После создания и защиты творческой работы идет самый волнующий этап для всех учащихся – выставление оценки за результат творческой интеллектуальной деятельности.
На нашем телеграм-канале много материалов про сами работы, но крайне мало о том, как эти работы оцениваются. Сейчас исправляемся и рассказываем, как ставят оценку результатов творческой деятельности, о ее особенностях и о критериях.
Зачем оценивать результаты творческих проектов и конкурса?
По окончании творческой самостоятельной деятельности руководители проекта выставляют итоговый балл/оценку.
Оценка является объективной формой выражения результата творческой деятельности.
Она не только подводит промежуточные итоги труда ученика, но и играет большую воспитательную роль.
Виды оценки
Оценку творческой работы по технологии выставляют по нескольким критериям:
- Текущая оценка – отметка в рамках учебной программы, которую выставляют на занятиях. Такие оценки заставляют не расслабляться, учат детей дисциплинированности. Их учитывают при подведении итоговых результатов.
- Оценка текущей работы представляет собой отметку за четкое соблюдение приемов, методов ведения работы, рациональность, последовательность, содержание рабочего места, экономию расхода материалов, энергии, соблюдение правил безопасности, самоконтроль, добросовестность.
- Оценка изделия учитывает практическую направленность работы, качество и оригинальность, законченность, эстетическое оформление, присутствие элементов новизны, экономическая целесообразность, возможность массового применения, уровень творчества, степень самостоятельности исполнителя при проведении работ.
- Оценка пояснительной записки. Ее ставят за грамотность оформления, правильность оформления титульного листа. Здесь учитывают, насколько полно раскрыта тема, качественно ли разбита по рубрикам, уделяют внимание ее четкости, правильности, качеству выполнения графических элементов (диаграмм, схем, чертежей и пр.).
- Оценка защиты творческой работы отображает качество аргументов в пользу выбора заданной тематики, качество доклада (важны его структура, полнота раскрытия темы, аргументированность выводов), правильность ответов на заданные вопросы (полнота, аргументы и убедительность), личные качества выступающего (его деловые и волевые черты: ответственность, целенаправленность, работоспособность и пр.)
- Общая оценка представляет собой среднее арифметическое всех выставленных оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку, за проведенную защиту творческой работы.
Важно, чтобы учитель оценивал творческую работу по строго отведенным для этого критериям. Он выставляет итоговый балл в зачетный лист (за неделю выставляется одна отметка), а перед защитой творческой работы по технологии подсчитывает среднее арифметическое значение всех параметров каждого учащегося.
Критерии оценки
Есть 3 вида оценок за творческий проект.
«Отлично»
Эту оценку ставят при полном соблюдении всех правил и норм оформления пояснительной записке. Данная отметка подходит для четкой, аккуратной работы, выполненной в полном объеме.
Изделие технически грамотное, эстетически красиво оформленное, изготовлено при соблюдении стандартов.
Если ученик выполнял декоративно-прикладное изделие, важно, чтобы тема была интересной, с долей индивидуальности, собственного творческого начала. Всю работу учащийся должен планировать и производить самостоятельно, без посторонней помощи решать творческие задачи с элементами новизны.
У работы высокая экономическая оценка, есть возможность широкого применения. Результат творческого проекта и проведенных исследований можно применять в качестве пособия для уроков технологии или других дисциплин.
«Хорошо»
Такую оценку ставят работам, в которых пояснительные записки выполнены с небольшими отклонениями от рекомендованных норм.
Учащийся выполнил изделие с соблюдением стандартов, технически без ошибок. Результат соответствует предъявленным эстетическим нормам.
Изделие выполнено аккуратно и добротно, но не несет новизны.
Ученик выполнял работу не полностью сам, а с небольшой помощью учителя. У исполнителя присутствует стремление к самостоятельному выполнению работы, но оно неустойчиво.
Проект можно применять индивидуально, у него достойная экономическая оценка.
«Удовлетворительно»
Эту оценку ставят, если пояснительная записка к творческому проекту содержит отклонения от требований и выполнена не совсем аккуратно.
У преподавателя есть замечания и по выполнению работ, и по эстетическому виду изделия. Заметно, что формы, материалы и технологии изготовления не соблюдены.
Учащийся планировал работу вместе с преподавателем. А его интерес к технике проведения работ был ситуативным, неустойчивым.
За выполнение творческого проекта не выставляют более низкую оценку. Его придется переделать или доработать до минимально допустимой оценки.По итогам лучшие проекты могут отправить на выставку декоративно-прикладного или технического искусства или использовать в личных целях (например, для украшения дома, в качестве подарка родственникам и т.д.).
Хорошо, если преподаватели превратят процесс защиты творческих проектов в настоящий праздник. Тогда и ученики, и учителя получат от этого процесса настоящее удовольствие, и сам процесс надолго отпечатается в памяти. А в будущем у молодых исполнителей появится масса новых и интересных идей для новых творческих работ.
Если же с выполнением или оформлением творческого проекта возникают проблемы, всегда можно обратиться в сервис помощи студентам.