Понятие творческого проекта нам уже знакомо. Но студентам, прежде чем взяться за его написание, придется хорошенько продумать, из каких элементов состоит этот вид работы.
На нашем телеграм-канале можно узнать о структурах написания многих работ. Сегодня же давайте поговорим и о том, какая должна быть структура творческой деятельности (труда).
Творческий проект: что это и из каких этапов состоит
Творческий проект – комплексный труд, в состав которого входят:
- пояснительная записка,
- творческое изделие (работа),
- защита.
Выполнение творческого проекта происходит по следующим этапам:
- Организационно-подготовительный. Здесь нужно обосновать проблему и потребности, привести историческую справку, рассказать о выборе изделия с описанием внешнего вида, о выборе материалов, инструмента, оборудования и их подготовке к работе.
- Технологический этап. Здесь следует описать, как учащийся организовал рабочее место. Тут же нужно приводить требования к правилам техники безопасности и технологию выполнения изделия.
- Завершающий этап. В этом разделе приводят анализ проделанной работы и ставят себе оценку, подсчитывают себестоимость, рассказывают о рекламе изделия, приводят библиографический список и осуществляют презентацию проекта.
Обоснование творческого проекта
В содержании творческого проекта обязательно объясняют, почему был выбран именно этот объект, материалы, инструменты для его изготовления. Во введении обосновывают экономическую ценность.
Указывают во введении и другую важную информацию. Например, описывают актуальность проекта, то есть степень его важности на сегодняшний день и в данной ситуации для решения какой-то определенной задачи/вопроса. Она показывает, насколько востребовано изучение этой проблемы, практическое и творческое решение задачи.
Обосновать актуальность творческого труда – значит объяснить важность и необходимость этого проекта, его пользу. То есть учащийся должен выбрать творческий проект, который будет актуален и полезен сегодня, иначе в нем нет никакого смысла.
Если получится обосновать выбор проекта, это сильно повысит его значимость и ценность предполагаемых результатов, а также даст шанс использовать его на практике.
В структуре творческого процесса обобснованию отводится большое место, и без него не будут соблюдены требования ко всей творческой структуре.
Вот пример обоснования выбора творческого проекта учащегося:
«К семидесятилетию Победы над фашизмом, я принял решение изготовить модель-копию истребителя времен Великой Отечественной войны.
Новую модель самолёта, я решил изготовить с применением современной технологической машины – автоматизированного фрезерного ЧПУ станка. Будущая модель-копия самолёта будет создана на базе трёхмерного чертежа
(3D Auto Cad)
В связи с этим у меня возникла проблема: мне необходимо создать оригинальную конструкцию модели самолета, и при этом сохранить посильность его изготовления. Таким образом, у меня возник проект «Модель-копия самолета ЯК-3».
Цель творческой работы
Тут же, во введении учащийся должен привести грамотно и четко сформулированную цель своей работы.
Цель – это модель желаемого результата, которого учащийся должен в итоге достигнуть в ходе проведения всей творческой работы по технологии с соблюдением структуры.
Ее пишут простыми и понятными словами в 1-2 предложениях.
Цель творческой работы можно выстроить по следующей простой схеме:
- Выбираем подходящее по смыслу слово (изготовить, усовершенствовать, нарисовать, выполнить, разработать, создать, научиться).
- Добавляем название самого изделия.
- Дополняем одним из перечисленных понятий: по какой технологии выполнен проект (изготовление в технике из дерева, по технике ручной вышивки), цель применения изделия (для дизайна интерьера), кто будет пользоваться (для мамы, ветеранов, учителя), из чего изготовлено (полимерная глина, нитки мулине), в чем его польза (помогает в борьбе с насекомыми), в честь чего создано (посвящается Дню Победы).
Вот пример четко сформулированной цели творческого проекта:
«Цель: Разработать и изготовить радиоуправляемую модель-копию самолета с применением современной технологии, материала и имеющихся навыков обработки материалов».
Задачи творческого проекта
В структуру коллективного творческого дела входит и перечисление задач. Их перечисляют сразу после цели и решают в соответствии с ней.
Задачи творческого проекта – последовательно выполняемые этапы организации и создания изделия до самого конца.
Для выявления всех задач достаточно задаться вопросом: что же мне придется сделать для достижения цели проекта?
