Эссе педагога — одно из заданий на всероссийском конкурсе «Учитель года».
В статье рассказываем, как написать эссе для конкурса «Учитель года» в 2024 году и какую тему для него выбрать. А в конце поделимся образцами конкурсного эссе для педагогов.
Кстати, мы уже писали о том, как принять участие и победить в конкурсе «Учитель года». Другие полезные материалы читайте на нашем Телеграм канале. Еще там вы найдете приятные бонусы для вашей учебы.
Что такое эссе «Учитель года»
Эссе на конкурс «Учитель года» — это небольшое сочинение-рассуждение, в котором педагог размышляет о своей профессии, воспитании подрастающего поколения и системе образования.
Такое эссе — обязательный этап конкурса, от его успеха будет зависеть победа в состязании. Оно может носить общий характер или затрагивать определенную проблему, но обязательно должно базироваться не только на теоретических знаниях, но и на опыте и практике самого учителя.
Конкурсное эссе каждый испытуемый пишет без использования технических средств и дополнительной литературы. Объем эссе — до 6 страниц, время написания — 4 часа.
Как написать педагогическое эссе для конкурса «Учитель года»
Эссе на конкурс «Учитель года» не имеет строгой композиции, но придерживаться определенной структуры все же стоит. Структура сочинения может быть такая:
- введение;
- основная часть;
- выводы.
Во введении надо ввести в курс дела читателя, обозначить и четко сформулировать проблему, которую будет раскрывать автор работы:
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель… Л. Толстой. Что лежит в основе профессии учителя? Любовь и ещё раз любовь. Поговорим об этом удивительном качестве. (Эссе на конкурс «Учитель года», введение).
В основной части надо раскрыть мотивы выбора профессии учителя и смысл педагогической деятельности в целом:
В середине XX века антрополог Эшли Монтегю написал: «Для нормального развития человеческого организма необходим важнейший витамин – любовь. Она источник всякого здоровья и особенно нужна ребёнку в первые шесть лет жизни. Такой витамин, будучи ребёнком, я получила в семье от своих замечательных родителей. Основание моей будущей профессии, я считаю, было заложено.
Время идёт, и наступает момент, когда перед молодым человеком, юношей, девушкой, стоит выбор: какую профессию выбрать, чему посвятить свою жизнь? На помощь приходят родители, близкие люди. Совет, предложение, просто участие. Это любовь! В моём случае почва была подготовлена для выбора профессии. Педагогическое училище. Родители одобрили мой выбор. Я хотела стать учителем. И я им стала. Мною двигала любовь.
Жизнь устроена так, что любовь, подаренную в детстве, молодые родители приносят в свою, вновь появившуюся семью, передают своим детям. Любовь имеет продолжение. Это любовь!
Я дарила и продолжаю дарить любовь своим троим уже совершеннолетним детям. Я - учитель в школе, учитель в семье, учитель для себя самой, в хорошем смысле этого слова. В основе моего учительства - любовь к людям, большим и маленьким. Благодаря этому качеству, я в свои 48 лет чувствую себя нужной и полезной в своей профессии. Я всегда держу в сердце слова нашего любимого директора школы Ольги Львовны: «Любви много не бывает». Это действительно так.
Что сегодня помогает мне оставаться любящей свое дело и своих учеников учителем? Что поддерживает мой профессиональный рост? Если конкретно перечислить факты, то это - желание не стареть и идти в ногу со временем и своими учениками, активная жизненная позиция, позитив и радость, которые делают мою жизнь и жизнь других людей, находящихся рядом, лучше и светлее. Это любовь!
Ребёнок растёт как ученик, растёт духовно, раскрывается и расцветает как маленькая творческая личность, чувствует себя комфортно в данных условиях и на данном этапе, с ним уютно его одноклассникам и друзьям, им любуются родители и учителя. Это дорогого стоит. Также как растение нуждается в поливе и другом уходе, также и ребёнок требует самоотверженного труда учителя. И такой труд приносит свои замечательные результаты. Д. Менделееву принадлежат замечательные слова: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…». Я полностью согласна с этими словами. (Эссе на конкурс «Учитель года», основная часть).
В заключительной части надо сделать выводы и обобщения:
Хочется прокричать на весь мир: «Дорогие учителя, давайте закладывать в своих учеников семена любви, усердно поливать их, лелеять, выхаживать, чтобы они дали превосходные всходы, и дети наши выросли настоящими достойными людьми. Чтобы про каждого из нас другие смогли сказать, выражаясь словами Л. Толстого, ты — совершенный учитель! (Эссе на конкурс «Учитель года», заключительная часть).
