Имена, даты, события… История – это настоящее минное поле для участников ЕГЭ.
В цикле статей на нашем телеграм-канале вы можете почитать про типичные ошибки ЕГЭ по математике и русскому языку.
Теперь настала очередь одного из самых сложных для учеников предметов – истории. Давайте разберем типичные ошибки в ЕГЭ по истории, а также подумаем, как можно избежать их во время экзамена. Но для начала поговорим о том, как устроен сам экзамен.
Из чего состоит экзамен по истории
Экзамен по истории состоит из двух частей: в первой –19 заданий, во второй – 6. Продолжительность экзамена – 3 часа 55 минут.
В заданиях первой части учащемуся предлагают:
- выбрать правильный ответ из предложенных,
- правильно расположить варианты в нужной последовательности,
- найти соответствие.
За правильный ответ на задания 1, 4, 10, 13–15, 18 и 19 участник получает по одному баллу. Если он даст полный ответ на задания 2, 3, 5–9, 12, 16 и 17, за каждое он получит по 2 балла.
1 ошибка – минус 1 балл, 2 и больше ошибок – 0 баллов.
Больше всего баллов принесет задание 11: если участнику удастся ответить на него правильно, он получит 3 балла. За одну ошибку в этом задании заберут 1 балл, за 2-3 ошибки – 2 балла, за большее количество ошибок дадут 0 баллов.
В заданиях второй части будут оценивать не столько знания, сколько умение рассуждать и приводить аргументы, грамотно излагать свои мысли.
В вопросах 20-22 предлагают сделать анализ исторического источника, в задании 23 – изучить какую-то ситуацию или проблему в истории. В пункте 24 проверяют, как ученик умеет применять исторические данные для аргументации в беседе – учащийся должен написать сочинение с характеристикой одного из предложенного периода истории страны.
Эти задания будут оценивать с точки зрения полноты и точности формулировок. В случае правильного ответа на вопросы 20-22 ученик получит 2 балла за каждое, 23 – 3 балла, 24 – 4 балла. Если правильно ответить на 25 вопрос, можно получить 11 баллов.
Ошибки в первой части
Больше всего ошибок в первой части тестирования участники допускали в хронологии событий в общей и отечественной истории.
Учащиеся не разбирались, в каком веке происходили те или иные события.
Хоть анализ выявил довольно неплохой процент знаний исторических фактов (больше 61%), выпускникам особенно сложно даются факты истории России 20 века.
Ученики испытывают сложности в теме Великой Отечественной войны, исторической географии. Это видно по неправильно вставленным годам указанных в тесте событий.
Ошибки во второй части ЕГЭ
Самым сложным для учащихся остается задание 24 – рассуждение, в котором нужно аргументировать свое мнение историческими фактами и при этом не допустить ошибок.
Много фактических ошибок они допускают и в задании 25 при написании сочинения на предложенную тему.
Самые частые ошибки при написании сочинения – когда учащийся не может грамотно изложить свои мысли. Вызывают сложности и исторические термины, в которых нужно разбираться.
Вот пример речевой ошибки: «Павел I издал декрет о трехднёвной барщине». На самом деле вместо определения «декрет» должно было стоять слово «манифест». Это принципиальное различие, и его незнание можно расценивать как ошибку.
Типичная ошибка из заданий повышенной сложности – школьник приводит аргумент, но не поясняет, как он подтверждает или опровергает мнение, приведенное в задании. А ведь здесь важна именно логическая связь воздействия факта на последствия.
При написании сочинения в 25 задании ученики могут правильно назвать деятеля, но не указать, какие его действия повлияли на развитие событий.
В результате прошлых лет в последних заданиях обнаружили большую проблему. Если ученик напишет сухое, короткое сочинение с минимумом фактов без исторических ошибок, оно будет неинформативным. Но и вероятность допустить ошибку в таком докладе будет крайне мала.
Если же ученик захочет написать объемное и информативное сочинение, то и вероятность фактической ошибки возрастает.
Поэтому разработчики тестирования пришли к выводу оценивать это задание иначе: теперь количество баллов можно увеличить путем использования дополнительных баллов, которые дают за полноту и всесторонность ответа. Так что вероятность уравнивания принципиально разных ответов сводится к нулю.
Советы о том, как не допустить ошибок в ЕГЭ по истории
Развивайте навыки работы с картой
По каждому историческому периоду изучайте соответствующую историческую карту. Например, события до конца 16 века хорошо отражены на атласе «Дрофы».
Прежде чем приступить к изучению карты, внимательно прочтите условные обозначения (легенду). Это поможет лучше ориентироваться в объектах.
