Среди современных трендов образования особое место занимают методики, которые позволят людям с инклюзией чувствовать себя полноценными членами общества. Одно из таких решений — интегрированное обучение.
В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:
- Что означает интегрированное обучение?
- Какие цели и задачи оно перед собой ставит?
- Какие есть виды, этапы, а также модели интегрированного обучения?
- Какие особенности интегрированного обучения в России?
Хотите получать полезные статьи из мира образования первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками.
Что такое интегрированное обучение
Интеграция — это специальный термин, который означает любой процесс объединения частей в целое. Но в педагогической системе он имеет свою специфику: его применяют в вопросах инклюзии, то есть включения людей с различными видами инвалидности в общественную жизнь.
Итак, в образовании интегрированное обучение — это образовательная модель, при которой ребёнок с особенностями в развитии обучается не отдельно, а вместе с другими детьми.
Интегрированное, или инклюзивное обучение — это не только возможность для людей с особенностями развития почувствовать себя частью общества, но и способ развивать толерантность, эмпатию и заботу о других с первых лет жизни.Саламанкская декларация
В 1994 году в Испании проходила Всемирная Конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В её рамках приняли Саламанкскую декларацию, которая легла в основу концепции интегрированного обучения. Вот её основные положения:
- у каждого ребёнка есть право на базовое образование;
- каждый ребёнок уникален и обладает своими интересами и разным уровенем способностей;
- эти особенности стоит учитывать в процессе обучения, создавая комплексные образовательные программы;
- общеобразовательные школы должны формировать условия для комфортного обучения всех детей, в том числе и с инклюзией.
Так начали появляться базовые модели интегрированного обучения, которые позволили детям с особенностями развития получить доступ к полноценному школьному образованию.
В вузе также применяют технологии интегрированного, или интегрального обучения. Но там под этим термином понимают методики, которые предполагают комплексный подход к профессиональному образованию. Это достигается за счёт развития междисциплинарных связей, использования проектной работы, Agile и Scrum-методологий и других инструментов.Цели и задачи интегрированного обучения
Интегрированный подход в обучении — это методика, которая позволяет успешно решать цели и задачи, связанные с социализацией и передачей знаний детям с инклюзией разной степени тяжести.
Цель интегрированного обучения
Цель интегрированного обучения — помочь ребёнку с особенностями в развитии научиться успешно коммуницировать с другими детьми и получить подготовку и навыки, чтобы реализоваться в жизни.
Обучение в Японии по интегрированным образовательным программам существует с 1990 года, а нормы и акты инклюзивного обучения стали разрабатывать уже с 70-х годов.Задачи интегрированного обучения
Интегрированное обучение решает следующие задачи:
- создать специальные условия для детей с особенностями развития;
- помочь таким детям освоить учебную программу, не отклоняясь от стандартов школьного образования;
- уменьшить или снизить функциональные нарушения у детей;
- создать уважительную и принимающую атмосферу;
- наладить диалог с другими детьми, научить коммуникации;
- поддерживать в вопросах обучения и социализации;
- оказывать психологическую поддержку;
- формировать позитивное отношение к себе и жизни.
Технология интегрированного обучения
Понятие интегрированного обучения включает в себя не только толерантное отношение, но и применение в образовании современных технологий. Ведь переход на такой тип прогрессивного обучения требует модернизировать всю школьную систему. А именно:
- привлекать необходимых специалистов, которые будут помогать учителям во время преподавания;
- использовать инновационные педагогические решения и идеи;
- адаптировать учебную программу с учётом особенностей всех детей в интегрированном классе;
- делать акцент на развитие творческих и познавательных способностей;
- активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
Принципы интегрированного обучения
Интегрированное обучение имеет свои принципы и особенности:
- развивает индивидуальные особенности каждого ребёнка;
- создаёт условия для тесного взаимодействия школы, учителей, узких специалистов и родителей;
- обучает определённой культуре, которая помогает детям уважительно относиться к непохожим на них детям и принимать различия, не оскорбляя других;
- создаёт поддерживающее пространство, где каждый ребёнок чувствует свою ценность и способность справиться со всеми задачами.
Формы интегрированного обучения
По организации образовательного процесса различают четыре формы интегрированного обучения:
- посещение обычного класса общеобразовательной школы;
- посещение специального класса общеобразовательной школы;
- учёба в коррекционной школе с последующим переводом в общеобразовательную;
- полное или частичное включение в образовательный процесс во время профессионального обучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Модели интегрированного обучения
Помимо форм выделяют такие современные модели организации интегрированного инклюзивного обучения, как:
- постоянная полная интеграция;
- постоянная, но неполная интеграция;
- частичная интеграция;
- временная интеграция;
- эпизодическая интеграция;
- комбинированная интеграция.
