Традиционное образование со скучными лекциями и стандартными задачами уже давно не соответствует духу времени. Однако переход на альтернативные методы может стать слишком радикальным решением. Есть ли золотая середина? Да, и имя ему — смешанное обучение.
Что собой представляет смешанное обучение, на каких принципах оно строится и какие модели смешанного обучения существуют — об этом мы расскажем в статье.
Хотите первыми получать свежие новости из мира образования? Подписывайтесь на наш информационный канал. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.
Что такое смешанное обучение в образовательном процессе
Современные тренды образования будущего и классический подход объединились в технологии смешанного обучения. Давайте разберёмся, что это такое.
Смешанное обучение — это образовательный подход, который сочетает в себе разные учебные форматы: очный, заочный, дистанционный, интерактивный, электронный и другие. Это даёт студенту возможность самостоятельно выбирать время, место, скорость и направление своего образования.
Смешанное обучение появилось благодаря современным технологиям и развитию интернета. Они позволили совмещать лучшие практики традиционного образования в школе или вузе и свободу дистанционного обучения.
Термин «смешанное обучение» впервые появился в 1999 году, когда выпустили программное обеспечение, позволявшее учиться через интернет дистанционно.Принципы смешанного обучения
Смешанный формат обучения строится на определённых принципах:
- последовательность;
- наглядность;
- отработка на практике;
- непрерывность;
- поддержка.
Последовательность
Смешанное обучение в вузе должно быть последовательным. Сначала студент изучает новый материал сам, потом слушает объяснения преподавателя и закрепляет знания на практике.
Наглядность
Электронное обучение невозможно без наглядных обучающих материалов, к которым студент всегда может обратиться. Поэтому преподаватели создают электронные учебники, видеоуроки, схемы и так далее, чтобы учащимся было проще разбираться в новой информации.
Отработка на практике
Чтобы закрепить полученные знания, необходимо отработать их на практике. В смешанном формате обучения это могут быть как групповые занятия в аудитории, так и цифровые тренажёры.
Непрерывность
Основа смешанного обучения — это его непрерывность. Она предполагает, что студент может зайти на дистанционную учебную площадку и получить новый материал для изучения. Это пересекается с концепцией микрообучения в высшем образовании.
Поддержка
В отличие от адаптивного обучения смешанное предполагает активное взаимодействие студента и преподавателя как онлайн, так и офлайн. Учащиеся всегда могут обратиться к педагогу, задать вопросы и получить поддержку.
Преподаватель в модели смешанного обучения — это наставник, который стимулирует интерес учащихся, мягко направляет их учебный поиск и даёт необходимые инструменты для самостоятельной работы.Модели смешанного обучения и их описание
На сегодняшний день существует около 40 моделей смешанного обучения. В школах и вузах чаще всего используют следующие методики и их подвиды:
- ротация;
- перевёрнутый класс;
- индивидуальный план;
- гибкая модель.
Ротация
У данной модели смешанного обучения много подвидов: ротации станций, лабораторий и так далее. Но главный принцип — это перемещение учащихся по разным группам. Например, преподаватель может разделить студентов на две части. Одна будет заниматься онлайн, а вторая — непосредственно в аудитории.
Или организовать три группы студентов: одни работают дистанционно, вторые — самостоятельно в аудитории, третьи — под руководством учителя. Важно, что состав групп может меняться, а учащиеся пробуют разные виды взаимодействий.
Перевёрнутый класс
Модель смешанного обучения «перевёрнутый класс» считается одной из самых популярных. Это такой тип организации учебного процесса, при котором студенты изучают новый материал дома, а в аудитории работают непосредственно над практическими задачами в группах.
Главная трудность учебной модели «перевёрнутый класс» — отследить, чтобы учащиеся действительно выполняли домашнее задание в полном объёме, самостоятельно изучая новый материал.Индивидуальный план
Данный вид смешанного обучения максимально персонализирует образование студентов. Для этого разрабатывается индивидуальный учебный профиль, по которому проходят обучение как отдельные ученики, так и определённые группы. Преподаватель должен при этом учитывать личные особенности учащихся, их цели и возможности.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Гибкая модель смешанного обучения
Такая модель предполагает, что студенты самостоятельно разрабатывают свои графики обучения, выбирают темы и скорость, с которой они планируют осваивать выбранные материалы и достигать поставленных целей. Главное — гибко подходить к выбору образовательного плана, исходя из целей и потребностей. Преподаватель лишь курирует и помогает отстающим студентам, работая с ними индивидуально или в группах.
В школе используют ротацию, перевёрнутый класс и персонализацию. А вот гибкая модель подойдёт только для вузов, так как требует ответственности и высоких навыков самоорганизации.Факторы успеха смешанного обучения
Для успешности моделей смешанного обучения необходимо соблюдать определённые факторы:
- Персонализировать образование. Персонализация — это главное достоинство смешанного обучения. Благодаря этому фактору студент может самостоятельно выбирать место, время и предметы, которые он хочет изучать.
- Стремиться к достижению мастерства. Это значит, что прежде, чем переходить к новому материалу, необходимо досконально изучить предыдущий.
- Ставить высокие цели. Это мотивирует продолжать обучение, даже когда возникают сложности или неудачи.
- Помнить о личной ответственности. Методы смешанного обучения не будут эффективны без понимания учащихся, что только они отвечают за свои результаты и успехи.
- Организовывать проектную работу. Индивидуальное обучение онлайн не сможет дать тех навыков, которые рождаются в групповом взаимодействии. Поэтому при смешанном формате образования важно проводить проектную работу, основанную на реальных потребностях рынка.
Смешанное обучение плюсы и минусы
Давайте подведём итоги и посмотрим, какие преимущества и недостатки есть у смешанного обучения.
Преимущества смешанного обучения | Недостатки смешанного обучения |
Сохраняется возможность обучения лицом к лицу. | Смешанный формат обучения невозможен, если у студентов или преподавателей отсутствует вычислительная техника или недостаточно знаний для работы с ней. |
Создаётся атмосфера достижения результатов и поддержки. | Отсутствие должной ответственности за обучение со стороны студентов может свести идею смешанного обучения на нет. |
Обеспечивается быстрая обратная связь. | Преподавателям необходимо не только готовиться к урокам, но и создавать электронные учебные материалы. |
Благодаря групповой работе развиваются не только мыслительные способности, но и эмоциональный интеллект, а также другие soft skills. | Технические проблемы могут повлиять на процесс обучения. |
Смешанный формат даёт большую свободу выбора предметов, способов и скорости обучения. | Низкая подготовка методической базы для смешанного обучения. |
При смешанном обучении происходит значительная автоматизация контроля и оценки образовательных результатов. | |
Обучение становится более персонализированным и индивидуальным. |
Несмотря на существующие недостатки, смешанное обучение — это довольно перспективная образовательная модель. Она действительно помогает найти здоровый компромисс между традиционным образованием и новыми тенденциями. А её элементы используются в школах и вузах уже сейчас.
Теперь вы знаете, что из себя представляет смешанное обучение и на каких принципах оно строится. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ — обращайтесь в наш студенческий сервис.