В работе с картой выберите определенный условный знак и выясните его значение с помощью легенды. Определите, какой вид деятельности отмечен на данной карте: поход, война, колонизация, торговая миграция, индустриализация и т.д.Не забывайте изучать географию участка, особенно если речь идет об основных объектах – реках, больших городах, горах, рельефных отличиях. Начинать лучше с самого крупного, постепенно двигаясь к меньшему.
Сделайте толковый словарь с терминами
Это поможет в подготовке к заданиям 3 и 4.
Записывайте в словарь термины и определения к ним (например, пакт, декларация и т.д.) это поможет не только его лучше понять, но и запомнить.
Возьмите в привычку регулярно повторять эти термины. Тогда у вас не возникнет проблем на ЕГЭ.
Изучите памятники культуры
Вопросы культуры будут затрагиваться в заданиях 18 и 19, поэтому начните готовиться к ним заранее.
Систематизируйте информацию – заведите на компьютере папку с изображениями значимых картин, скульптур, памятников архитектуры с их характеристиками.
Культурные памятники можно классифицировать по периодам: культура 13-15 веков, культура Руси домонгольского времени, культура Средневековья и т.д.
Уделите внимание истории России 20 века
Статистика показала, в этой части истории у учащихся особенно часто бывают трудности. А между тем в тесте на этот период выпадает чуть ли не половина тяжелых вопросов.
Особенно часто выпускники «сыпятся» на темах:
- «Гражданской войны»,
- «Причин, последствий и оценки «перестройки» и распада СССР»,
- «Оценки причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации)».
Чтобы лучше понимать сложный материал, его лучше систематизировать. Для этого можно связать деятельность известных исторических личностей, построить хронологические таблицы, проанализировать материал.
Не забывайте повторять пройденные темы. По возможности пересказывайте выученное другу или близким людям – это способствует развитию памяти и улучшает культуру речи.
Тренируйтесь писать сочинения
Этот навык понадобится для решения письменных заданий второй части.
Важно научиться осмысливать полученную информацию, запоминать ее, а потом грамотно интерпретировать и аргументировать.
По возможности привлеките к этому своего преподавателя истории. Если такой возможности нет, можно воспользоваться услугами репетитора и отточить этот навык с ним.
Учитесь грамотно распределять время на экзамене
Среди типичных ошибок учеников 11 класса в ЕГЭ по истории – неграмотное распределение времени и сил. Так как задания второй части сложнее, им нужно отвести больше времени.
В идеале на каждое задание первой части тратьте от 3 до 7 минут, а на задания второй – от 5 до 20 минут. Рекомендуем целый час времени отдать на сочинение, так как оно сложнее остальных и получает больше баллов – 11 из 55 общих.
Повышенной концентрации требуют задания 13-16 и 18-19, с них лучше и начать тестирование. Потом уделите внимание развернутым ответам заданий второй части.
№24 и 25 самые сложные, поэтому логично будет делать их в 2 захода: написать ответ на черновике и отложить, потом решать задания первой части, а к черновику вернуться в конце, чтобы свежей головой проверить и скорректировать.
Советы по предварительной подготовке
Если вы не хотите сдавать тексты с ошибками по истории в ЕГЭ и путать даты, вот несколько рекомендаций специалистов, которые помогут систематизировать знания в голове:
- Начните готовиться к экзамену уже в 10 классе.
- При подготовке используйте не только учебник, но и атласы, словари терминов, учебники по культуре.
- Учитесь аргументировать свой выбор.
- Учитесь в компании единомышленников. Это поможет комбинировать способы усвоения информации, а также закрепить знания при повторении и обсуждении сложных вопросов.
Как избежать самых частых ошибок в ЕГЭ по истории
- Всегда внимательно и несколько раз читайте задание. Самые частые ошибки связаны с тем, что учащиеся просто неправильно прочитали или не так поняли вопрос.
- Настраивайтесь не на зубрежку, а на понимание. Для этого важно научиться анализировать и сравнивать факты и события. Это поможет провести логическую или хронологическую цепочку между историческими событиями.
- Уделите внимание изучению тех тем, которые плохо или поверхностно освещались в школе.
- Обязательно тренируйтесь на демо-версии ЕГЭ. Пробное испытание позволит понять, что вас ждет на практике.
- Один из самых важных моментов – обязательно накануне экзамена хорошенько выспитесь. Мозг нуждается в отдыхе, и отдохнувший мозг отблагодарит вас быстротой и сообразительностью.
А на будущее возьмите на заметку: для прохождения ЕГЭ нужны тренировки и подготовка, а для дальнейшей учебы – сервис студенческой помощи.