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Как оценивается эссе на конкурсе «Учитель года»
Комиссия, которая проверяет эссе, обращает внимание на такие моменты как:
- глубина и оригинальность эссе;
- актуальность сочинения в современной педагогике;
- четкость аргументов в основной части работы;
- связь теоретических основ с практикой учителя;
- оригинальность изложения эссе: литературный стиль, использование цитат, средств выразительности;
- целостность работы;
- языковая грамотность.
За каждый критерий можно получить от 0 до 2 баллов.
Темы для конкурсного эссе
Тему для эссе чаще всего организаторы выбирают сами, но иногда тематика может быть свободная, и тогда конкурсант выбирает тему сам. Стоит помнить, что хорошая и правильная тема сочинения должна:
- затрагивать особенности профессии педагога;
- показывать миссию и задачи учителя;
- раскрывать педагогические принципы и подходы в образовании конкурсанта.
Темы для конкурсного эссе могут быть такие:
- Я — учитель, и это звучит гордо!
- Девиз педагога — «Твори. дерзай, увлекай!».
- Почему я стала учителем?
- Учителями не рождаются, а становятся.
- Учитель — это работа или призвание?
- Учитель или мастер?
- Учитель: путь к мастерству.
- Педагог в современом мире.
- 10 причин стать учителем.
- Педагог — чуть больше, чем профессионал, чуть меньше, чем родственник.
- Личность учителя.
- Учи, но не забывай и воспитывать.
Эссе на конкурс «Учитель года»: примеры и образцы
Чтобы подготовиться к написанию конкурсного эссе, можете посмотреть примеры готовых работ:
Эссе учителя музыки:
Я – учитель... Вряд ли можно найти название профессии, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, тепло и душевно, как слово «учитель». В это понятие вложен глубокий смысл, но учитель – это не столько профессия, сколько призвание...
Я – учитель музыки. В выборе преподаваемого предмета я не сомневалась никогда. Мир звуков захватил меня еще в детстве. Когда я наблюдала за занятиями моей подруги – одноклассницы, мне тоже хотелось также красиво касаться клавиш, а в ответ слышать нежные звуки... Вместе с ней мы выполняли её домашние задания по музыке, вместе ходили на занятия в Дом Культуры. Там меня заметили и предложили заниматься музыкой! Вот так открылся для меня новый мир!
Моя педагогическая карьера началась в дошкольном учреждении в качестве музыкального руководителя. Я с интересом наблюдала, как совсем маленькие дети реагируют на музыку, чувствуют её настроение, как она их увлекает и учит, воспитывает в них лучшие качества.
Наша жизнь непредсказуема: мне довелось обучать детей с ограниченными возможностями здоровья. Когда я начала работать с ними, мне было трудно, я видела, что у них нарушены восприятие, внимание, память, речь, мышление, познавательная и эмоционально-волевая сферы. Методов и приёмов, которыми я владела на тот момент, было недостаточно. С этого и начался мой профессиональный поиск... Прежде всего, мне пришлось вновь учиться, чтобы максимально помочь этим детям в социальной адаптации, интеграции их в общество. В итоге я разработала систему уроков по музыке и пению, направленную на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
В этом учебном году в моей профессиональной жизни начался новый этап – теперь я учитель музыки в общеобразовательной школе. И вновь для меня много открытий! Наблюдая за учениками, я вижу, сколько у них возможностей, сколько желания научиться чему-то новому, интересному.
Собираясь на урок, я преследую цель: на уроке всё должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи.
Свою задачу я вижу в оптимальном подборе методов и приёмов, позволяющих «достучаться» до внутренних резервов души ребёнка. Я стараюсь погрузить учащихся в созданный ими при помощи музыки мир сказочной реальности.
Размышляя, прихожу к выводу, что я счастливый человек – у меня любимая профессия… И завтра я опять иду в школу…
- Эссе учителя физкультуры на конкурс «Учитель года».
- Эссе учителя математики на конкурс «Учитель года».
- Эссе учителя начальных классов на конкурс «Учитель года».
- Эссе учителя физики на конкурс «Учитель года».
- Эссе учителя-логопеда на конкурс «Учитель года».
Вот такие особенности эссе для конкурса «Учитель года». Если у вас появятся затруднения, обращайтесь в студенческий сервис. Наши специалисты помогут написать эссе качественно и в срок.