Интегрированное обучение: что это, технологии, принципы, модели и формы

Интегрированное обучение: что это, технологии, принципы, модели и формы

Среди современных трендов образования особое место занимают методики, которые позволят людям с инклюзией чувствовать себя полноценными членами общества. Одно из таких решений — интегрированное обучение.

В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Что означает интегрированное обучение?
  • Какие цели и задачи оно перед собой ставит?
  • Какие есть виды, этапы, а также модели интегрированного обучения?
  • Какие особенности интегрированного обучения в России?

Хотите получать полезные статьи из мира образования первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками.

Что такое интегрированное обучение

Интеграция — это специальный термин, который означает любой процесс объединения частей в целое. Но в педагогической системе он имеет свою специфику: его применяют в вопросах инклюзии, то есть включения людей с различными видами инвалидности в общественную жизнь.

Итак, в образовании интегрированное обучение — это образовательная модель, при которой ребёнок с особенностями в развитии обучается не отдельно, а вместе с другими детьми.

Интегрированное, или инклюзивное обучение — это не только возможность для людей с особенностями развития почувствовать себя частью общества, но и способ развивать толерантность, эмпатию и заботу о других с первых лет жизни.

Саламанкская декларация

В 1994 году в Испании проходила Всемирная Конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В её рамках приняли Саламанкскую декларацию, которая легла в основу концепции интегрированного обучения. Вот её основные положения:

  • у каждого ребёнка есть право на базовое образование;
  • каждый ребёнок уникален и обладает своими интересами и разным уровенем способностей;
  • эти особенности стоит учитывать в процессе обучения, создавая комплексные образовательные программы;
  • общеобразовательные школы должны формировать условия для комфортного обучения всех детей, в том числе и с инклюзией.

Так начали появляться базовые модели интегрированного обучения, которые позволили детям с особенностями развития получить доступ к полноценному школьному образованию.

В вузе также применяют технологии интегрированного, или интегрального обучения. Но там под этим термином понимают методики, которые предполагают комплексный подход к профессиональному образованию. Это достигается за счёт развития междисциплинарных связей, использования проектной работы, Agile и Scrum-методологий и других инструментов.

Цели и задачи интегрированного обучения

Интегрированный подход в обучении — это методика, которая позволяет успешно решать цели и задачи, связанные с социализацией и передачей знаний детям с инклюзией разной степени тяжести.

Цель интегрированного обучения

Цель интегрированного обучения — помочь ребёнку с особенностями в развитии научиться успешно коммуницировать с другими детьми и получить подготовку и навыки, чтобы реализоваться в жизни.

Обучение в Японии по интегрированным образовательным программам существует с 1990 года, а нормы и акты инклюзивного обучения стали разрабатывать уже с 70-х годов.

Задачи интегрированного обучения

Интегрированное обучение решает следующие задачи:

  • создать специальные условия для детей с особенностями развития;
  • помочь таким детям освоить учебную программу, не отклоняясь от стандартов школьного образования;
  • уменьшить или снизить функциональные нарушения у детей;
  • создать уважительную и принимающую атмосферу;
  • наладить диалог с другими детьми, научить коммуникации;
  • поддерживать в вопросах обучения и социализации;
  • оказывать психологическую поддержку;
  • формировать позитивное отношение к себе и жизни.
Лев Семёнович Выготский первым заговорил о важности развития концепции интегрированных методов обучения. Он считал, что коррекционные школы, которые создавались специально для детей с ограниченными возможностями не дают необходимых навыков, необходимых для взрослой жизни. Наоборот они усугубляют состояние детей, фиксируя внимание на проблемах.