Постоянная полная интеграция
При такой модели интегрированного обучения дети с инклюзией посещают общеобразовательную школу вместе с другими учениками и получают дополнительную коррекционную помощь при необходимости. Постоянная полная интеграция возможна в двух случаях:
- уровень развития ребёнка близок к нормальному, без сильных отклонений;
- в школе помимо преподавателя ещё есть отдельный специалист.
Постоянная, но неполная интеграция
Такая модель подходит детям, у которых есть отклонения от возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи и не могут посещать все уроки наравне с другими учениками. Учителя и родители определяют, какие предметы ребёнок будет посещать с классом, а что проще осваивать с помощью специалиста.
Частичная интеграция
В этой модели большее значение отдаётся индивидуальному обучению ребёнка с особенностями развития. А уроки в общеобразовательной школе он посещает лишь частично или проводит время с детьми после основной учёбы.
Временная интеграция
В данной модели интегрированного обучения ребёнок с инклюзией проводит время с обычными детьми в школе не реже двух раз в месяц. А занимается индивидуально по специально разработанной программе.
Эпизодическая интеграция
Такая модель применяется в школах, где нет возможности организовать полноценное интегрированное обучение: нет отдельного специалиста, нет возможностей для модернизации преподавания. В таком случае организовывают периодические мероприятия, которые помогают социализировать детей с особенностями развития.
Комбинированная интеграция
Модель обучения, которую применяют в маленьких населённых пунктах, если в них нет возможностей для какого-либо интегрированного образования. В этом случае используют лишь некоторые элементы инклюзивного обучения. Поэтому комбинированная модель подходит детям с минимальными отклонениями в развитии, иначе они просто не смогут усваивать образовательную программу наравне c другими учениками.
Кому подходит интегрированное обучение
Методика интегрированного обучения вышла из специального (коррекционного) подхода к обучению детей с ограниченными способностями. На первый взгляд, она может показаться панацеей, но это не совсем так. Есть у интегрированного обучения проблемы — оно подходит далеко не всем детям с инклюзией.
Прежде чем принять решение об интегрированном обучении для ребёнка, стоит показать его специалисту. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.
Внешние условия | Внутренние условия |
функциональные нарушения удалось выявить на самых ранних этапах жизни | степень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми |
родители серьёзно настроены помогать ребёнку в процессе обучения | способности ребёнка позволяют ему осваивать учебную программу в полном объёме |
есть возможность организовать квалифицированную коррекционную работу | ребёнок психологически готов к школе |
есть условия и среда для интегрированного обучения |
Интегрированное обучение в России
Современные тенденции становления интегрированного обучения в России имеют свои отличия. В РФ разделяют три подхода к организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии:
- Дифференцированное обучение.
- Интегрированное обучение.
- Инклюзивное обучение.
Дифференцированное обучение
Это образовательная модель, при которой дети с тяжелыми задержками в умственном развитии и сильными нарушениями слуха, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата учатся в специальных коррекционных школах.
Интегрированное обучение
В российской системе образования под этим термином понимают образовательную модель, при которой особенные дети обучаются в общеобразовательных школах, но в отдельных классах. А чтобы попасть в коллектив к обычным детям, ребёнку необходимо доказать, что его способности позволят ему в полном объёме освоить учебную программу.
Инклюзивное обучение
Это образовательная модель, при которой дети с инклюзией обучаются вместе с полностью здоровыми детьми в общеобразовательном учреждении. Для этого привлекают дополнительных специалистов, которые помогают таким детям легче проходить адаптацию и справляться с уроками.
Чем инклюзивное обучение отличается от интегрированного? В российской системе образования — это два разных типа организации учебного процесса для детей с особенностями развития. Также считается, что при инклюзивном обучении делают больший акцент на воспитании человечного и толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.Плюсы и минусы интегрированного обучения
Давайте подведём итоги и рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у интегрированного обучения.
Плюсы интегрированного обучения
- развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
- помощь детям с особенностями успешно интегрироваться в общество;
- возможность не замыкаться в проблемах;
- развитие эмпатии и умения помогать другим людям;
- формирование толерантной культуры.
Минусы интегрированного обучения
- ребёнок с особенностями часто требует слишком много внимания и времени, которые учитель не всегда может дать;
- недостаток внимания к обычным детям может сказаться на их успеваемости;
- риск травли со стороны других учеников;
- сложно подготовить нужных специалистов;
- необходимо перестраивать всю систему образования.
Наш мир с каждым годом становится более инклюзивным: появляются пандусы в общественных местах, новые подходы к социализации и, в том числе, к образованию. Поэтому если вы уже учитесь или планируете поступать на факультеты по педагогике, психологии или социальной работе, присмотритесь к этой теме. Спрос на грамотных специалистов будет расти, а значит, это отличное направление для профессиональной реализации.
А если будет нужна помощь в написании курсовых или дипломных работ, смело обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты учтут все требования к оформлению и напишут работу в срок.