Обучение в университете отличается от школьного в первую очередь тем, что в вузах придется учиться преимущественно самостоятельно.
Если вы следите за нашими публикациями на нашем телеграм-канале, то уже наверняка встречались с подробным описанием некоторых видов самостоятельных работ. А сегодня мы рассмотрим в целом, что же это за тип работ и какая классификация видов самостоятельной работы студентов.
Что такое самостоятельная работа
Под самостоятельной работой подразумевают целый комплекс видов деятельности студентов под руководством или без него во внеучебное время.
Самостоятельная работа — специфический вид учебы по заданиям преподавателя, для выполнения которых необходимо использовать активную мыслительную, поисково-исследовательскую и аналитическую деятельность.
Самостоятельная работа как форма учебной деятельности состоит из следующих этапов:
- Повторение пройденной теории.
- Формулировка главных вопросов тематики.
- Выявление глубины и содержания знаний, составление тезисов по теме.
- Выполнение упражнений, решение задач.
- Анализ производимой работы.
- Приобретение навыков и умений.
- Составление вопросов по лекции.
Преподаватель при этом может контролировать и руководить ходом выполнения самостоятельной работы следующими видами деятельности:
- собеседование и контроль,
- консультации,
- анализ рецензирования, оценка, корректировка,
- дискуссии, эвристические и мотивационные беседы,
- подведение итогов и т.д.
Самостоятельная работа студентов может иметь несколько этапов:
- Подбор литературы.
- Изучение плана семинара.
- Конспектирование отдельных вопросов.
- Разработка схем, таблиц на основе лекций, дополнительной и основной литературы.
- Произведение расчетов показателей.
Средства обучения для самостоятельной работы
Студентам в помощь при самостоятельной работе служат следующие средства обучения:
- методички,
- дидактический материал,
- обзорные конспекты, вопросы по лекциям,
- кино-, видео- и диафильмы,
- тесты, сборники задач и пр.
Виды и формы самостоятельной работы
Виды самостоятельных работ можно разделять по разным критериям: по дидактической цели, характеру учебной деятельности, содержанию, степени самостоятельности, элементу творчества и т.д.
По дидактической цели принято разделять самостоятельную работу на 5 групп:
- Приобрести новые знания и умения. Делать это самостоятельно можно путем работы с учебником, проведения опытов и наблюдений, аналитико-вычислительных работ.
- Закрепить и уточнить знания можно путем использования системы упражнений (по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных от несущественных).
- Выработать умения использовать знания на практике, чего можно добиться посредством решения задач разного уровня и вида, выполнения экспериментальных работ и пр.
- Формировать умения творческого характера, чего можно достичь написанием сочинений, рефератов, докладов и т.п.
Основные виды самостоятельных работ учащихся
Домашняя работа
Уже давно известно, что эффективным может быть лишь такое обучение, когда все знания и навыки, полученные в стенах университета, подкрепляются грамотной и систематической домашней работой учащихся. Домашняя работа помогает сформировать прилежание и самостоятельность.
Содержание домашнего задания:
- усвоение изучаемого материала,
- выполнение устных и письменных упражнений, творческих работ,
- подготовка докладов по материалу (в старших классах и в вузах),
- проведение наблюдений,
- выполнение практических и лабораторных работ,
- создание таблиц, схем, диаграмм по материалу.
Чаще всего домашние задания носят общий характер. Если его задают индивидуально, это делается с целью устранить пробелы в знаниях учащегося по отдельной теме.
Важно правильно дозировать объем и сложность этого вида самостоятельной работы. Иначе можно допустить перегрузку учащегося.
Работа с книгой
Данный вид самостоятельных работ считается основным, но на практике именно с ним у учащихся больше всего проблем.
Школьники и студенты не всегда знают, как использовать библиотечный каталог, подобрать подходящую литературу, пропускают важную для понимания всего содержания информацию, которая содержится в оглавлении, аннотации и введении.
