Эссе по обществознанию — одно из заданий ЕГЭ по этому предмету.
В статье рассказываем, как писать эссе по обществознанию для ЕГЭ, по какому плану, покажем, какая у него структура и содержание. А в конце приведем клише для эссе по обществознанию и готовые примеры работ.
Кстати, мы уже писали о том, как написать эссе по философии. Другие полезные публикации читайте на нашем Телеграм канале. Еще там мы подготовили приятные скидки для вашей учебы.
Что такое эссе по обществознанию
Написание эссе по обществознанию — одно из заданий ЕГЭ. Оно представляет собой небольшое сочинение, в котором учащийся размышляет на заданную тему и высказывает личное мнение. Как правило, в качестве темы для эссе по обществознанию берут цитаты известных историков, ученых, общественных деятелей. На основе этого высказывания и надо написать сочинение.
Объем эссе по обществознанию —1,5-2 страницы. Время на выполнение сочинения ограничено временем написания всего ЕГЭ по обществознанию — 3,5 часа. Из этого времени лучше выделить 40-60 минут для написания эссе.
В 2023 году эссе в ЕГЭ по обществознанию отменили. Однако, не исключено, что его вновь вернут, поэтому делимся советами по его грамотному написанию.Как написать эссе по обществознанию: структура
Чтобы текст эссе был логичный и последовательный, надо придерживаться определенной структуры:
- вступление;
- теоретические аргументы;
- практические аргументы;
- выводы.
Во вступлении надо описать смысл высказывания и обозначить свою позицию:
Право существует для пользы человечества. Я полностью согласен с данным изречением, поскольку это выражение подтверждается на личных примерах, фактах из истории и литературы, являясь абсолютно правильным. (Вступление в эссе на тему «Право существует для пользы человечества»).
В теоретической части надо привести веские аргументы. Тут надо показать знание терминов, основных обществоведческих понятий. Все теоретические доводы должны быть неразрывно связаны с тематикой эссе:
Правами называют нормы и меры возможного поведения личности. Права охраняются законом и прописаны в Конституции. Они направлены на удовлетворение законно возможных интересов человека. С правами мы имеем большое количество возможностей. У нас есть право на бесплатную медицинскую помощь, получение образования, участие в политической жизни страны и множество других, без которых мы бы жили в ужасных условиях. (Теоретические доводы в эссе на тему «Право существует для пользы человечества»).
В практической аргументации допускается приводить примеры из личной жизни, из истории, новостей, газет. Все доводы должны не только иметь связь с темой работы, но и подкреплять позицию учащегося:
Прежде всего, благодаря правам люди являются независимыми. Имея различные права, человек существуют нормально, без угроз его личности. Сейчас у нас есть право на свободу мысли, слова и совести, но так было не всегда. Если вспомнить историю, в одно время запрещалось говорить о своём мнении, люди имели право лишь на нужные власти слова. Так, например, действовала цензура в СССР. Многие писатели за свои произведения, в которых власть видела что-то оскорбляющее, по их мнению, были не просто исключены из Союза писателей, но и высланы из страны, лишены гражданства. Было создано множество ведомств, каждое из которых имело свои задачи, существовали различные органы военной цензуры, также запрещающие определённые темы.
В данное время мы все имеем право на религию. Иметь её или нет – личное право каждого человека, никто не может заставить людей переходить из одной религии в другую или быть против этого перехода. В своё время, в 1738 году, в царствование Анны Иоанновны, многие люди были сожжены на костре за переход в другую веру.Одним из неотъемлемых прав человека является право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни, государство обязано обеспечить соблюдение этого права. В настоящее время жизнь для людей – огромная ценность и ничего не может быть главнее. Но раньше в период царствования различных правителей частой мерой наказания являлась смертная казнь. Применялись также телесные наказания, ссылка на каторгу, клеймление, расстрел и другие виды. (Практические доводы в эссе на тему «Право существует для пользы человечества»).
В выводах надо подытожить сказанное выше и подвести итоги. Тут можно кратко повторить свою позицию и показать, что вы ее смогли доказать:
Таким образом, в заключение можно сказать, что права, которыми мы обладаем, несут лишь пользу, потому что без них люди не были бы свободными, не могли бы иметь огромное количество возможностей. Имея их, человек по-настоящему живёт, не боясь и зная, что государство обеспечивает нам осуществление этих прав. (Выводы в эссе на тему «Право существует для пользы человечества»).
План написания эссе по обществознанию
Чтобы эссе по обществознанию было качественное и получило максимальный балл, лучше придерживаться такого алгоритма написания:
- Для начала успокойтесь и состредоточьтесь на предложенных темах. Посмотрите и определите, какую тему вы знаете лучше всего. Подумайте, сможете ли вы привести не только теоретическую информацию по этой тематике, но и практические примеры.
- Потом набросайте на черновик примерные доводы, которые вы будете использовать в работе.
- Дальше приступайте к написанию работы. Если позволяет время, лучше воспользоваться черновиком, а уже потом переписать готовое эссе в бланк. Обязательно придерживайтесь структуры, так вы не уйдете от темы и текст эссе получится связный и последовательный.
