Высшее образование предполагает, что уже с первых недель учебы все чаще «задают» рефераты, курсовые и прочие виды студенческих работ. Возникает вопрос: где, собственно, брать информацию?
Можно, конечно, скопировать работы «коллег по цеху» или попытаться выразить свое мнение, но за такую работу вряд ли получите что-то выше, чем «удовлетворительно», а то и не получите ничего.
Умение находить нужную информацию и различать качественные источники — именно это выделяет сегодняшнего студента из толпы. Если хотите этому научиться, то наша статья будет полезной.
Критерии качественного источника знаний
В основе студенческих работ (реферата, курсовой, дипломной и т.д.) лежит научное мировоззрение, а в его основе — научное знание. Именно его присутствие и делает источник качественным. Методология науки установила критерии научности знания:
- Системность знаний. Подлинно научный источник не представляет собой обрывки, фрагменты сведений. Настоящий исследователь всегда пытается рассмотреть проблему как можно шире и глубже, достигнуть определенной целостности, завершенности. Структура научного источника знания стройна, едина и логична, повествование отличается связанностью. Если в источнике присутствует набор неуместных цитат, фрагментов или большого количества лирических отступлений от проблемы, знайте —э то псевдо- или антинаучный источник, путь в хорошую студенческую работу ему заказан.
- Рациональность. Если автор просит принять на веру, не приводит никаких доказательств своих предположений, то он и его “труды”, скорее всего, не имеет к науке никакого отношения.
- Методы исследования. В работе, претендующей на научность, всегда используются отработанные механизмы получения знаний, т.е. определенные методы исследования. Если они не оговариваются в аннотации, введении или их нет вовсе, то источник ненадежен.
- Проверяемость. Если представлено практическое исследование (например, научный эксперимент), то при определенных условиях, оно может быть воспроизведено, полностью или частично. Поищите повторные исследования и обратите внимание, что эти исследования должны подкреплять теоретические выкладки, а не быть сами по себе.
- Опора на опыт предшественников. Бегло просмотрите источник: есть ли в нем сноски? А библиографический список? Если есть, это хорошо, значит автор не одинокий фантазер, он использовал результаты труда своих коллег и предшественников, а его работа претендует на качественный источник знания.
Если источник отвечает критериям научности, то вкупе с авторской репутацией может претендовать на статус авторитетного. Важно и то, чтобы источник был общедоступным. Трудно ссылаться на то, что не сможет посмотреть каждый (в особенности, преподаватель).
Хорошо, если найдете рецензию на источник: она укажет на сильные и слабые стороны работы. В отдельных случаях можете ее включить в библиографический список. Теперь, когда рассмотрены все общие критерии, можно детальнее рассмотреть разные виды источников, разобрать их плюсы и минусы.
Виды источников
Преподаватели обыкновенно делят все источники на «черные» — интернет-источники и «белые» — научные публикации, книги.
Впрочем, такой подход уже изрядно устарел. Интернет может быть как помощником студенту, так и вредителем. Не подойдут сайты с готовыми рефератами, выдержками из безымянных статей и, внимание, некоторые интернет-энциклопедии, например, Википедия.
Отчего Wikipedia студенту не товарищ
Википедия давно вошла в повседневную жизнь каждого, став настолько обыденной, что иные стали принимать факты из Вики как истину в последней инстанции.
Бывало ли так, что точку в жарком споре, например, о названии древней столицы Японии или количестве спутников Юпитера, ставило обращение к популярной интернет-энциклопедии?
Википедия — публичный, открытый ресурс, доверие к которому у многих безусловное. И именно потому студент должен пользоваться им с большой осторожностью. Разберемся же, почему студент должен избегать указания Википедии в своих работах:
- Википедия — открытый ресурс, то есть практически каждый может написать, перевести или отредактировать статью, достаточно лишь соблюсти ряд требований;
- одно из очень желательных, но не обязательных требований Википедии — указание источников информации. Они могут быть недостоверными или вовсе маргинальными. Или которых не может быть вовсе;
- готовые статьи должны быть одобрены несколькими участниками, чаще любителями, чем экспертами.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Лучше обратиться к более проверенным ресурсам, например, к энциклопедии Кольера, англоязычной Britannica или использовать более сложные и качественные источники знаний, чем потом переписывать работу.
Виды качественных источников знаний
Разберем все виды источников в порядке надёжности.
- Диссертации и авторефераты к ним. Самый надежный источник знания, поскольку автор ставит на кон свою исследовательскую и профессиональную репутацию.
- Монографии. Надёжный вид источников знания. В монографии автор стремится раскрыть проблему всецело, осветить различные ее аспекты, установить возможные взаимосвязи с другими явлениями.
- Статьи. Публикуются в научных журналах. Нюанс в том, что не каждый журнал, претендующий на научность, таковым является. Существует много способов проверить состоятельность научного издания, наиболее простой из них — посмотреть, где проиндексировано издание. Отлично, если издание состоит в перечне ВАК (Высшей аттестационной комиссии) — требования к публикациям в подобных изданиях крайне высоки. Хорошо, если издание проиндексировано в РИНЦ (Российском индексе научного цитирования). На сегодняшний день в РИНЦ есть более 4000 журналов.
- Материалы научных конференций. По своей структуре они очень напоминают статьи и выпускаются, как правило, отдельным сборником или публикуются в журналах. Обратите внимание на организаторов конференции и ее тематику — это главное.
- Научно-популярные издания. Очень большая и очень общая группа.Могут встречаться как серьезные материалы, изложенные простым языком, так и псевдонаучные публикации. Можно ссылаться на них только в случае 100% уверенности в авторе и издательстве. Большой плюс для научпопа — присутствие авторитетных рецензентов, но и оно не дает 100% гарантии качества.
Некоторые источники есть и в интернете, абсолютно свободно их можно найти на Elibrary.ru или Cyberleninka.ru.
Отметим, что в ряде случаев студенту необходимо включать в свою работу публицистические, новостные или иные источники, но критерии их отбора совсем другие:
- различайте виды источников, отдавая предпочтение тем, за которые авторы могут поручиться своей репутацией;
- проверяйте как сам источник, так и биографию его автора;
- не гнушайтесь брать информацию из интернета, главное, обращайтесь к авторитетным ресурсам — Elibrary, Cyberleninka и так далее.
Многие авторитетные научные издания также имеют свои сайты.
Источники знаний необходимо не только грамотно подобрать, но и нужным образом представить в виде списка использованной литературы.
А если вам не хочется тратить время на поиски информации, то сервис помощи студентам готов выполнить всю работу за вас: и источники найдет, и Википедией не воспользуется, и монографии изучит.