-
16 января 2024
-
18 минут
-
22 497
Дипломная работа по русскому языку – отличный способ помочь науке идти в ногу со временем.
Следите за материалами нашего телеграм-канала, пользуйтесь выгодными предложениями в группе.
А мы расскажем о требованиях ВКР по русскому, а также приведем примерные темы дипломных работ по современному русскому языку, лексикологии, методике преподавания и по многим другим направлениям.
Памятка студенту для написания дипломной работы по русскому языку
Диплом по русскому – специфический жанр исследования. Чтобы его правильно написать, нужно следовать определенным требованиям:
- для исследования автор должен использовать результаты как отечественных, так и зарубежных, современных и традиционных достижений в области лингвистики;
- работа должна содержать полный анализ и характеристику выбранного научного направления;
- необходимо дать характеристику научно-теоретическому и практическому применению, изучению и преподаванию русского языка в учреждениях образования.
Также автор должен следовать общим требованиям написания дипломного проекта.
Выбор темы дипломной работы по русскому языку
Благодаря многогранности русского языка студенту-выпускнику предоставляется широчайший выбор тем для дипломной работы: от лексики и грамматики до методики и лингвистики.
Вот примерный список тем дипломов по русскому, на основе которых вы можете создать свою собственную.
Лингвистика |
Словообразование |
Семасиология |
- История русского литературного языка
- Вклад М. В. Ломоносова в развитие русского литературного языка допушкинской поры.
- А. С. Пушкин как основоположник русского литературного языка.
- Н. М. Карамзин и его вклад в развитие русского литературного языка.
- Языковые традиции эпистолярного жанра «путешествий» (на материале «Писем русского путешественника Н. М. Карамзина»).
- Разрушение высокого стиля в одах Г. Р. Державина.
- Особенности языка и стиля басен И. А. Крылова.
- Язык и стиль комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
- Особенности языка и стиля трагедий А. С. Пушкина.
- А. С. Пушкин и проблемы литературных норм первой половины XIX в.
|
- Словообразование и орфография имен прилагательных.
- Словообразовательные модели с формантом –н-, -нн-, их орфография.
- Словообразование с нулевой суффиксацией.
- Образование и орфография наречий, мотивированных именами существительными.
- Явления переходности в системе частей речи.
- Аббревиация в системе современного русского словообразования: норма и варианты.
- Глагол как средство выражения чувств и мыслей, как средство живописания речи, взаимоотношений или поступков людей (на материале разных поэтических или прозаических произведений).
- Грамматические особенности американского языка
- Грамматические особенности повествовательной речи.
|
- Метафора-гештальт «жизненный путь» и ее модификации в современном русском языке.
- Экзистенциональная метафора в языке и речи.
- Время и пространство в призме метафоры-гештальта.
- «Психологический» тип метафоры и его основные подтипы в современном русском языке.
- Национально-культурный аспект коннотации: этические и эстетические оценки.
- Метафора в поэтическом тексте (на материале произведений М. Цветаевой).
- Многозначные слова в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Принципы семантико-экспрессивного сцепления лексем в поэтическом творчестве А. С. Пушкина.
- Перифраз в газетной публицистике.
|
Синтаксис |
Лингвистика/Фразеология |
Методика преподавания русского языка |
- Интонация и пунктуация как компонент культуры речи.
- Структурно-семантическая и интонационная характеристика номинативных предложений.
- Взаимодействие конструкций экспрессивного синтаксиса: номинативных предложений, конструкций с именительным темы и формами называния, парцеллируемых конструкций.
- Смысловая и интонационно-пунктуационная характеристика блоков информации с парцеллируемыми конструкциями.
- Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтаксические функции.
- Структурная и интонационно-пунктуационная характеристика предложений с однородными членами.
- Структурная и интонационно-пунктуационная характеристика предложений с обособленными членами.
- Средства актуального и синтаксического членения предложений и высказываний.
- Синтагма и фраза как интонационные единицы речи.
- Строение и интонация синтагмы.
- Развитие интонационного слуха учащихся.
- Переходные конструкции в синтаксисе простого предложения.
- Структурные типы односоставных предложений в языке русских пословиц.
- Структура односоставных предложений в поэтической речи А. С. Пушкина.
- Безличные и инфинитивные предложения в повести К. Симонова «Дни и ночи».
- Структурные типы сложноподчиненных предложений в языке русских пословиц.
- Структура сложного предложения в поэмах А. С. Пушкина.
- Подлежащее как структурно – семантический компонент предложения.
- Сказуемые, его типы и способы выражения в рассказах А.П. Чехова.
- Язык произведений художественной литературы
- Окказионализмы в поэтическом творчестве О. Мандельштама.
- Окказионализмы в творчестве В. Высоцкого как отражение русского менталитета.
- Символика цвета в романе А. Белого «Петербург».
- Контраст и антонимия в идиосистеме В. Высоцкого.
- Синонимы и антонимы в баснях И.А. Крылова.
- Синонимы в произведениях М. Зощенко.
- Лексический и фонетико-орфоэпический анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
- Роль звукописи в организации поэтической речи русского декаданса.