В идеале во время чтения нужно фиксировать важную информацию, чтобы она сохранилась на длительный период. Это можно делать следующими способами:
- Составление сложного или простого плана.
- Ведение конспекта.
- Создание реферата.
Составление сложного или простого плана
При написании простого плана достаточно в 3-4 предложениях описать смысл содержания книги в логической последовательности. Это помогает на долгое время сохранить в памяти большой объем книжного текста и в последующем воспроизвести его. План используют и для составления других видов фиксации текста – конспектов, тезисов.
Планирование – важная часть самоконтроля. Качественный план станет свидетельством умения анализировать текст, усваивать его содержание.
Встречаются следующие типы планов:
- вопросный,
- назывной,
- тезисный,
- план-опорная схема.
Для составления плана рекомендуют использовать следующую последовательность действий:
- прочитать текст для его осмысления,
- повторно прочитать и определить смысловые границы – места, где одна мысль сменяется следующей,
- дать название каждому смысловому фрагменту (это и станет в будущем пунктом плана),
- пробежаться по тексту и убедиться, что смысловые границы установлены правильно.
Помните: работа над планом – это не сама цель, а лишь инструмент углубленного изучения содержания текста.
Ведение конспекта
Конспектом называют сжатую запись устной информации. Это вид творческой самостоятельной работы, в котором отображают основные моменты текста в кратком виде.
В зависимости от детализации конспекты бывают краткими и подробными.
Типы конспектов:
- Плановый – пишут на основе плана книги/статьи. На одну часть конспекта составляется один пункт плана.
- Тематический – составляют на базе нескольких источников, чтобы предоставить максимально полный ответ на поставленный вопрос.
- Текстуальный – предоставляют в виде выписывания цитат из книг и статей.
- Свободный – состоит из выписок, цитат, тезисов.
Но для хорошего результата нужно знать правила и методы ведения конспекта.
Создание реферата
Рефератом называют краткое изложение основной информации первоисточника на базе ее смысловой обработки. В нем часто встречаются выжимки из текста и цитаты.
В зависимости от цели написания рефераты могут быть:
- библиографические – бывают индикативные (реферат-резюме) и информативные (реферат-конспект), монографические (по одному произведению), обзорные (по нескольким произведениям одной тематики), общие (для широкого круга читателей), специализированные (для специалистов в отдельной области), реферативный журнал (периодическое издание, где печатают только рефераты);
- учебные – пишут для глубокого изучения материала;
- научно-популярные – пишут на основе научных статей для научно-популярных изданий с целью рассказать о научных открытиях.
Большей популярностью у учащихся разных учебных заведений пользуются именно учебные рефераты. Пишут их по следующему алгоритму:
- Выбрать тему.
- Подобрать и изучить основные источники по проблеме.
- Составить список литературы.
- Обработать и систематизировать информацию.
- Разработать план реферата.
- Написать реферат.
Для качественной работы не забудьте изучить грамотное оформление и подробную структуру реферата.
Нетрадиционные виды самостоятельной работы студентов
Современному человеку не подходит для учебы то, что применяли в прошлом веке. Ученые выявили некоторые новые способы качественного усвоения информации.
Таблица «З-Х-У»
Данный графический прием поможет собрать информацию в одном месте, расширить и систематизировать знания по проблематике.
Ее можно применять как для самостоятельного одиночного обучения, так и для работы в группах.
Прием «Инсерт»
Речь идет о маркировке текста значками по мере прочтения:
«V» - уже знал
«+» - новое
«-» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы
Эти значки можно проставлять на полях во время конспектирования, а затем составить полноценную табличку, в которой значки будут заглавиями граф.
Прием позволяет сделать процесс обучения зримым, обеспечивая более вдумчивое и внимательнее изучение материала.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Его хорошо использовать накануне экзамена, чтобы актуализировать знания по теме.
