Различные модели современных университетов: обзор, краткая характеристика

Различные модели современных университетов: обзор, краткая характеристика

По каким критериям абитуриенты обычно выбирают университет? Место в национальном и мировом рейтингах вузов, стоимость обучения, карьерные перспективы после окончания и так далее.

Однако мало кто учитывает такой показатель, как модель, по которой работает университет. А стоило бы. Ведь она непосредственно влияет на образовательную программу и знания, которые получают студенты. О том, что это такое и какие бывают модели университетов, расскажем в статье.

Мы уже рассказывали, когда, как и зачем появились первые университеты в Европе и России и как они эволюционировали. А ещё больше полезных материалов ищите в Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками — с ними гораздо выгоднее учиться.

Модели университетов: что это такое

Что же называют университетскими моделями? Давайте разбираться.

Модель университета — это способ, по которому вуз организует и реализует управление образовательным процессом.

От выбора модели зависит, как будет выстраиваться учебный процесс, появится ли возможность самостоятельно выбирать предметы и рассчитывать на быстрый карьерный старт.

Университетские модели могут делиться по разным принципам. Например, по доступности. Если вуз открыт для всех, то его относят к массовым. А если в университет имеют право поступать только выходцы из богатых семей или ученики, обладающие высоким уровнем знаний — тогда вуз называют элитарным.

Классические модели университетов

Развитие научно-технических знаний и индустриально-промышленный прогресс требовали иного подхода к высшему образованию. Так начинают появляться новые модели университетов, которые сейчас называются классическими.

Среди наиболее популярных классических моделей университетов можно назвать следующие:

  • модель университета Гумбольдта;
  • модель университета Ньюмена;
  • континентальная модель университетов;
  • модели «Университет 1.0» и «Университет 2.0».

Давайте более подробно рассмотрим каждую из перечисленных моделей.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Классические модели университетов
Один из старейших университетов Великобритании — Кэмбридж

Модель университета Гумбольдта

Данная модель университета возникла в начале XIX века благодаря немецкому философу, общественному деятелю и основателю Берлинского университета Вильгельму фон Гумбольдту. Она привнесла идею всеобщего обучения, так как ориентировалась на средний класс. Основная цель — объединить искусство, науку и исследования, чтобы дать человеку целостное академическое образование, сделать его гражданином мира.

Студенты в таких университетах могли сами выбирать образовательные предметы, а после обучения выходили в свет квалифицированными специалистами с широким кругом знаний.

Модель университета Ньюмена

Джон Генри Ньюмен — видный английский учёный и богослов, который написал книгу «Идея университета». Именно его размышления, изложенные в данном труде, и заложили основы образовательной модели, получившей его имя.

Какие самые главные тезисы можно выделить в модели Ньюмена:

  • развивается гуманистическая педагогика, которая направлена на развитие личности;
  • делается ставка на научную, интеллектуальную функцию университета;
  • создаются условия для саморазвития и реализации студентов;
  • предоставляется свобода в выборе академических предметов и учебного пути.

Континентальная модель университетов

Континентальная модель университетов получила распространение в XX веке в таких европейских странах, как Германия, Нидерланды, Швейцария и Россия. Она отличается такими чертами:

  • сильное участие государства в университетской жизни;
  • обязательный акцент на чёткой специализации студентов;
  • отсутствие взаимоотношений между университетами и бизнесом;
  • широкое академическое образование;
  • строгий учебный план, от которого нельзя отходить.

Континентальная модель — предполагает глубокие специальные знания по выбранному предмету и до сих пор встречается в отдельных регионах России.

Модели «Университет 1.0» и «Университет 2.0»

В прошлом веке также стали разрабатывать модели университетов, которые получили условные названия «Университет 1.0» и «Университет 2.0». Чем отличались эти классические, но уже устаревшие типы?

В рамках модели «Университет 1.0» в вузах делали основной акцент именно на получении необходимых знаний. А сам образовательный процесс шёл по стандартному шаблону.

При моделе «Университет 2.0» учащиеся получают не только специализированные, но и более широкие междисциплинарные знания. А также могут участвовать в научных исследованиях.

На основе этих моделей в будущем развиваются современные типы «Университет 3.0» и «Университет 4.0».

Современные модели университетов

Классические модели университетов соответствовали своему времени. Однако сейчас, в постиндустриальную эпоху, когда появились цифровые технологии, больше не нужны просто хорошие специалисты. Современные компании ищут профессионалов, которые обладают креативностью, стратегическим мышлением, умеют работать в команде и развивают soft skills.

Все эти изменения и требования нового общества привели к развитию новых моделей университетов. Их главная задача — отвечать на вызовы времени и готовить специалистов, способных сочетать разные компетенции и учиться всю жизнь.

