Когда понимаешь механизмы, которые оказывают влияние на выбор профессии, то и сделать такой выбор становиться чуть проще.
На нашем телеграм-канале собрана полезнейшая информация по профориентации. А на другом канале вы найдете выгодные предложения и полезные акции, которые помогут продержаться студенту на плаву.
А сейчас расскажем вам, какие основные факторы влияют на выбор профессии.
Факторы, влияющие на выбор профессии
Мы уже рассказывали, как тип темперамента и характер влияют на выбор профессии. Сегодня поговорим о более независимых категориях.
На выбор профессии оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы выбора
К внешним социальным факторам выбора профессии относят:
- Престиж. Является одним из основных мотивов выбора профессии. Недостаток в том, что на волне тренда может возникнуть переизбыток специалистов. Это негативно скажется на рынке труда в выбранной сфере.
- Востребованность. Спрос рождает предложение. Переизбыток предложений сделает профессию менее востребованной. Нельзя забывать и об актуальности: профессии, популярные 10 лет назад, сегодня уже не так востребованы, и наоборот. Поэтому стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.
- Зарплата. Этот фактор не играет решающей роди при выборе профессии, потому что размер зарплаты зависит от должности, а не от профессии. Высокая заработная плата используется лишь как отражение степени риска. В некоторых случаях на старте может быть высокая зарплатная ставка, но она не будет существенно расти со временем.
- Реальные возможности получить работу. Сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий.
- Мнения и желания близких. Чаще всего речь идет именно о родителях. Данный мотив очень неоднозначный. С одной стороны, взрослые обладают определенным жизненным опытом, которого нет у абитуриента. А с другой – они не обязательно хорошо разбираются в современном рынке труда, его структуре и динамике. Поэтому окончательный выбор должен быть все же за учащимся, который объективно учитывает всю информацию, но принимает решение сам.
Внутренние факторы выбора
Здесь речь идет о возможностях, способностях и интересах самого абитуриента.
Хорошо, когда выбранная профессия совпадает по всем внутренним факторам. Но чаще случается, что выпускник должен чем-то жертвовать. Тогда как выбрать чем? Ведь все аргументы весомые, и расставить приоритеты довольно сложно.
Внутренние факторы – это про свойства личности, про ее желания и стремления. Психологи рекомендуют считаться с ними, так как конечный выбор личности по этим параметрам окажет сильное влияние на всю последующую жизнь.
- Возможности. В ряде профессий есть строгие ограничения по состоянию здоровья (аллергики не смогут стать химиками, а люди с больным сердцем – летчиками). Некоторые профессии требуют быстрой реакции, слуха, развитых вкусовых рецепторов – все это проверяется специальной аппаратурой, а несоответствие легко выявить. Возможности проявляются на начальном этапе отбора.
- Способности выявляются уже в процессе обучения. Очевидно, что программирование будет плохо даваться человеку, который плохо понимает математику, а актерское мастерство – человеку без видимых актерских талантов. Исключения редки.
- Интересы тоже важно учитывать при выборе профессии. Соблюдение интересов и комфортные условия гарантируют гармоничное развитие личности и ее общий уровень удовлетворенности. Тому, кто интересуется техникой, едва ли будут интересны артистическая или политическая деятельность. А тот, кто любит поспать подольше, не будет в восторге от графика с 8.00 до 17.00.
Классификация профессий
Нужно учитывать не только внешние и внутренние факторы выбора профессии, но и классификацию, чтобы хорошо ориентироваться во всех предложениях и максимально сузить сферу поиска. Для этого обратимся к типологии Климова:
Типы профессий (по предмету труда) | Группы профессий (по условиям труда) | Отделы профессий (по средствам труда) |
---|---|---|
Природа | Бытовой микроклимат | Ручные |
Человек | Открытый воздух | Механические |
Техника | Необычность | Автоматические |
Знаковые системы | Экстремальность | Функциональные |
Художественный образ | Моральная ответственность | Теоретические |
То есть можно разделить все профессии по типу взаимодействия и по предмету труда на:
- «человек-человек»;
- «человек-природа»;
- «человек-техника»;
- «человек-знак»;
- «человек-художественный образ».
Каждому из этих типов будет соответствовать свой набор способностей и умений, которые легко будет определить на начальном этапе. Например, у представителя профессии типа «человек-человек» будут явно развитые коммуникативные способности, умения налаживать контакты, управлять людьми и решать конфликтные ситуации.
Есть разные психологические тесты, которые помогут человеку выявить его способности и задатки, если он не может их найти самостоятельно.
По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.
Вот как выглядит типология личности Голланда:
Тип личности | Содержание деятельности |
---|---|
реалистический | Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами |
исследовательский | Ориентация на поиск |
артистичный | Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию |
социальный | Ориентация на взаимодействие с людьми |
предпринимательский | Ориентация на влияние на людей |
конвенционный | Ориентация на манипулирование данными, информацией |
Формула профессии
Формула профессии – это краткое описание главных ее характеристик. Ее важно знать, чтобы правильно и максимально точно отбирать и развивать специалистов.
Есть 4 основные характеристики профессии:
- Предмет труда – то, с чем работает специалист: человек – Ч, природа – П, художественный образ – Х, техника – Т, знаковые системы – З.
- Цель труда – то, что делает специалист с предметом труда: гностическое (познавательное) – Г, преобразовательное – П, изыскательное – И.
- Средства труда – то, чем специалист воздействует на предмет труда: ручные – Р, механические – М, автоматические – А, электронные – Э, функциональные (возможности и функции организма – голос, например) – Ф, теоретические (интеллектуальные) – Т.
- Условия труда: бытовой микроклимат – Б, открытый воздух – О, необычные – Н, экстремальные – Э.
Давайте рассмотрим пример применения формулы. Допустим, профессию кассира-операциониста можно описать в ней следующим образом:
Ч/З – П – Э – Б
Надеемся, что эта информация поможет вам приблизить конечную цель и сделать правильный выбор на основе мотивационных факторов выбора процессии. Ну а получать знания по выбранному направлению поможет сервис студенческой помощи.