Технология интегрированного обучения

Понятие интегрированного обучения включает в себя не только толерантное отношение, но и применение в образовании современных технологий. Ведь переход на такой тип прогрессивного обучения требует модернизировать всю школьную систему. А именно:

  • привлекать необходимых специалистов, которые будут помогать учителям во время преподавания;
  • использовать инновационные педагогические решения и идеи;
  • адаптировать учебную программу с учётом особенностей всех детей в интегрированном классе;
  • делать акцент на развитие творческих и познавательных способностей;
  • активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
Технология интегрированного обучения
При работе с особенными детьми учителю нужна помощь профильного специалиста

Принципы интегрированного обучения

Интегрированное обучение имеет свои принципы и особенности:

  • развивает индивидуальные особенности каждого ребёнка;
  • создаёт условия для тесного взаимодействия школы, учителей, узких специалистов и родителей;
  • обучает определённой культуре, которая помогает детям уважительно относиться к непохожим на них детям и принимать различия, не оскорбляя других;
  • создаёт поддерживающее пространство, где каждый ребёнок чувствует свою ценность и способность справиться со всеми задачами.

Формы интегрированного обучения

По организации образовательного процесса различают четыре формы интегрированного обучения:

  • посещение обычного класса общеобразовательной школы;
  • посещение специального класса общеобразовательной школы;
  • учёба в коррекционной школе с последующим переводом в общеобразовательную;
  • полное или частичное включение в образовательный процесс во время профессионального обучения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Модели интегрированного обучения

Помимо форм выделяют такие современные модели организации интегрированного инклюзивного обучения, как:

  • постоянная полная интеграция;
  • постоянная, но неполная интеграция;
  • частичная интеграция;
  • временная интеграция;
  • эпизодическая интеграция;
  • комбинированная интеграция.

Постоянная полная интеграция

При такой модели интегрированного обучения дети с инклюзией посещают общеобразовательную школу вместе с другими учениками и получают дополнительную коррекционную помощь при необходимости. Постоянная полная интеграция возможна в двух случаях:

  • уровень развития ребёнка близок к нормальному, без сильных отклонений;
  • в школе помимо преподавателя ещё есть отдельный специалист.

Постоянная, но неполная интеграция

Такая модель подходит детям, у которых есть отклонения от возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи и не могут посещать все уроки наравне с другими учениками. Учителя и родители определяют, какие предметы ребёнок будет посещать с классом, а что проще осваивать с помощью специалиста.

Частичная интеграция

В этой модели большее значение отдаётся индивидуальному обучению ребёнка с особенностями развития. А уроки в общеобразовательной школе он посещает лишь частично или проводит время с детьми после основной учёбы.

Частичная интеграция
Чем раньше выявлены особенности развития, тем больше шансов для успешной адаптации 

Временная интеграция

В данной модели интегрированного обучения ребёнок с инклюзией проводит время с обычными детьми в школе не реже двух раз в месяц. А занимается индивидуально по специально разработанной программе.

Эпизодическая интеграция

Такая модель применяется в школах, где нет возможности организовать полноценное интегрированное обучение: нет отдельного специалиста, нет возможностей для модернизации преподавания. В таком случае организовывают периодические мероприятия, которые помогают социализировать детей с особенностями развития.

Комбинированная интеграция

Модель обучения, которую применяют в маленьких населённых пунктах, если в них нет возможностей для какого-либо интегрированного образования. В этом случае используют лишь некоторые элементы инклюзивного обучения. Поэтому комбинированная модель подходит детям с минимальными отклонениями в развитии, иначе они просто не смогут усваивать образовательную программу наравне c другими учениками.

Кому подходит интегрированное обучение

Методика интегрированного обучения вышла из специального (коррекционного) подхода к обучению детей с ограниченными способностями. На первый взгляд, она может показаться панацеей, но это не совсем так. Есть у интегрированного обучения проблемы — оно подходит далеко не всем детям с инклюзией.

Прежде чем принять решение об интегрированном обучении для ребёнка, стоит показать его специалисту. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.

Внешние условия Внутренние условия
функциональные нарушения удалось выявить на самых ранних этапах жизни степень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми
родители серьёзно настроены помогать ребёнку в процессе обучения способности ребёнка позволяют ему осваивать учебную программу в полном объёме
есть возможность организовать квалифицированную коррекционную работу ребёнок психологически готов к школе
есть условия и среда для интегрированного обучения  
Если у ребёнка большие отклонения в психоэмоциональном и физическом состоянии, то каким бы сильным ни было желание родителей обучать его в обычной школе, в этом случае лучше выбрать специализированный (коррекционный) класс.