Самая популярная модель, которая принята европейскими странами — это Болонская. Но не только её можно встретить в современных вузах. Вот ещё несколько моделей, которые существуют сейчас:

  • модель исследовательского университета;
  • модель сетевого университета;
  • атлантическая университетская модель;
  • модель «Университет 3.0»;
  • модель «Университет 4.0».
Современные модели университетов
Один из самых ярких признаков современных вузов — технологизация обучения

Модель исследовательского университета

Исследовательские университеты отличаются от всех остальных тем, что они проводят активные научные разработки по разным дисциплинам. Основные признаки таких вузов следующие:

  • междисциплинарные научные исследования;
  • тесное сплетение образовательной и научной функций университета;
  • активное участие в инновационных проектах;
  • обучение доступно для всех слоёв населения;
  • творческая деятельность студентов и преподавателей.

Какие примеры исследовательских университетов в Москве и России можно привести? К вузам данного типа относятся Высшая школа экономики, МГУ имени М.В. Ломоносова, Государственный новосибирский университет, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина‎, Южно-Уральский государственный университет‎ и другие.

Чем американская модель исследовательского университета отличается от российской? В вузах США существует целевой запрос на получение новых знаний. Именно эта задача является главной в американской модели.

Модель сетевого университета

Сетевой университет — это образовательная модель, при которой вузы объединяются в одну большую сеть. И студенты могут спокойно перемещаться по разным университетам, получая максимально широкие и комплексные знания. При этом в такую сеть могут входить вузы разных стран.

Основные преимущества сетевого университета:

  • индивидуальные образовательные программы, разработанные под студента;
  • возможность обучаться в любом университете, входящем в сеть;
  • сотрудничество между университетами и реализация международных проектов.
Яркий пример сетевого университета — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входят вузы Китая, России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана.

Атлантическая университетская модель

Это современная модель, которая характерна для США, Англии и Ирландии. В отличие от Болонской системы, она предлагает двухуровневую квалификационную подготовку студентов: бакалавриат и магистратуру. А послевузовское образование здесь рассматривается отдельно.

Помимо разницы в профессиональной подготовке, в атлантической модели существуют и другие особенности:

  • вузы активно взаимодействуют с бизнесом, учитывают его требования при подготовке;
  • образовательные программы подстраиваются под студента и его цели;
  • вуз влияет на социальное и экономическое развитие страны и региона;
  • научная деятельность и достижения ориентируются на рынок.

Коммерческая составляющая позволяет наиболее талантливым студентам и преподавателям зарабатывать хорошие деньги на научных исследованиях. Это поддерживает высокую мотивацию обучения.

Модель «Университет 3.0»

Логичным продолжением модели «Университет 2.0» стала третья версия современных вузов. Иначе такие вузы называют «Предпринимательскими университетами». Здесь на первый план выходят следующие важные признаки:

  • вузы интегрируют образовательные процессы с наукой и бизнесом;
  • создаются условия для самостоятельной работы студентов и их самореализации;
  • активно применяются инновации и пользуются результатами исследований.
Благодаря дистанционному образованию учиться можно в любом месте

Модель «Университет 4.0»

И самой последней разработкой в области высшего образования стала модель «Университет 4.0», или «Цифровой университет».

В рамках этой модели разрабатываются подходы в образовании, которые позволят трансформировать университет, учитывая цифровые технологии, научные достижения и требования современного бизнеса. Именно здесь находят своё применение дистанционное обучение, адаптивные образовательные методы, а также запросы на обратную связь и менторство в учёбе.

Уверены, что это далеко не последние образовательные модели, которые мы увидим в ближайшем будущем. Поэтому выбирая вуз, всегда уточняйте, на какие образовательные принципы он ориентируется в обучении и как выстраивается учебный процесс. А если понадобится помощь в написании любого вида работ, обращайтесь в наш студенческий сервис!

Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
Смотреть все услуги
Наши социальные сети

Навигация по статьям

Наши разделы
Статьи по теме

Посмотрите примеры наших работ

  • Экономика предприятия
    Экономика предприятия

    Сравнительный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий

    • Вид работы:

      Отчёт по практике

    • Время выполнения:

      8 дней

    • Стоимость заказа:

      1 900 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Психология_
    Психология_

    Виды психологического консультирования и их специфика

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      500 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Философия
    Философия

    Моделирование как метод научного познания

    • Вид работы:

      Реферат

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      700 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Теория организации
    Теория организации

    Вклад А. Смита в развитие организационной науки

    • Вид работы:

      Эссе

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      600 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Маркетинг
    Маркетинг

    Миссия предприятия

    • Вид работы:

      Бизнес-план

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      3 000 руб.

    Смотреть работу в PDF