Школьная и студенческая пора полна тревог и переживаний. Страх получить плохую оценку, завалить сессию или просто отвечать у доски — все эти страхи могут породить фобии и боязнь учебы.
В статье рассказываем, откуда появляется боязнь учебы, как не бояться отвечать на парах и как победить свои фобии.
Кстати, мы уже писали о том, как можно успокоиться на экзамене. Еще больше полезных материалов из мира образования ищите на нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними еще выгоднее учиться на отлично.
Откуда появляется боязнь учиться
В основе всех фобий лежит страх.
Страх — это естественная реакция организма, которая помогает защищаться в экстренных случаях.
Если говорить о страхах связанных с учебой, то они, как правило, появляются еще в детстве. Причин может быть много:
- боязнь наказания за плохие оценки;
- строгость учителей;
- буллинг;
- семейные обстоятельства;
- излишняя эмоциональность;
- низкая самооценка;
- большая учебная нагрузка.
У ребенка появляется негативная реакция на учебу, которая может сохраняться на протяжении всего обучения в школе и даже в вузе.
Страх в учебе неизбежен, ведь человек всегда страшится нового и непонятного. Однако, стоит различать беспокойство и нервозность.
Беспокойство возникает спонтанно и быстро проходит.
Нервозность — это навязчивое состояние, которое постоянно держит человека в напряжении. Например, боязнь перед экзаменом — это нормальная реакция, которая быстро проходит. А вот если появляется страх учиться, ходить на пары, общаться с однокурсниками — это нервозность, в таком состоянии часто нужна помощь психолога.
Софофобия — это иррациональный страх перед учебой. Чаще всего софофобии подвержены дети, однако, она может сохраняться и у взрослых. Эта фобия сильно влияет на качество жизни, а избавиться от неё непросто. Сессии с психологом эффективны в борьбе с софофобией, однако, в тяжелых случаях может потребоваться медикаментозное лечение.Какие страхи мешают учиться
Психологи разделяют страхи на сквозные и временные.
Сквозные страхи — долговременные, они затрагивают мышление и психику студента и не проходят после экзамена или контрольной. К ним можно отнести страх перед будущей профессией или страх, что отчислят из вуза.
Временные страхи — проходящие, они появляются от случая к случаю и быстро проходят. Например, страх перед контрольной работой, защитой диплома и т.д.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Ниже мы собрали самые распространенные фобии у школьников и студентов:
- «Боюсь отвечать на парах или около доски» — распространенный страх у школьников и студентов. Когда ученик оказывается под пристальным вниманием со стороны одноклассников и учителя, можно забыть все на свете, особенно, если есть пробелы в знаниях. В итоге он может получить плохую отметку, которая еще больше усугубит ситуацию и усилит страх.
- Страх допустить ошибку — один из самых распространенных у школьников и студентов. Боязнь ошибиться может вызвать противоположный эффект — ученик может забыть даже то, что отлично помнил. Еще этот страх мешает развиваться, т.к. человек чувствует постоянную неуверенность в себе и своих силах.
- Сердце учащенно бьется, а ладошки потеют — экзаменационный страх знаком каждому. Этот страх временный и проходит после экзамена. Кстати, ученые выяснили, что экзаменационному страху больше подвержены девушки, чем парни.
- Страх плохих оценок бывает как у школьников, так и у студентов. «Синдром отличника» появляется еще в школе и может преследовать человека всю жизнь. Очень часто этот страх провоцируют родители, когда ругают детей за плохие оценки.
Как побороть фобии в учебе
С фобиями и страхами можно и нужно бороться. Вот действенные советы в борьбе со страхами:
- Первый и главный совет — учиться, ведь если не знаешь тему, то страха перед экзаменом не избежать. Когда должным образом готовишься к экзамену, то наш мозг говорит нам: «я сделал все, что от меня зависело, на остальное я повлиять не могу».
- Чтобы меньше бояться учебы, надо поменять к ней свое отношение. Нет ничего непоправимого, и, например, двойку за контрольную работу можно исправить в следующей четверти. Студенческое время наполнено многими переживаниями, и связаны они не только с учебой, поэтому стоит учиться самообладанию.
- «Как перестать бояться выходить к доске?» — этот вопрос волнует многих учащихся. Специалисты советуют успокоиться и глубоко дышать. При ответе возле доски можно выбрать глазами человека в классе или аудитории, который наиболее симпатичен и отвечать материал глядя на него. Это придаст уверенность и поможет справиться с волнением.