- Звукопись в русском поэтическом тексте и его переводе на белорусский язык.
- Образные средства в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок».
- Способы создания эмоционально-экспрессивного контекста в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин
- Языковые средства создания художественного образа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». 6.13. Лексика и фразеология функционально ограниченного употребления в сочинениях В. Гиляровского.
- Особенности употребления глаголов движения в рассказах Ю. М. Нагибина «В те юные годы» и «Терпение».
- Глаголы ментальной деятельности в произведении А. Платонова.
- Семантика форм глаголов прошедшего времени в произведении К.Г. Паустовского «Золотая роза».
- Степени сравнения имен прилагательных как художественное средство создания образности (на материале произведений А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова).
- Абсурд в грамматике (на материале произведений А. Платонова).
- Компаративы как художественное средство создания образа (на материале рассказов И. С. Тургенева).
- Категории пространства и времени в русской поэзии 1-ой половины ХIХ века.
- Языковая игра в современной русской поэтической речи.
- Речевой этикет в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Слоговая структура синтагм в прозаической речи А. С. Пушкина.
- Черты музыкальности и гармоничности поэтической речи А. С. Пушкина.
- Язык и стиль произведений А. С. Пушкина исторического содержания.
- Язык и стиль критических, публицистических и других публикаций А. С. Пушкина.
- Язык и стиль лирических стихотворений А. С. Пушкина.
- Лексико-стилистический анализ одной из поэм А. С. Пушкина.
- Смешение стилей как факт поэтической речи.
- Лингвистическая сущность и коммуникативная значимость простых осложненных предложений в сочинениях И. Бродского.
- Лингвистическая сущность и коммуникативная значимость односоставных предложений в сочинениях Д. Мережковского.
- Когнитивная лингвистика 7.1. Концепт ‘детство’ в русской литературе 19 – 20 вв.
- Концепт ’язык’ в творчестве И. Бродского.
- Концепты ‘Беларусь’, ’белорусы’ в современных средствах массовой информации.
- Концепт ‘Беларусь’ в книге Я. Борщевского «Шляхціц Завальня» и в очерке В. Короткевича «Зямля пад белымі крыламі».
- Ключевые концепты русской культуры в зеркале языка.
- Концепт ‘родина’ в русской поэзии начала ХХ века.
- Есенинский эпитет и русская языковая картина мира.
- Символика цветов в наивной картине восточных славян.
- Национально-культурный компонент в тексте и проблемы художественного перевода (на материале пьес Янки Купалы).
- Лингво-концептуальный анализ поэзии Ф.И. Тютчева.
|
- Антропонимы в Беларуси, их вариантность и нормативность.
- Роль имени собственного в текстах рекламы.
- «Говорящие» имена собственные в русском художественном тексте и его переводе на белорусский язык.
- Окказиональные существительные, мотивированные именами собственными, современной русской публицистике.
- Профессиональный жаргон и культура речи (на материале подъязыка общения программистов и пользователей персональных ЭВМ).
- Экзотическая лексика в сочинениях А. С. Пушкина.
- Архаизмы и историзмы в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов».
- Историзмы и архаизмы в языке художественных произведений А. С. Пушкина.
- Номинативные и стилистические функции разговорнопросторечных элементов художественной речи А. С. Пушкина.
- Фразеологизмы как средство характеристики человека в рассказах А. П. Чехова.
- Афоризмы А.П. Чехова и их использование в произведениях современной публицистики.
- и антонимы в русских народных сказках.
- Семиотика и дискурс региональной рекламы.
- Подростковый компьютерный сленг.
- Семиотика теле- и радиосообщений.
- Когнитивно-дискурсивная характеристика связочных глаголов.
- Лингвистическая природа и стилистическая функции контрастивных единиц.
- Лингво-прагматические особенности употребления парных наименований.
- Анализ стилистических ошибок в современной прессе (на материале русского языка).
- Информационно-лингвистическое обеспечение сайта по коммерческому переводу.
- Семиотика межкультурной коммуникации в туристическом бизнесе.
- Возможность лексической передачи сложных глаголов в переводе.
- Категория продолжительности в переводе.
- Возможности перевода сослагательного наклонения.
- Возможность лексической передачи сложного слова в переводе.
- Проблемы перевода инфинитивных конструкций.
- Проблемы перевода слов, образованных методом словосложения.
- Проблемы перевода причастных конструкций.
- Способы передачи значения глаголов-связок.
- Способы перевода герундия.
- Особенности перевода абсолютных синтаксических конструкций.
- Проблема изменения порядка слов при переводе.
- Различные типы сказуемых в переводе.
- Особенности перевода единиц категории экстремальности.
- Способы перевода причастия.
- Возможности перевода сослагательного наклонения.
- Способы перевода прилагательных и наречий в сравнительной и превосходной степенях.
- Перевод препозитивных атрибутивных сочетаний.
- Перевод авторских неологизмов.
- Исследование способов перевода повелительного наклонения в романе Э.М.Ремарка “Три товарища”.