- Проверьте готовую работу. Тема эссе должна быть полностью раскрыта, а ваша позиция доказана.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Шаблоны для эссе по обществознанию
Если вы не знаете, как пишется эссе по обществознанию и какие выражения там можно использовать, посмотрите готовые фразы-клише. С помощью них можно связать структурные элементы эссе и сделать текст последовательным и более грамотным:
- В своем высказывании автор имел в виду, что …
- Автор хотел донести до нас мысль о том, что…
- Смысл данного высказывания состоит в том, что …
- Автор обращает наше внимание на то, что… мысль автора состоит в том, что …
- Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…
- Данная проблема (темы) является актуальной в условиях...
- Я согласен с автором в особенности в том, что...
- Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...
- Автор был прав, утверждая, что...
- На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)
- Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...
- Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться
- Высказывание можно анализировать с разных сторон…
- Рассмотрим высказывание в разных аспектах…
- В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…
- Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…
- Стоит отметить, что…
- Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
- Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
- В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…
- Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование…
- Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…
- В курсе обществознания (экономики, социологии…) …
- Приведем схемы из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…
- Обратимся к примерам из истории…
- Что говорят нам факты общественной жизни…
- Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…
- Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу…
- Многие правила из нашей жизни подтверждают мысль автора…
- Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…
- Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…
- Таким образом…
- В заключение можно сделать вывод, что…
- Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…
- На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…
Критерии оценивания эссе по обществознанию
При написании эссе по обществознанию надо знать критерии его оценивания.
- Самый главный критерий — это раскрытие темы сочинения. Если за этот критерий поставят 0, то и за все эссе учащийся получит ноль баллов. Чтобы раскрыть тему, надо развернуто и логично ответить на вопрос эссе. Этот критерий оценивается в 1 балл.
- Следующий критерий оценивания работы — теоретическая аргументация, за него максимально можно получить 2 балла. Тут надо применить все свои теоретические знания по данной теме. Теоретические аргументы должны быть связаны не только с темой эссе, но и между собой.
- Еще один критерий оценивания эссе по обществознанию — связность текста. Весь текст работы должен быть логичен, каждое суждение должно продолжать предыдущее. За этот критерий можно получить 1 балл.
- Еще один важный критерий оценивания эссе по обществознанию — практическая аргументация, за нее можно получить максимально 2 балла. В качестве аргументов можно приводить примеры из зарубежной и отечественной истории, социального и личного опыта.
Получается, что за эссе по обществознанию максимально можно набрать 6 баллов.
Примеры и образцы эссе в ЕГЭ по обществознанию
Посмотрите готовые примеры и образцы написания эссе по обществознанию:
«Семья — это та первичная среда, в которой человек должен учиться делать добро» (В.М.Сухомлинский)
В.М. Сухомлинский сказал: «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться делать добро»
Автор в своем заявлении затрагивает представление о роли семьи, ее значении в жизни человека. Эта идея остается актуальной сегодня.
Смысл этого утверждения состоит в том, что семья - это социальный институт, который оказывает огромное влияние на формирование личности и является агентом первичной социализации, от которого зависит, кем человек станет в будущем. Именно семья влияет на человека, формирует его мировоззрение и интересы
Из курса социальных наук мы знаем, что семья - это социальная система, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общей жизнью, взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет определенные функции. Например, репродуктивная функция, которая заключается в воспроизводстве, экономической, психологической, социальной и нравственной функциях социализации и духовно-нравственной деятельности, проявляется в влиянии на развитие членов семьи. Родители воспитывают детей, показывают, «что хорошо, а что плохо» на конкретных примерах, учат добру. Они закладывают фундамент личности, строят его личность по кирпичику.
Пример идеальной модели семьи - семья Гриневых из А.С. Пушкинская работа «Капитанская дочка. Родители смогли дать Петру необходимые знания об окружающей среде, навыках, способностях, сложившихся нормах, представлениях о нравственной и аморальной деятельности. Именно этому способствовало не только наличие у главного героя таких качеств, как мужество, честность, доброта, но и формирование достойной личности в обществе.
Другим примером, подтверждающим это утверждение, является личность Ивана IV Грозного. Он рано потерял родителей и оказался в обстановке противостояния бояр. Иван был оставлен на произвол судьбы и жил в жестокой среде. У него не было полноценной семьи, которая могла бы дать ему основные понятия морали, добра и зла. Это отразилось на характере царя, он стал жестоким, злым и равнодушным.
Итак, подводя итог, можно сказать, что В. Сухомлинский был прав в своем заявлении, говоря, что семья является основным агентом социализации человека и что именно семья воспитывает в человеке способность делать добро.
- «Всегда выбирайте самый сложный путь, на нем вы не встретите конкурентов» — эссе по обществознанию.
- «Наши массы заслуживают чего-то большего, чем зрелищ» (В.И. Ленин) — эссе по обществознанию.
- «Конфуций: Пришло несчастье — человек сам его породил» — эссе по обществознанию.
Теперь вы знаете, как правильно писать эссе по обществознанию. А если появятся вопросы, обращайтесь в студенческий сервис. Наши специалисты помогут написать эссе по обществознанию быстро и качественно.