Интегрированное обучение в России

Современные тенденции становления интегрированного обучения в России имеют свои отличия. В РФ разделяют три подхода к организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии:

  1. Дифференцированное обучение.
  2. Интегрированное обучение.
  3. Инклюзивное обучение.
Одной из задач, которую ставит перед собой партия «Единая Россия» — развитие инклюзивного обучения в РФ. По данным RG.RU к 2020 году у 71% школьных зданий появились безбарьерные входы для особенных детей, а 8% образовательных учреждений полностью готовы перейти на новую форму организации учебного процесса.

Дифференцированное обучение

Это образовательная модель, при которой дети с тяжелыми задержками в умственном развитии и сильными нарушениями слуха, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата учатся в специальных коррекционных школах.

Интегрированное обучение

В российской системе образования под этим термином понимают образовательную модель, при которой особенные дети обучаются в общеобразовательных школах, но в отдельных классах. А чтобы попасть в коллектив к обычным детям, ребёнку необходимо доказать, что его способности позволят ему в полном объёме освоить учебную программу.

Инклюзивное обучение

Это образовательная модель, при которой дети с инклюзией обучаются вместе с полностью здоровыми детьми в общеобразовательном учреждении. Для этого привлекают дополнительных специалистов, которые помогают таким детям легче проходить адаптацию и справляться с уроками.

Чем инклюзивное обучение отличается от интегрированного? В российской системе образования — это два разных типа организации учебного процесса для детей с особенностями развития. Также считается, что при инклюзивном обучении делают больший акцент на воспитании человечного и толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Плюсы и минусы интегрированного обучения

Давайте подведём итоги и рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у интегрированного обучения.

Плюсы интегрированного обучения

  • развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
  • помощь детям с особенностями успешно интегрироваться в общество;
  • возможность не замыкаться в проблемах;
  • развитие эмпатии и умения помогать другим людям;
  • формирование толерантной культуры.
Интегрированное обучение — шанс для особенных детей найти своё место в обществе

Минусы интегрированного обучения

  • ребёнок с особенностями часто требует слишком много внимания и времени, которые учитель не всегда может дать;
  • недостаток внимания к обычным детям может сказаться на их успеваемости;
  • риск травли со стороны других учеников;
  • сложно подготовить нужных специалистов;
  • необходимо перестраивать всю систему образования.

Наш мир с каждым годом становится более инклюзивным: появляются пандусы в общественных местах, новые подходы к социализации и, в том числе, к образованию. Поэтому если вы уже учитесь или планируете поступать на факультеты по педагогике, психологии или социальной работе, присмотритесь к этой теме. Спрос на грамотных специалистов будет расти, а значит, это отличное направление для профессиональной реализации.

А если будет нужна помощь в написании курсовых или дипломных работ, смело обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты учтут все требования к оформлению и напишут работу в срок.

Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
Смотреть все услуги
Наши социальные сети

Навигация по статьям

Наши разделы
Статьи по теме

Посмотрите примеры наших работ

  • Лингвистика
    Лингвистика

    Основные характеристики научного стиля и место терминологии в нем

    • Вид работы:

      Дипломная работа

    • Время выполнения:

      7 дней

    • Стоимость заказа:

      9 500 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Педагогическая психология
    Педагогическая психология

    Саморегуляция эмоциональной сферы подростков - спортсменов хоккейной команды

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Время выполнения:

      5 дней

    • Стоимость заказа:

      2 400 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Электротехника
    Электротехника

    Разрез холодильной установки

    • Вид работы:

      Чертёж

    • Время выполнения:

      3 дней

    • Стоимость заказа:

      1 550 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Технология машиностроения
    Технология машиностроения

    Технология машиностроения

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      700 руб.

    Смотреть работу в PDF
  • Философия
    Философия

    История развития астрономии

    • Вид работы:

      Реферат

    • Время выполнения:

      2 дней

    • Стоимость заказа:

      600 руб.

    Смотреть работу в PDF