Тренды современного образования — это не всегда инновации. Часто они воссоздают лучшие практики древних университетов. Так, например, появились вузы, обучающие студентов по модели Liberal Art, корни которой уходят к эпохе Античности!
Давайте же исследуем историю возникновения и развития университетов, чтобы увидеть, как менялись образовательные институты в разные века и какие традиции прошлого актуальны в современных вузах.
Хотите первыми получать интересные и полезные статьи из мира образования? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними учиться выгоднее.
Первые университеты Античности
Мы уже рассказывали, когда, как и зачем появились первые университеты в Европе и России. Так что повторяться не будем. Лишь отметим, что образовательные учреждения — это цивилизационное явление, которое можно найти в любой культуре, не только европейской.
Так, в Императорском Китае создание первого учебного заведения в Нанкине приходится на II век до нашей эры. В V веке появляется образовательный институт в Индии, а VI — академия на территории современного Ирана.
История же возникновения университетов в Европе уходит своими корнями в Древнюю Грецию. Именно там в VI до нашей эры появились Академия Платона и Лицей Аристотеля.
Если хотите узнать, как выглядели античные школы, посмотрите фильм «Агора». В исторической драме Алехандро Аменабара описываются события, происходившие в начале V века в Александрии.Наследие античных университетов
Какие же традиции античных институтов можно найти в современных российских и западных вузах? Вы не поверите, но очень много, ведь древние философы:
- развивали саму идею высшего образования;
- дали основу для развития болонской системы и трёх уровней образования: бакалавриата, магистратуры, докторантуры;
- знали толк в soft skills, активно развивая критическое мышление, умение задавать вопросы и коллективно решать задачи;
- применяли полевые исследования в учебном процессе.
Образование в эпоху Средневековья
Эволюция университетов продолжилась в Средние века, испытав на себе значительное влияние христианских традиций и церкви. В европейских городах образовательные центры появлялись вокруг национальных гильдий, которые делились на два типа:
- гильдии, состоящие из студентов;
- гильдии, состоящие из преподавателей.
Это породило два типа европейских университетов, которые условно можно назвать клубными и монастырскими.
Восточные средневековые университеты создавались меценатами. Так, первый Марокканский университет основали в 859 год на деньги дочери богатого торговца.Болонский университет — пример «клубного» вуза, который основали студенты. Здесь правила и порядки устанавливали именно учащиеся. Они же нанимали, увольняли и наказывали преподавателей, а также сами определяли, как и чему они хотят учиться. При этом сами студенты чувствовали себя свободно: совмещали лекции с развлечениями.
Полной противоположностью образовательному учреждению Болоньи стал Парижский университет. Его организовали преподаватели и они же устанавливали законы. Поэтому в университете царила строгая дисциплина и ограничения. Студенты жили в колледжах, находились под постоянным наблюдением и не могли себе позволить лишнего. Такую модель называли условно «монастырской».
Все университеты, которые возникали в Европе, выбирали одну из двух моделей. Парижскую предпочитали северные страны, в том числе Англия. А клубную Болонского университета — южные государства.
Латинский язык в Парижском университете сделали обязательным не только для изучения, но и обязательным в обычной студенческой жизни. Это было нужно, чтобы соблюдать тишину. Ведь на латыни студентам было сложнее разговаривать, чем на национальном языке.Наследие средневековых университетов
Какие традиции достались современным вузам от университетов Средневековья?
- Развитие критического мышления, грамотности и коммуникативных навыков;
- внедрение образовательного процесса 2+2+2;
- в российских вузах — возвращение к идее: «сначала общее образование, а потом специалитет»;
- противостояние «клубного» и «монастырского» подходов в обучении: обратная связь вместо оценок — клубный подход, контроль образовательного процесса — монастырский.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Что такое подход 2+2+2 в высшем образовании? Это попытка построить образовательный процесс по схеме: два года общего обучения, два года специализации, два года магистратуры.Универы времён Возрождения и Реформации
В период Возрождения усиливается роль и число университетов. К 1650 году в Европе было около 80 высший учебных заведений.
Однако влияние церкви на университеты также увеличивается. Студентам больше нельзя свободно путешествовать из города в город и посещать лекции. Страны принуждают к учёбе только в своих вузах, чтобы учащиеся вместе с новым знанием не принесли новые верования.
Отличались процессы на юге и севере. В южных университетах активно развивалась наука, создавались работы по медицине, математике, праву, гуманитарных дисциплинам. А в северных под влиянием Реформации переосмысляли значение церкви и всеобщую грамотность.
