Единый государственный экзамен по литературе — один из самых субъективных. Но лишь на первый взгляд. Если изучать школьную программу, анализировать тексты и знать типичные ошибки ЕГЭ по литературе прошлых лет — проблем не возникнет.
С последним мы можем помочь. Мы внимательно прочитали аналитический отчёт ФИПИ за 2024 год и собрали топ-8 ошибок, которые чаще всего допускали участники. Смотрите и запоминайте.
А если хотите первыми получать полезные материалы из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал. И не забывайте, что вас всегда ждут приятные акции и скидки от компании.
ЕГЭ по литературе: как проходил экзамен
Каждый год литературу в качестве дополнительного экзамена выбирает примерно одинаковое количество школьников. В 2024 ЕГЭ по данному предмету прошли 49 517 человек. Это чуть больше, чем в прошлом. Большинство из участников в дальнейшем поступали в гуманитарные вузы по филологическому профилю.
Средний балл за единый государственный экзамен по литературе составил 65,85. Это третий показатель после итоговых результатов за ЕГЭ по английскому и русскому языку:
Все задания ЕГЭ по литературе должны были помочь проверить, насколько выпускники российских школ разбираются в базовой теории и могут работать с литературными текстами. А именно:
- знают ли основные данные по литературной истории и теории;
- могут ли глубоко анализировать и самостоятельно интерпретировать художественные тексты;
- умеют ли выделять схожие проблемы и темы в разных произведениях, сопоставляя их;
- способны ли давать связные, грамотные и логичные ответы;
- умеют ли размышлять над центральными проблемами произведений, чётко выражая свои мысли в письменной форме.
Сам экзамен состоял из двух частей:
- Первая проверяла теоретические знания участников и их умения анализировать текстовую часть художественных произведений.
- Вторая — умение выбирать тему и писать развёрнутое сочинение-рассуждение, а также способность грамотно выражать мысли.
Все задания распределили по трём уровням сложности:
- базовый;
- повышенный;
- высокий.
Первая часть включала задания базового и повышенного уровней, а вторая — высокого.
Если рассматривать содержательную сторону, то ЕГЭ по литературе состоял из восьми образовательных блоков:
- Теория и история литературы.
- Древнерусская литература.
- Литература XVIII в.
- Литература первой половины XIX в.
- Литература второй половины XIX в.
- Литература конца XIX — начала XX в.
- Литература первой половины XX в.
- Литература второй половины ХХ — начала XXI в.
В целом выпускники справились хорошо. Высокие баллы за ЕГЭ по русской литературе (от 80 до 100%) получил 21% участников. А 100-балльный результат показали 3% всех школьников.
ЕГЭ по литературе: топ-8 ошибок
Несмотря на то, что ученики показывают довольно высокие баллы за ЕГЭ по литературе, существует ряд ошибок, которые из года в год допускает значительное количество участников. Мы собрали самые типичные, разбили их на две части и делимся с вами.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Логические ошибки в ЕГЭ по литературе
Условно все логические ошибки в ЕГЭ по литературе касаются первой части экзамена. В ней нужно находить правильные варианты из предложенных или давать краткие ответы.
Ошибка №1: неправильно сопоставлять героев и события
Самая сложная логическая ошибка ЕГЭ по литературе относится к заданию №4. В нём участники должны соотнести героев и события, коротые с ними связаны. Удивительно, но с этой задачей справилось всего 53,5% участников.
Задания, в которых необходимо провести сопоставления, оказались самыми сложными. Это говорит о том, что ученики невнимательно относятся к деталям повествования и поверхностно воспринимают сюжет.
Ошибка №2: находить неверные изобразительно-выразительные средства
Задание №13 заняло второе место по сложности. В нём участникам предлагали найти изобразительно-выразительные средства и художественные приёмы, которые поэт использует в лирическом произведении.
Основная проблема заключалась в том, что выпускникам не давались конкретные термины. Они должны были сами найти художественные приёмы в произведении и написать точные названия.
Напротив, задания, где было необходимо сопоставить литературоведческую терминологию и определения, участники выполнили хорошо. Значит, сложности возникают в моменте, когда нужно использовать теоретические знания на практике.
Ошибка №3: приводить неточный пример героев из других произведений
Ещё одна задача, с которой школьники справляются не так хорошо, как хотелось бы, это поиск примеров из других произведений. У участников просят найти героев, сюжетная линия которых или проблематика совпадает с центральными.
Трудности, которые испытывают выпускники, отвечая на задание, связаны с тем, что ученики мало читают и не умеют анализировать литературных персонажей и события.
