На телевидении, радио и на съемочной площадке есть важный специалист, который отвечает за качество звука — это звукооператор.
В статье рассказываем, чем занимается звукооператор, какие есть преимущества и недостатки у этой профессии и где учиться на звукооператора.
Мы уже писали и о других интересных профессиях: саунд-дизайнер, таргетолог. Чтобы оставаться в курсе наших новых публикаций и новостей, подписывайтесь на наш Телеграм канал. Еще там вы найдете приятные скидки и бонусы, с которыми учиться станет еще приятнее.
Кто такой звукооператор
Еще недавно для хорошего звука можно было пригласить баяниста. В наше время все поменялось, и чтобы получить качественное звуковое сопровождение нужен звукооператор.
Звукооператор — это специалист, который делает звуковое оформление фильмов, концертов, мероприятий.
Эта профессия возникла одновременно с современным театром — тогда люди сидели за декорациями и воспроизводили нужные звуки. Теперь звукооператор сидит за пультом с миллиардом кнопок и рычагов и отвечает за качество звука.
Специальность звукооператора часто путают со звукорежиссером, но это совсем разные профессии: звукорежиссер создает звуковое оформление, а звукооператор отвечает за его воспроизведение и за музыкально-техническую часть.
Обязанности звукооператора
Звукооператор не столько творческая профессия, сколько техническая. Его обязанности скорее технические:
- Звукооператор записывает и редактирует звуковые дорожки.
- Он подбирает и записывает нужные звуковые сигналы.
- Звукооператор делает или обрабатывает фонограммы.
- Он отвечает за своевременное переключение звуковых дорожек.
- Звукооператор отвечает за баланс звука. Он следит, чтобы звуковое сопровождение было гармоничное и правильное.
- Он правильно распределяет фоны, не дает фоновой музыке перекрыть голоса и речь актеров.
Плюсы и минусы профессии звукооператор
У профессии звукооператор есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
- Творческая составляющая. Несмотря на то, что звукооператор — технический специалист, его работа не лишена творчества: он миксует разные аудиофайлы, добавляет интересные звуковые эффекты и т.д.
- Звукооператор — это отличный старт для продвижения по карьерной лестнице. Многие звукооператоры становятся звукорежиссерами, а потом руководителями студий звукозаписи.
- Возможность открыть свое дело и работать на себя. Звукооператор может открыть собственную студию звукозаписи.
- Работа со знаменитостями. В зависимости от места работы звукооператор может взаимодействовать со звездами и знаменитостями.
Недостатки:
- Ненормированный рабочий день. У звукооператора нет четких рабочих часов, иногда приходится задерживаться вечером и даже ночью. Например, если театральная постановка проходит поздно вечером, то звукооператор будет на рабочем месте до ее окончания, обеспечивая качественный звук на протяжении всего выступления.
- Опасность возникновения проблем со слухом. Звукооператор постоянно работает с громкими звуками, что может негативно сказаться на слухе.
- Большая ответственность. Звукооператору нельзя отвлечься ни на минуту, потому что от его грамотной работы зависит ход постановки или концерта.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Звукооператор: где учиться
Звукооператором можно стать после колледжа или вуза. Если звукооператор окончит колледж, то он получит квалификацию «техник». Этот специалист будет занимать младшие должности. Образование в вузе позволит занимать более высокие должности и со временем стать, например, звукорежиссером.
Среди колледжей популярностью у студентов пользуются:
- Московский городской открытый колледж.
- Отделение среднего профессионального образования Ростовского-на-Дону филиала Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А.Герасимова.
- Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича.
- Саратовский областной колледж искусств.
Стать звукооператорам можно в следующих вузах:
- Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство).
- Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.
- Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова.
- Восточно-Сибирский государственный институт культуры.
Сколько получает звукооператор
У звукооператора заработная плата варьируется от 20 до 250 тысяч рублей в месяц, заработок зависит от места работы, выполняемых обязанностей и опыта.
Звукооператор может работать в частной студии, и тогда заработная плата у него будет сдельная — запись каждого трека будет приносить свой доход.
Более стабильный доход будет у звукооператора в СМИ, его заработная плата в среднем по стране колеблется от 30 до 45 тысяч рублей в месяц.
Более высокий заработок будет у звукооператора театра, там его зарплата может быть от 100 тысяч рублей в месяц и больше.
Тест «Как определиться с выбором профессии?» А. Голомштока
Если вы оканчиваете школу и не знаете, какое направление выбрать, пройдите тест на профориентацию. Следующий тест на выбор профессии подходит для подростков в возрасте 12-15 лет, причем как девочек, так и мальчиков. Он очень простой, поэтому с ним без труда самостоятельно справится любой школьник. Испытуемому ребенку предлагается 50
утверждений:
1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10.Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11.Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12.Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13.Ремонтировать бытовые электроприборы.
14.Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки.
15.Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16.Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17.Участвовать в общественной жизни школы, города.
18.Объяснять одноклассникам учебный материал.
19.Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20.Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.
21.Проводить опыты по физике.
22.Ухаживать за животными растениями.
23.Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24.Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25.Коллекционировать камни, минералы.
26.Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27.Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28.Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
29.Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30.Участвовать в военных играх, походах.
31.Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32.Замечать и объяснять природные явления.
33.Собирать и ремонтировать компьютеры.
34.Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35.Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36.Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37.Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
38.Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39.Искать и находить способы зарабатывания денег.
40.Заниматься физической культурой и спортом.
41.Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42.Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43.Разбираться в принципах работы электроприборов.
44.Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45.«Читать» географические и геологические карты.
46.Участвовать в спектаклях, концертах.
47.Изучать политику и экономику других стран.
48.Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49.Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50.Участвовать в спортивных соревнованиях.
Ребенок, который проходит тест, должен прочитать все утверждения и поставить плюсики напротив тех, которые ему нравятся. За каждый плюсик подросток получает 1 балл. После завершения анкетирования необходимо рассчитать сумму баллов по отдельным группам вопросов, а именно:
- физика и математика — вопросы № 1, 11, 21, 31, 41;
- химия и биология — №№ 2, 12, 22, 32, 42;
- радиотехника и электроника — №№ 3, 13, 23, 33, 43;
- механика и конструирование — №№ 4, 14, 24, 34, 44;
- география и геология — №№ 5, 15, 25, 35, 45;
- литература и искусство — №№ 6, 16, 26, 36, 46;
- история и политика — №№ 7, 17, 27, 37, 47;
- педагогика и медицина — №№ 8, 18, 28, 38, 48;
- предпринимательство и домоводство — №№ 9, 19, 29, 39, 49;
- спорт и военное дело — №№ 10, 20, 30, 40, 50.
Исходя из того, в какой из вышеперечисленных категорий ребенок получил больше всего баллов, ему следует отдать предпочтение профессии, связанной с тем или иным направлением.
Теперь вы знаете все о профессии звукооператор. Если есть желание, можете попробовать себя в этой профессии. А с учебой вам, как всегда, помогут специалисты студенческого сервиса.