Исторически значимой фигурой становится Мартин Лютер, который утверждает, что Библия — единственный источник вероучения, который должен знать каждый. Поэтому он начинает обучать обычных людей. Он же прибивает на двери немецкой церкви 95 научных тезисов.
Наследие Возрождения и Реформации для университетов
Университеты в то время продолжали традиции, заложенные в Средние века. Однако можно найти несколько идей и интересных студенческих обычаев, которые пришли к нам именно оттуда:
- идея всеобщей грамотности зародилась именно в этот период;
- поступок Лютера положил начало традиции шведских университетов: там каждый год выпускники, получившие учёную степень PhD прибивают к стене свою диссертацию.
Тёмное время европейского высшего образования
Серьёзный кризис в истории развития университетов начался в конце XVI века. Этому способствовало несколько причин:
- усиливавшееся влияние церкви и невозможность развивать научное знание;
- отсутствие возможности перемещаться по разным странам и посещать лекции других преподавателей;
- в Европе гремели войны и катаклизмы, унося человеческие жизни;
- возникновение альтернативных учебных институтов.
Всё это создавало отток студентов. А особенно сильную роль сыграли альтернативные образовательные организации. Их можно разделить на три типа:
- технические школы, которые давали конкретную специальность;
- школы, организованные религиозными орденами (например, иезуитские);
- учёные сообщества, которые потом стали академиями наук.
Наследие тёмных веков для университетов
Говорить о благоприятном влиянии периода, который отбросил развитие университетов в прошлое, особо не приходится. Но стоит отметить, что в этот период зародились научные сообщества, которые после дали толчок международному университетскому сотрудничеству.
Появление исследовательских университетов
Университеты всегда были местом, где не только хранились и передавались знания. Здесь также развивалась критическая мысль, делались новые открытия, пересматривались и уточнялись старые концепции.
Но новый толчок в исследовательской деятельности вузы получили именно в 1810 году, когда открыл свои двери Берлинский университет. Это стало ответом на затянувшийся кризис образовательной системы.
В это время министр образования Германии Вильгельм фон Гумбольдт поддержал идею создания национальных университетов, которые позже получат его имя:
- обучение в них велось на немецком языке;
- университеты превратились не только в центры знаний, но и культуры;
- в них начали готовить государственных служащих и управленцев;
- вместо того, чтобы читать древние тексты, преподаватели создавали авторские курсы;
- у преподавателей начали появляться специализации;
- стали разрабатывать новые научные дисциплины.
Наследие исследовательских университетов
На самом деле современные университеты — это более демократичные и модернизированные модели первых исследовательских вузов. Из них взяты многие признаки, которые можно найти сейчас:
- начали преподавать в вузах на национальных языках;
- появились новые дисциплины: филология, археология, экономика и так далее;
- возникли кафедры из «застывших» семинарских курсов;
- началось развитие и финансирование научных исследований;
- у студентов появилась возможность выбирать интересные курсы.
Массовое высшее образование послевоенного времени
Образование практически всегда было привилегией. На него могли рассчитывать люди высокого происхождения или те, кто решил посвятить жизнь богу и изучению Библии.
Однако в XX веке всё меняется. После двух расточительных войн демократизация приходит во все сферы жизни. В том числе в образование. Теперь сдать экзамены и поступить в вуз может почти каждый.
Это привело к появлению новых университетов, а также их специализации по разным направлениям: промышленные, технические, гуманитарные и так далее. В одной Москве на данный момент насчитывается более 260 вузов.
Наследие послевоенного времени для университетов
Вот несколько характерных признаков, которые принесло с собой массовое образование в университеты:
- высшее образование становится массовым (обучается до 50% всего населения стран);
- студенты активно влияют на образовательный процесс;
- появляются разнообразные форматы и специализации вузов;
- возникают модели самоуправления в вузах;
- развивается индивидуальный подход к образованию;
- финансирование переходит из-под контроля государства к университетам.
Современные образовательные модели
Какие образовательные тренды наблюдаются сейчас? Давайте перечислим основные тенденции:
- университеты становятся более самостоятельными;
- в обществе появляется запрос на элитарное образование;
- активно развивается интегрированное обучение на всех ступенях образования;
- увеличивается роль дистанционного образования;
- исчезают границы между университетами и странами — теперь можно учиться в любой точке мира, не выходя из дома;
- при этом развиваются локальные университеты, повышается их уровень;
- и, конечно, укрепляет свои позиции концепция LifeLong Learning, которую предсказывал ещё дедушка Ленин фразой: «Учиться, учиться и ещё раз учиться!».
Мы рассмотрели эволюцию университетов и увидели, как прошлые традиции находят отражение в современности. Так что изучайте историю, узнавайте новое и учитесь с интересом. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ — обращайтесь в студенческий сервис.