- Особенности перевода инфинитива в функции обстоятельства.
- Особенности перевода страдательного залога.
- Стилистическое использование глаголов в официально-деловом стиле речи.
- Имена собственные в оригинале и в переводе.
- Перевод инфинитивной конструкции.
- Методы перевода глаголов с управлением на примере произведения …
- Проблема категории вида в переводе.
- Категории степени качества в переводе.
- Перевод прецедентного текста в газетной лексике.
- Лексико-семантическое представление поля «бизнес» в русской языковой картине мира.
- Логико-коммуникативные нарушения в письменной речи школьников.
- Логико-коммуникативные особенности речи детей школьного возраста.
- Неофициальная лексика спортсменов.
- Номинации лиц и процессов в современной периодической печати.
- Обращение: грамматика и прагматика.
- Обращение: прагматика и грамматика.
- «Обычный» - «обыкновенный»: грамматика, семантика, прагматика.
- Основные принципы формирования номенклатурной онимии.
- Особенности нарушений в употреблении глагольной лексики учащимися 5-7 классов.
- Особенности процесса номинирования в ЯКМ В. Токаревой.
- Падеж как средство выражения модальности.
- Применение нестандартных задач в обучении русскому языку в средней школе.
- Психолингвистические особенности детского именника.
- Лексикология, фразеология
|
- Уровневая дифференциация обучения русскому языку на уроке и вне урока.
- Приемы активизации речевой деятельности учащихся 6 классов (при обучении монологу, диалогу).
- Приемы интенсификации процесса обучения русскому языку на уроках в 4 – 7 классах (8 – 9 классах).
- Наглядность и активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения орфографии.
- Обучение учащихся культуре русской речи при изучении имени существительного (глагола, предлога).
- Специфика лексической работы при изучении имени существительного (прилагательного, глагола).
- Формирование норм русского литературного языка у учащихся 6 класса при изучении темы «Имя прилагательное».
- Обучение учащихся 7 класса написанию наречий.
- Обучение учащихся 7 класса жанру характеристики.
- Изучение предлога в 7 классе. (Рук. Т. А. Дикун) 8.11. Учение и игра на уроках русского языка в 4–м классе.
- Интеграция процесса обучения русскому языку и литературе в 8 – 9 классах.
- Сопоставительный анализ русского и белорусского языков .
- Семантическая структура субстантивов со значением «время» в русском и белорусском языках.
- Основные направления метафорических преобразований по внешнему сходству в русском и белорусском языках.
- Зооморфизмы в русском и белорусском языках: к проблеме типологии.
- Метонимическое словообразование на основе имен собственных в русском и белорусском языках.
- Энантиосемия в русском и белорусском языках.
- Языковые особенности поэтических переложений «Слова о полку Игореве» на русский и белорусский языки.
- Фразеологизмы в повестях В. Короткевича (сопоставление русского текста и оригинала).
- Фразеологизмы в повестях В. Быкова (сопоставление оригинала и его перевода на русский язык).
- Синонимические ряды фразеологизмов в русском и белорусском языках (на материале словарей).
- Сопоставительное изучение синонимических рядов в русском и белорусском языках (на материале произведений русской и белорусской художественной литературы).
- Оппозиция огонь – вода в русской и белорусской фразеологии.
- Национально–культурная коннотация русских и белорусских фразеологизмов с орнитонимами.
- Семантика слова в русской и белорусской фразеологии.
- Мотив входа–выхода в русской и белорусской фразеологии.
- ‘Ссора’ в наивной картине мира русских и белорусов: лингвоконцептуальный анализ.
- Отражение двоеверия в русской и белорусской фразеологии.
- Земля и небо в русской и белорусской фразеологии.
- Методика изучения пунктуации в школе (на материале простого предложения).
- Методика изучения синтаксиса и пунктуации в классах компенсирующего обучения.
- Методика предупреждения и анализа лексических ошибок в речи школьников.
- Методика предупреждения и анализа морфологических ошибок в речи школьников.
- Разработка и использование программы-конкорданса для лингвистических работ.
- Разработка словаря-глоссария терминов компьютерной лингвистики.
- Анализ языка печатной и телевизионной рекламы.
- Проблемы формирования терминологии по компьютерной лингвистике.
- Инвариантность и вариативность новостных текстов.
- Корпусный подход в обучении переводу.
- Лингвосемиотический анализ корпоративной прессы (на примере Internet-сайтов).
- Стилистический анализ художественного произведения.
- Разработка информационно-лингвистического обеспечения сайта.
- Анализ языков российских информационно-поисковых систем и релевантности информации.
- Обучающие компьютерные программы и системы применительно к иностранным языкам (методологические и практические аспекты).
- Различные типы сказуемых в переводе.
Методы активизации резервных возможностей студентов-лингвистов.
- Фоносемантический анализ лингвистической терминологии (на материале русского языка).
|
Как видите, тем и направлений великое множество. Вам только остается определиться со своим и приступить к написанию диплома. А если возникнут проблемы, сервис студенческой помощи всегда поддержит в трудную минуту.
Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
Наталья Автор
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.