Важнейшим условием для процветающего общества является развитие. Не обошло стороной это и сферу образования. В результате последней тенденцией стало дистанционное обучение (ДО).
О новшествах и «плюшках» образования многое можете узнать из нашего телеграм-канала. А в группе почерпнете полезные акции и скидки.
Сейчас давайте посмотрим на историю появления и развития дистанционного образования в мире и в России и на то, как оно менялось с ходом времени.
История дистанционного образования в мире
Тенденция к дистанционному обучению появилась в Европе к середине 19 века. Эпицентром стал Лондонский университет, возникший в 1836 году. В то время в университет Объединенного Королевства можно было поступать и сдавать экзамены только тем местным и иногородним студентам, которые уже учились в аккредитованных вузах. То есть Лондонский университет разрешал таким образом учиться удаленно или дистанционно, получая образование на расстоянии.
Исаак Питман, учитель стенографии, приступил к своей деятельности в 1840 году. Вскоре он понял, что его сфера деятельности позволяет обучать студентов по почте – с помощью отправки писем. Тогда он и решил преподавать свой курс дистанционно.
В 1850 году немец Густав Лангеншайд опубликовал «обучающие письма», с помощью которых все желающие могли изучать язык.Совсем скоро стало понятно, насколько привлекателен такой способ обучения. В 1858 году возможность сдавать экзамены удаленно предоставили еще и иностранным студентам, неважно из каких они были учебных заведений.
Постепенно этот опыт перенимали и другие учреждения – многочисленные университеты и колледжи, которые готовы были обучать по почте.
В 1873 году американка Анна Элиот Тикнор приступила к работе над обучающей системой для женщин. Общение и обмен информацией осуществлялся по почте. Программа основывалась на материалах «Общества поддержки домашнего обучения». Постепенно программу обучения по почте переняли университеты других штатов.
Газетные публикации для рабочих с техникой безопасности, правилами выполнения разных действий и т.д. стали настолько популярны, что в 1891 году был создан специальный курс, который стал прототипом модели обучения по почте по разным дисциплинам.
В 1892 году Университет Чикаго объявил о первом зарегистрированном отделении дистанционного обучения. В ближайшие годы такое же отделение стало появляться в нескольких других университетах штата.
В 1914 году появилось дистанционное обучение в Новой Зеландии и Канаде. В 1922 году дистанционные курсы обучения стали появляться в Австралии. И уровень их был достоин Квинслендского университета. Здесь же разработали программу дистанционного обучения для детей, которые проживают далеко от школы.
В 1939 году новшество дошло и до Франции – здесь был создан центр детского образования. А к 60-м гг. в СССР появилось 11 дистанционных университетов.
Не обошла стороной система дистанционного обучения школы и спецучилища. Программу писали в бумажном варианте. Учебники по почте доставляли адресатам, которые так же высылали обратно выполненные контрольные и другие типы работ.Со временем и по мере развития системы ДО печатные материалы стали дополнять аудио- и видеозаписями.
В 1979 году в Китае запустили теле- и радиопрограмму обучения.
Со временем активно развивались информационные технологии. Интернет и появление электронной почты совершили настоящую революцию в системе дистанционного обучения. С тех пор ДО развивается огромными рывками, чему свидетельствуют телеконференции, усовершенствованная графика, мультимедиа.
Что собой представляло дистанционное обучение 20 века
Когда мы говорим о домашнем обучении, стоит упомянуть о его отличительных чертах и особенностях. Так, ДО обязательно имело следующие особенности:
- свои программы для всех уровней образования (от начального до вузовского);
- максимально широкий перечень предметов для изучения;
- многообразие методов обучения;
- разные телекоммуникационные способы связи: телевидение, переписка;
- открытые экзамены.
Основная форма ДО – заочная. Раньше она предусматривала регулярные поездки в учреждение образования для сдачи установочной сессии, во время которой студентам давали основные рекомендации по удаленной учебе. И дважды в год необходимо было личное присутствие для сдачи итоговых зачетов и экзаменов.
История отечественного дистанционного образования
У нас говорить о ДО стали в 1917 году сразу после революции.
Союз стал развивать систему обучения в виде консультаций. Речь шла о заочном обучении и курсах по разным направлениям.
К концу 60-х гг. было создано 11 открытых университетов. Схема ДО была проста: студенты в обязательном порядке приезжали на установочную сессию, где им выдавали материалы для самостоятельного обучения. По сути, это была стандартная заочная форма. При этом учащиеся могли поддерживать связь с преподавателем – по почте или телефону. Контроль усвоенного проводился дважды в год – опять же с обязательным присутствием.
Однако система была не слишком популярной. А кризис в политике и экономике привели к еще большему спаду популярности.
Но в 1993 году в России открыли ЕШКО – филиал дистанционного обучения английскому языку. В основе курса была прослушка аудиокассет в зависимости от выбранного уровня.
Новый этап в развитии – подписание меморандума с ЮНЕСКО, которое и дало старт развитию полноценного дистанционного обучения. В результате появился МТИ ВТУ с разными программами ДО. Правда, аккредитацию вуз получил только в 2000 году.
В 2004 году многие дистанционные проекты показали свою результативность и динамику. Поэтому дистанционная учеба стала развиваться не только в образовательных проектах, но и на производстве: многие компании стали обучать таким образом свой персонал. По этому пути пошли такие «гиганты» как «РЖД», «СеверСталь», «Норильский Никель» и пр.
В 2005 году международная ассоциация AdvancedDistributedLearning заявила, что российские дистанционные системы обучения успешно прошли проверку, что позволило выйти на качественно новый уровень образования. И отечественная система Redclass признана полностью соответствующей общепризнанному стандарту SCROM 1.2.
Сегодня система образования активно соревнуется с зарубежными, поэтому и дистанционное обучение шагает в ногу со временем, постоянно развиваясь. И сегодня уже около 40% всех университетов страны готовы предложить абитуриентам возможность дистанционного обучения.
Сложности в развитии ДО в России
Самой большой проблемой отечественного дистанционного обучения является отсутствие качественного электронного контента.
Чтобы развивать эту сферу, нужно все время работать над новыми возможностями и привлекать специалистов. А на это уходит слишком много времени и средств. Как вариант – адаптация иностранных материалов под наши условия. Но на это тоже не хватает специалистов.
Нельзя забывать и о проблеме регионов, где не только большой культурный барьер, но и плохо развитая инфраструктура. А когда у людей проблемы с интернетом, это создает проблемы при ДО.
Но вместе с большими проблемами регионов именно они будут самым перспективным сектором, так как люди из удаленных уголков страны часто не могут себе позволить учебу и проживание в крупных городах. А ДО позволяет получить образование по доступной цене, не покидая места проживания.
Трудности, конечно, будут. Но где их не бывает? А чтобы справляться с ними еще более эффективно, предлагаем воспользоваться сервисом студенческой помощи.