Ошибка №4: путать похожие термины
Вопросы, касающиеся основной литературоведческой терминологии, не вызвали особых трудностей. Однако термины, которые звучат очень похоже или близки по смыслу, ввели некоторых участников в заблуждение.
Так, ученики путали термины «течение» и «направление», «рифма» и «рифмовка», «конфликт» и «контраст», «сравнение» и «противопоставление» и так далее.
Литературная теория и отдельные литературоведческие термины не вызывают трудностей у участников. Более 80% верно соотнесли названия с определениями.
Ошибки в сочинении ЕГЭ по литературе
Следующий блок ошибок касается второй части экзамена, в том числе и литературного сочинения. Критерии, на которые обращали внимание при проверке заданий высокого уровня сложности, относятся к следующим умениям:
- сопоставлять несколько произведений по разным аспектам;
- обосновывать выводы, опираясь на цитаты из литературных текстов;
- использовать фактический материал, а не прибегать к общему пересказу сюжетной линии.
Отсутствие логической последовательности при сопоставлении двух выбранных текстов — частая ошибка в ЕГЭ по литературе.
Вот какие типичные ошибки допускают участники единого государственного экзамена по литературе, приступая к выполнению второй части.
Ошибка №1: писать сочинение не в полном объёме
Одна из самых больших ошибок в сочинении — это недостаточный объём текста. По правилам ЕГЭ итоговое эссе должно содержать не менее 200 слов. В общую численность включаются абсолютно все слова, в том числе союзы и предлоги.
Краткость, конечно, сестра таланта, но в двух словах выразить точную мысль редко кому удаётся. Так что не сдерживайте себя.
Ошибка №2: показывать низкую речевую грамотность
Одно дело — написать сочинение по литературе. И совсем другое — сделать это красиво, грамотно и без стилистических ошибок. К сожалению, выпускники часто испытывают трудности, подбирая фразы и формируя предложения.
Чтобы улучшить качество письменного текста и не терять баллы, необходимо больше читать классическую литературу и, соответственно, писать.
Ошибка №3: использовать неточные цитаты
От участников ЕГЭ по литературе ждут обоснованной аргументации в сочинении. И аргументировать размышления необходимо цитатами из выбранного текста.
Это довольно сложная задача. Чтобы с ней справиться, выпускники должны практически дословно учить текст литературного произведения, по которому они планируют писать сочинение.
Увы, многие ленятся и пытаются точные высказывания подменять общими выражениями или приводят неверные цитаты. Всё это может сказаться на баллах.
Самый низкий результат показали выпускники, выбравшие тему «Мир “братьев наших меньших”» в литературных произведениях XX и XXI веков. С ней справилось только 37%.
Ошибка №4: недостаточно глубоко понимать тему
В литературном сочинении, которое состоит минимум из 200 слов не всегда легко раскрыть тему. Но в основном участники справляются. Особенно легко им даются вопросы, связанные с конкретными героями и их эмоциональными переживаниями.
А вот глубоко понять и передать философские и нравственно-этические темы удаётся далеко не каждому. Именно на абстрактной тематике многие путаются и не могут обосновать собственные мысли, теряя логику и итоговые баллы за работу.
Чтобы не допустить подобных ошибок, необходимо больше читать философские произведения и пошагово разбирать основные проблемы.
Подготовка к ЕГЭ по литературе: ценные советы
Чтобы грамотно ответить на все теоретические вопросы и на отлично написать сочинение, стоит при подготовке к итоговому экзамену обратить внимание на следующие моменты:
- Больше читать и расширять литературный кругозор.
- Глубже работать с текстами и обращать внимание на детали.
- Анализировать как можно больше художественных произведений.
- Учиться сопоставлять разные тексты, находя общую проблематику и характеры.
- Обращать внимание на фактическую точность при пересказе литературных сюжетов.
- Заучивать точные цитаты, чтобы не только использовать их в сочинении, но и блеснуть знаниями в дружеской компании.
- Повышать речевую грамотность, читая больше хорошо написанных текстов и художественных книг.
- Развивать абстрактное мышление и формировать своё мнение о философских литературных произведениях.
- Писать конспекты, отмечая основные события и характеристики героев.
- Обязательно изучать правила заполнения экзаменационных бланков.
- Внимательно читать условия к заданию, прежде чем приступать к выполнению.
- Перед тем, как сдать работу, перепроверить ответы. Это поможет увидеть опечатки и ошибки и исправить их.
Теперь вы знакомы с самыми типичными ошибками ЕГЭ по литературе. А значит, знаете, на что обратить особое внимание при подготовке к экзамену. Удачи вам и высоких баллов! А если понадобится помощь в написании контрольных, самостоятельных работ или эссе по русской литературе или другим предметам — смело обращайтесь в студенческий сервис.