Чертим таблицу, первый столбец которой состоит из верных и неверных утверждений. Второй и третий столбик – до и после изучения вопроса. Там учащийся будет проставлять буквы В или Н, что соответствует утверждениям «верно» или «неверно».
№ | Верные и неверные утверждения | До слушания | После слушания |
1. | |||
2. |
Упражнения как вид самостоятельных работ
Часто преподаватели задают учащимся разные типы упражнений для улучшенного усвоения знаний и навыков.
Виды упражнений | Направленность упражнений |
Устные упражнения | - сокращают время на выполнение задания; - развивают произвольное внимание; - приучают работать |
Письменные упражнения | - предназначены для более сложных видов работ; - обеспечивают возможность многократного просмотра, анализа, исправления; - развивают зрительное восприятие, зрительную память, образное мышление; - повышают грамотность, логику и последовательность мышления, развивают наблюдательность; - развивают самостоятельность и инициативу |
Воспроизводящие упражнения | - упражнения по закреплению ранее изученного (известного) - языки – правописание, грамматические и лексические правила; - трудовое обучение; - решение задач (математика, физика, химия); - упражнения по приобретению навыков работы с приборами, механизмами |
Упражнения в применении знаний в новых условиях (тренировочные) | - осуществляется подборка упражнений с нарастающей степенью трудности; переход от простых к более сложным заданиям, требующим выполнения ряда действий, учета различных данных |
Комментированные Упражнения |
- фронтальные письменные работы всего класса по применению усвоенных знаний (сопровождаются объяснениями по небольшим частям задания) |
Алгоритмические упражнения. Упражнения по составлению учащимися примеров и задач | - выполнение упражнений по составлению примеров и задач на применение правил (упражнения по образцу) |
Проблемно - поисковые упражнения | - развивающие способность к догадке и интуиции, формирующие творческое мышление |
Творческие устные и письменные работы | - направлены на развитие самостоятельности познавательного интереса, на развитие творческого мышления и практических действий |
Устные сочинения | - выступают одним из видов творческих работ |
Письменные сочинения | - направлены на: поиск и систематизацию, достоверность и полноту данных, последовательность и логику изложения, соблюдение грамматической и орфографической грамотности, отработку стиля изложения, поиски оптимальных способов выполнения работ, работ творческого характера |
Доклады | - содержание посвящается одному вопросу, требующему глубокой проработки, сбора большого количества материала, подтверждающего избранную точку зрения |
Графические работы | - предусматривают составление логико-структурных схем, графиков, диаграмм, чертежей, рисунков с целью углубленного осмысления и закрепления знаний, приобретения графических умений |
Игровые упражнения (в настоящее время интенсивно развивающийся вид упражнения) | - вызывают интерес к учению, решению познавательных задач, активизируют мышление, инициативу, творчество, самостоятельность, снимают излишнее напряжение, мышечную и психическую усталость |
Упражнения на обучающих машинах, компьютерах, вычислительной технике | - используются как для приобретения новых знаний, их закрепления, контроля успешности обучения, так и для выработки умений и навыков их практического использования |
Упражнения по выработке навыков работы с приборами и оборудованием (учебно-трудовые упражнения) | - разрабатываются специальные упражнения, приучающие к работе с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами, оборудованием в столярных и слесарных мастерских, работе на станках и механизмах и т. п. - обеспечивают применение теоретических знаний в практической деятельности |
Как видите, существует масса способов и инструментов для самостоятельной работы учащихся. Изучив особенности и преимущества разных методов, вы можете подобрать для себя идеальный вид тренировок знаний и навыков, чтобы овладеть ими в совершенстве. Ведь именно сочетание учебных заданий и самостоятельной работы студентов дают крепкий результат в виде качественных знаний и умений.
Ну а с темами, которые не поддаются тренировкам и самостоятельным работам, мы советуем не разбираться самим, а отдавать на растерзание сервису студенческой помощи. Ведь если вам грозит страшная контрольная, то кто как не местные специалисты лучше всех сэкономят вам время и нервы?