- Чтобы избавиться или хотя бы уменьшить страх перед учебой, можно поделиться своими переживаниями с близкими людьми или друзьями. Возможно, они тоже сталкивались с подобным и смогут вас поддержать и дать совет.
- Гонка за оценками часто приводит к депрессии и нервозности. Лучше не гнаться за хорошими оценками, а следить за качеством знаний.
- Чтобы уменьшить волнение связанное с учебой, надо уметь отвлекаться и решать проблемы по мере поступления. Если контрольная работа только в пятницу, нет смысла накручивать себя и волноваться с понедельника. Вместо этого лучше грамотно распределить свое время и составить план подготовки. Например, во вторник повторить одну тему, в среду — другую.
- Если беспокойство мешает учиться и готовиться к урокам , то надо найти способ отвлечься. Поход в кино или спортзал, чаепитие с другом или прогулка по парку — все то, что поможет отвлечься от учебы и разгрузить голову. Ведь часто нервозность появляется из-за усталости и неумения расслабиться.
Тест «Насколько ты боишься экзамена»
Предлагаем вам пройти тест и узнать, насколько вы подвержены тревожности во время экзамена. Прочитайте данные утверждения и ответьте на них да или нет. За каждый положительный ответ дается один балл, отрицательный — 0 баллов.
- Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?
- Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий?
- Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
- Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
- Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова?
- Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена?
- Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе?
- Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
- Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий?
- Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу?
Оценка результатов:
У мальчиков:
- низкий уровень тревожности при проверке знаний, если набрано 0 баллов;
- средний уровень, если набрано от 1 до 4 баллов;
- повышенный уровень — от 5 до 6 баллов;
- очень высокий уровень — от 7 до 10 баллов.
У девочек:
- низкий уровень тревожности при проверке знаний, если набрано от 0 до 1 балла;
- средний уровень, если набрано от 2 до 6 баллов;
- повышенный уровень — 7-8 баллов;
- очень высокий уровень — от 9 до 10 баллов.
Низкий уровень. Состояние тревоги в ситуациях проверки знаний вам не свойственно. Демонстрация знаний (или их отсутствия), достижений, возможностей вас не смущает. Напротив, вы стремитесь вызвать как можно более бурную реакцию со стороны окружающих в ответ на собственные высказывания или поступки, смутить учителя или шокировать одноклассников. Вы любите быть на виду вне зависимости от того, какое впечатление вы производите на окружающих. У вас, по всей видимости, учеба и отношение к ней стоят не на первом месте в списке приоритетов. Вероятно, этот вид деятельности конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания. Можно предположить и некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость. Также не следует исключать и нежелание искренне отвечать на тест.
Средний уровень. Нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Ваши эмоциональные переживания в условиях проверки знаний, достижений, возможностей имеют адекватный характер. Вы достаточно ответственно относитесь к подобным ситуациям, объективно оценивая свои возможности. Для вас характерны адекватность самооценки, уравновешенность поведения, отсутствие повышенной чувствительности, социальной зависимости и сверхконтроля. В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности. Вы достаточно спокойно чувствуете себя у классной доски, демонстрируя свои знания и возможности.
Повышенный уровень. Вы можете испытывать негативное отношение к демонстрации своих знаний, не любить «устные» предметы, предпочитая отвечать письменно. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома либо значима для вас. Сама по себе учеба для вас нетрудна, но вы, возможно, боитесь отвечать у доски, т.к. теряетесь, и поэтому ничего не можете вспомнить. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. В то же время вы достаточно успешно справляетесь с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует так называемая «публичная оценка».
Очень высокий уровень. Очень высокий уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, проявляющийся как в ситуациях публичной оценки, так и при выполнении индивидуальных и письменных работ. Вы испытываете резко негативное отношение к демонстрации своих знаний, боитесь отвечать перед классом и особенно у доски. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей порой бывает неадекватно сильным. У вас иногда может появляться слабость и дрожь в ногах и руках, иногда не можете связно произнести ни одного слова. Экзаменационная ситуация с ее помпезностью, нервозностью родителей, предварительной «накачкой», с непременным ожиданием своей очереди за дверью становится для вас серьезным испытанием. У вас могут рано формироваться чувства долга, ответственности, высокие моральные и этические требования к себе. Именно у себя вы находите массу недостатков. Вас отличает склонность к детальному анализу своего поведения и реакций и высокому интеллектуальному контролю над ними. Данные особенности могут обусловливать такие изменения в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемости внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др.
Помните, что страх чаще всего мешает в учебе. Если у вас возникают трудности с учебой, то лучше не бояться, а обращаться к специалистам студенческого сервиса. Наши эксперты помогут справиться с любыми учебными задачами.