Если с самого начала знать, насколько хорошо у вас развито творческое начало, это поможет уже на ранних этапах выбрать правильный вуз. Вот только как понять, насколько вы творческая личность?
На нашем телеграм-канале есть материалы о том, как хорошо быть гуманитарием и технарем. А теперь самое время понять, как хорошо быть творческим человеком. Но в этой статье мы раскроем секрет о том, какие творческие методы исследования существуют, как исследовать творческое мышление и выделить творческую личность среди остальных.
В этой статье мы с вами рассмотрим самые популярные исследовательские методики, с помощью которых можно проверить, насколько вы креативны.
Давайте рассмотрим диагностику творческих способностей с точки зрения науки.
Что собой представляют «творческие способности» и как их выявить?
Способности – это совокупность особенностей личности, которые способствуют овладению разными видами деятельности и совершенствованию в них.
Творческие способности – это положительное изменение окружающей среды посредством создания неповторимых, оригинальных материальных или духовных ценностей.
Но чтобы оценить уровень развития творческих способностей, придется сначала изучить развитие их отдельных компонентов. Ведь одно только творческое мышление не сможет отразить полноту элементов творческой деятельности. Тут важно грамотно дать оценку и воображению, и восприятию, и оригинальности, и фантазии, и многим другим факторам.
Все изучение способности к творчеству можно свести к двум важнейшим аспектам:
- Креативность – универсальная познавательная творческая способность, которая базируется на сотрудничестве интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Преобладающую роль креативности продвигали Дж Гилфорд, С. Медник, А. Пономарев, С. Тейлор, Э. Торренс. Все их научные достижения касались исследования влияния интеллекта на способность генерировать новые, нестандартные идеи.
- Креативная личность – комплекс многочисленных индивидуальных творческих способностей. В этом направлении ученые искали исчерпывающие характеристики для понятия «портрет творческой личности», мотивы и социокультурные факторы креативности. Представителями концепции были Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу.
По каким критериям оценивали творческие способности?
Ученый Джой Гилфорд в числе первых определил сущность творческого мышления в качестве синтеза оригинальности, гибкости и новизны выдвигаемых идей. Все остальные теории, следующие за этой, лишь копировали ее, были вариациями на тему размышлений этого исследователя.
Так что первые методики о том, как определить уровень развития творческих способностей у человека, формировались с учетом следующих критериев:
- скорость и простота проявления творческих способностей в ходе выполнения определенного задания. Тут играет роль число выдвинутых идей, ответов, способов решения задач за отведенный временной промежуток;
- гибкость ответов (количество переключений с одних объектов на другие);
- степень оригинальности ответов (то, насколько часто определенный ответ повторяется в однородной группе).
Довольно простым для определения творческих способностей стал тест Элиса Пола Торренса. Испытание состоит из трех частей, каждая из которых оценивает вербальное, изобразительное и звуковое творчество.
Тест проводят в течение строго отведенного времени. Оценку проводят по заданным критериям:
- Беглость – скорость и количество ответов за определенное время.
- Гибкость – вариативность ответов.
- Оригинальность – нестандартность идей.
- Разработанность идей – детализация.
Позже проводились многочисленные научные исследования на тему того, на каких же критерии стоит обращать внимание при выставлении оценки уровня развития творческих способностей. Пришли к общему выводу, что учитывать нужно следующие:
- внимательность (способность выявлять творческую проблему);
- гибкость и оригинальность (уход от стандартной точки зрения);
- разносторонность (умение замечать в одной задаче как можно больше связей и сторон);
- вариативность (возможность перегруппировать связи и идеи);
- конкретность (способность к глубокому анализу в поставленной задаче);
- абстрактность (синтез);
- гармония (генерирование идей в стройной и идейной целостности);
- независимость (умение противостоять суждениям и оценкам, способность не принимать чужое мнение);
- открытость к новому и необычному.
Принципы методов диагностики творческих способностей
Если перед вами стоит задача подобрать методику диагностики творческих способностей, важна надежность выбранной методики - она должна охватывать разные характеристики креативности.
Не забывайте про учет возраста испытуемых и окружения, в котором будет проводиться диагностика (например, будет ли временное ограничение, как будут озвучиваться условия тестирования и пр.).
Самыми популярными на сегодняшний день оценками креативности являются методы Гилфорда, Торренса и Джонсона.Вот главные принципы диагностики творческих способностей:
- Для выявления уровня креативности нельзя использовать тесты на интеллект, так как они нацелены на выявление точности и скорости поиска правильного решения из предложенных вариантов.
- Во время исследования следует обращать внимание на вербальную и образную (художественную) стороны креативности.
- Явный показатель креативности – максимальная удаленность от устоявшихся связей (стереотипов).
- Во время диагностики замеряют продуктивность (соотношение количества ответов к количеству заданий).
- Оригинальность тут рассматривается как количество обратных величин со стороны частоты встречаемости необычных, нешаблонных ответов.
- Измерять уникальность нужно путем подсчета количества ранее не встречавшихся идей по отношению к общему числу ответов.
У всех существующих тестовых методик есть один большой недостаток: они дают оценку творческим проявлениям в целом, а не к какой-то конкретной ситуации. Есть и еще один минус – ответы невозможно интерпретировать однозначно.
Впрочем, это не мешает огромному количеству ученых, психологов, тренеров и педагогов использовать эти методики по выявлению креативности. И если умело совместить несколько вариантов тестов, может удастся изучить креативность с разных сторон.
Тест на определение креативности
Хотите узнать, насколько вы ориентированы на созидательную и творческую деятельность? Вот вам опросник, который поможет определить ваш уровень креативности.
Далее приведен ряд утверждений, с которыми вы можете согласиться (+) или не согласиться (-):
- Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
- Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
- Я не любою выполнять регламентированную работу.
- Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
- Я люблю предаваться фантазиям.
- Увлечения обогащают жизнь человека.
- Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
- Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
- Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
- Даже к обычному делу я отношусь творчески.
- Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
- Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
- Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
- Мне нравится работа дизайнеров.
- Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.
Подсчитайте итоговое количество плюсов и минусов. За каждый плюс присудите себе по одному баллу. Количество баллов от 0 до 5 свидетельствует низкому уровню креативности, от 6 до 9 – среднему, от 10 до 15 – высокому.
Не знаем, как насчет креативных, но уж точно самые умные не будут париться насчет самостоятельного написания студенческих работ. Они будут заниматься своими умными делами, а всю эту «писанину» поручат сервису студенческой помощи, где им помогут освободить время и нервы.