Веселые вечеринки, прогулки с друзьями до полуночи — все это должно сопровождать жизнь студента. Однако рано или поздно наступает время, когда приходится готовиться к экзаменам и зачетам.
Если ты оказался полностью не готов к сдаче сессии, общение с преподавателем может не сложиться. В нашей статье мы дадим практические советы, позволяющие найти выход из этой ситуации.
Какие советы есть в интернете?
Множество статей, которые уже написаны на эту тему, предлагают следующие варианты поведения, если вы не готовы к экзамену:
- вступить в спор с преподавателем и отвлечь его внимание от сути вопроса для получения удовлетворительного результата;
- вызвать жалость преподавателя, сообщив о болезни близких родственников, повышенной загруженности на работе и прочих фактах из личной жизни;
- пойти на сдачу экзамена в первых рядах, рассчитывая, что преподаватель еще недостаточно устал или имеет хорошее настроение, не испорченное предыдущими отвечающими;
- много и быстро говорить, заполнять паузы и создавать видимость знания предмета.
На личном опыте проверено, что ни один из вышеприведенных советов на практике не работает на 100%. В любой момент преподаватель может прервать и попросить перейти к сути вопроса, выразив искреннее сочувствие в связи с семейными обстоятельствами и предложив прийти на пересдачу.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Кроме того, излишнее давление на преподавателя может испортить дальнейшие взаимоотношения с ним.
Таким образом, для еще большего усугубления ситуации вышеприведенные советы лучше не применять, а придерживаться следующих правил.
Правило 1: знать по каждой теме хотя бы одно определение
Зная ключевой термин, студент сможет выделить его признаки и сформировать более-менее полный ответ. Это позволит избежать пересдачи.
Приведем пример:
Право — система общеобязательных, формально-определённых правил поведения, которые санкционированы государством.
Следовательно, признаками права, на основе вышеприведенного определения, являются следующие:
- общеобязательность,
- формальная определенность,
- санкционированность государством.
Необходимо отметить, что стандартный курс предмета обычно включает в себя от 20 до 35 билетов. Поэтому даже по дороге на экзамен, сидя в общественном транспорте, вполне реально за 1-1,5 часа бегло ознакомиться хотя бы с 20-30-ю понятиями по предмету.
Правило 2: использовать информацию из ответов предыдущих студентов
Слушай ответы одногруппников на экзамене. Кто-то да скажет что-нибудь полезное, что пригодится тебе во время сдачи. Либо преподаватель может задать вопрос, на который ты уже услышал все, что нужно.
Правило 3: применять психологические приемы и “хитрые” фразы для расположения преподавателя
- Быть полностью уверенным в себе, общение с преподавателем вести спокойно. Спокойствие и уверенность свидетельствуют о том, что ты знаешь, о чем говоришь.
- По возможности контролировать свои движения и позу: избегать суетливых движений, вращения ручки в руках или комкания листа бумаги, скрещенных рук и ног. Все указанные жесты выдают неуверенность в себе и незнание предмета.
- Установить визуальный контакт с преподавателем. При этом необходимо избегать как угроз, так и лести в адрес преподавателя, что может надолго испортить репутацию студента.
- При ответе на поставленный вопрос хотя бы дважды использовать фразу: «Насколько я помню из курса лекции» (данная фраза применима только в том случае, если студент вообще посещал лекции данного преподавателя). Данная фраза ненавязчиво укажет преподавателю на интерес к его предмету.
- В тот момент, когда преподаватель перейдет к вопросам, необходимо внимательно его выслушать. При незнании ответа необходимо повторить вопрос в повествовательной форме, наполнив его известными вам фактами. Данный прием не только создаст видимость полноты ответа, но также позволит выиграть дополнительное время для обдумывания вопроса преподавателя.
- Для расширения ответа использовать знания, полученные из смежных дисциплин (приводить примеры из тех предметов, экзамены по которым сдавались накануне, и в памяти еще сохранились некоторые факты). При использовании знаний из других дисциплин необходимо соблюдать осторожность, чтобы не отойти от темы экзамена.
- Стараться излагать материал своими словами, так как перегруженность ответа сложными терминами, значение которых студенту неизвестно, неизбежно приведет к дополнительным вопросам со стороны преподавателя. Кроме того, для облегчения восприятия ответ на поставленный вопрос лучше излагать схематично.
Импровизация
Учитывая все вышеперечисленные советы, можно перейти к импровизации, обязательно использовать обширные фразы и обтекаемые понятия, а также любые отрывки относящихся к теме знаний из лекций, средств массовой информации, разговоров со знакомыми и однокурсниками.
Импровизация даст возможность преподавателю сделать вывод о том, что определенный объем знаний у тебя все-таки есть.
Схема общения с преподавателем, если полностью не готов
Итак, алгоритм общения с преподавателем при полной неготовности к сдаче, заключается в следующем:
- сформировать незначительный понятийный аппарат по предмету, затратив на это около часа,
- правильно ориентироваться в обстановке при нахождении на экзамене (использовать для ответа все полученные сведения: ответы предыдущих студентов, знания из смежных дисциплин, информацию СМИ),
- при сдаче экзамена контролировать свое эмоциональное состояние,
- при ответе использовать некоторые психологические приемы и “хитрые” фразы.
Все советы проверены и одобрены. Хотите избежать отчисления и службы в армии, тогда следуйте им и спите спокойно. А студенческий сервис всегда поможет в трудную минуту, и уж тем более на экзамене.