Задачи перечисляются стандартными фразами типа:
- научиться…
- усовершенствовать…
- создать…
- освоить…
- ознакомиться…
- выбрать…
- определить…
- развить…
- проанализировать…
- провести и т.д.
Вот хороший пример задач творческого проекта:
- Изучить необходимую литературу по авиамодельному конструированию;
- Найти оптимальный чертеж модели самолета, который был экономичным;
- Понять аэродинамику воздушных судов.
- Протестировать модель в воздухе.
Технологическая карта творческого проекта
Учащийся разрабатывает технологическую карту творческого проекта на этапе его создания, то есть в процессе выполнения действий и технологий, которые предусмотрены требованиями.
Этот раздел чаще всего представляют в виде таблицы.
Во время его прохождения нужно строго соблюдать последовательность действий, которые перечислены в технологической карте, и соблюдать правила охраны труда и безопасности.
Обычно в технологических картах есть следующие разделы:
- название действия или последовательность выполнения работ;
- технические и технологические условия;
- инструменты, эскиз, оборудование, материалы;
А вот и образец хорошо составленной технологической карты:
Заключение творческого проекта
Здесь подводится итог проделанной работы. Писать эту часть нужно так, чтобы ее суть была ясна без прочтения основной.
В заключении делают краткие выводы, рассказывают, к каким результатам удалось прийти, удалось ли достигнуть решения поставленных задач.
Тут же учащийся дает оценку своей же проделанной работе.
В заключении могут быть рекомендации по применению результатов работы, е научная, социальная или экономическая значимость.
Эта часть работы представляет собой своеобразное обобщение самых внушительных результатов и выводов.
Писать заключительную часть нужно четко, лаконично, ясно. Выводы в этой графе должны соответствовать задачам, описанным во введении проекта.
Вот пример грамотно составленной самооценки творческого проекта:
«Я считаю, что в целом с проектом справился. И теперь я понял, человек, увлекшийся изготовлением моделей-копий, постепенно готовит себя к серьезной инженерной, творческой работе на современном производстве. Особое развитие творческая мысль получает в занятиях по изготовлению летающих моделей-копий. Для того чтобы модель полетела, надо знать законы, по которым летает самолет и модель. Нужно знать элементарные положения сопротивления материалов, прочностные расчеты и основы радиоэлектроники. Также необходимо умение пользоваться программой для проектирования Auto CAD.
Положительные стороны:
- Проект выполнен своими руками.
- Удобно в использовании.
- Большая индивидуальность проекта.
- Приобретение знаний по проектированию.
- Все технологические операции доступны.
- Приобретение новых навыков при работе с древесиной.
Отрицательные стороны:
- Высокие затраты на оборудование.
- Большой расход электроэнергии на борту самолета».
Защита творческого проекта
Учащийся узнает о дате проведения защиты творческого проекта заранее. Ему расскажут о критериях выставления оценки и о том, как будет проходить защита.
Сам процесс проводит специальная комиссия экспертов, в которую входят учителя по выбранной дисциплине и представители школьной администрации.
Каждый учащийся получает на выступление строго отведенное время – 5-7 минут. Выступление проходит по следующему плану:
- Знакомство присутствующих с темой творческого проекта.
- Рассказ о цели творческой работы и аргументация выбора темы.
- Обоснование необходимости данного изделия.
- Знакомство с поставленными задачами (конструкторскими, технологическими, экологическими, экономическими, эстетическими и маркетинговыми).
- Краткая историческая справка по тематике (когда появилось изделие, как выглядело тогда и сейчас, из каких материалов выполнялось).
- Презентация хода выполнения проекта: сколько материала и в каком виде использовали, какие приемы применяли, как решали задачи и проблемы, регулярно встающие при выполнении работы.
- Приведение экономической ценности изделия (судя по проведенному анализу его рыночной стоимости, расчетной себестоимости и реальных затрат).
- Приведение идей по решению экологических задач.
- Формулировка выводов по тематике (удалось ли достигнуть поставленных целей, решить задачи, сделать анализ испытания, нужно ли модернизировать, что нового автор узнал и чему научился).
- Собственно, знакомство с готовым изделием.
- Перечисление использованной литературы.
Выполнение проекта учебно-творческой деятельности согласно строгой структуре и всем процессам будет нелегким испытанием для всех. Впрочем, это всего лишь документация. В то время как учащийся может заниматься выполнением непосредственного изделия, ему на помощь может прийти студенческий сервис, чем сэкономит массу времени и сил.