обратитесь в сервис помощи студентам. Его эксперты умеют справляться с любыми учебными работами.