Умение генерировать креативные идеи — один из важнейших soft skills для специалиста любой отрасли. Для того чтобы развить этот навык, используют разные технологии, сегодня мы рассказываем об одной из них — мозговом штурме.
Узнать больше о методе мозгового штурма в педагогике и других сферах можно с помощью нашего информационного телеграм-ресурса. А если вы хотите всегда быть в курсе наших акций и скидок, подписывайтесь на специальную группу.
Суть метода мозгового штурма
Метод мозгового штурма — это инструмент для поиска и генерации идей с помощью коллективного разума. Этот способ подходит для командной работы и помогает людям развить творческое мышление.
Простыми словами, мозговой штурм — это процесс коллективного обдумывания проблемы и предложения путей её решения. При этом каждый член группы может смело высказать свою мысль и не бояться критики.
Автор метода мозгового штурма — Алекс Осборн, американский психолог и сооснователь сети рекламных агентств BBD&O. Он применил эту методику со своими сотрудниками в 1930-х годах, а позже описал в книге «Как придумывать».
Для чего применяется мозговой штурм
Мозговая атака активно применяется в разных сферах жизни: учёбе, бизнесе, политике, менеджменте и др.
Мозговой шторм в педагогике — это интерактивная технология, которая стимулирует учащихся свободно выражать свою точку зрения и искать нестандартные подходы. Когда педагог использует мозговой штурм как метод обучения, его главная задача — придумать в рамках своего предмета нестандартную ситуацию, которая вызовет интерес у учащихся.
Одно из достоинств метода мозгового штурма в том, что его можно применить в рамках любого предмета. Приведём несколько примеров:
- на истории учащиеся могут строить альтернативные версии произошедших событий;
- на экономике можно предложить поискать способы вывести компанию из кризиса;
- на биологии ученики или студенты могут предлагать разные методы борьбы с болезнями;
- на информатике можно заняться разработкой новой программы и обсудить её функционал;
- на иностранном языке можно обсуждать любую ситуацию, это любом случае поможет расширить словарный запас.
В отличие от мозгового штурма на уроке, в бизнесе или политике он используется не для обучения, а для решения реальных проблем. В этом случае для мозгового штурма подбирают команду из представителей профильных отделов, которые имеют опыт в решении подобных задач.
Плюсы и минусы мозгового штурма
Мозговой штурм как метод интерактивного обучения или коллективного решения задач имеет большой потенциал, среди его преимуществ можно выделить:
- участники за короткое время предлагают много разных идей;
- в ходе мозгового штурма часто генерируются нестандартные подходы решения задач;
- поддерживает группу в тонусе и учит работать в авральных условиях, когда срочно требуется найти решение;
- не требует специальной организации или дополнительного оборудования;
- эта методика хорошо поддерживает микроклимат в коллективе.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Конечно, у этого метода существуют и недостатки:
- непрогнозируемый результат, нельзя быть уверенным, что проблема в итоге будет решена;
- результат мозгового штурма — идеи, их реализацию необходимо продумывать отдельно;
- эффективность техники часто зависит от внутренних взаимоотношений в коллективе.
Как проводят мозговой штурм
Рассказываем о разных стадиях брейнсторминга и основных правилах его организации.
Этапы мозгового штурма
Мозговой шторм в школе или офисе проходит в несколько этапов:
- Подготовка. Участники штурма должны знать, когда он состоится и сколько времени займёт. Это поможет им лучше спланировать собственный день и полноценно отдаться процессу, а не спешить по другим делам. При формировании команды старайтесь включить в неё людей с разным типом мышления, чтобы услышать максимальное разнообразие вариантов.
- Формулировка задачи. Очень важно корректно сформулировать описание проблемы, которую должны решить в ходе мозгового штурма. Оно должно быть не слишком длинным, но при этом содержать все нужные вводные данные. Хорошо, если вы сможете визуализировать информацию: сделать инфографику, подготовить раздаточные материалы или презентацию.
- Модерация. Педагогу или руководителю важно не только огласить условия задачи, но и мотивировать команду на её решение. Важно настроить коллектив на эффективную работу и подчеркнуть, что нужно высказывать любые идеи.
- Фиксация. Модератор должен фиксировать все озвученные идеи, чтобы ни одна из них не пропала. Для этого удобно использовать диктофон: вручную иногда сложно записывать все высказанные мысли.
- Обсуждение и выбор оптимального варианта. Важно следить, чтобы участники объективно относились к высказанным идеям, а не пытались изо всех сил отстоять свой вариант.
Правила проведения мозгового штурма
При использовании мозгового штурма важно придерживаться следующих правил:
- Следите за тем, чтобы участники говорили по очереди и не перебивали друг друга.
- На этапе генерации идей нельзя критиковать чужие варианты. Рефлексия происходит позже, на стадии обсуждения.
- Поощряйте участников, которые выдвигают небанальные идеи. Иногда самые невероятные мысли приводят к максимально эффективным решениям.
- Чем больше идей — тем лучше, тишина — признак того, что мозговая атака проходит неэффективно.
- Каждый может дополнять уже выдвинутые идеи, в основе мозгового штурма — не соревнование, а командная работа на результат.
Теперь вы знаете, что под собой подразумевает учебно-мозговой штурм и где, кроме педагогики можно успешно использовать этот метод. А если вам нужные не креативные идеи, а помощь в учёбе, обращайтесь к экспертам образовательного сервиса: у них большой опыт в решении студенческих проблем.